М
униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №20 «Ромашка»
Психологический тренинг для родителей
«Моя Галактика»

Подготовила
педагог-психолог
Хлыстунова Е.Г.
Майкоп, 2017 г.
«МОЯ ГАЛАКТИКА»
(психологический тренинг с родителями)
Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.
Задачи: коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей, развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи, осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на ребенка, осознание восприятия окружающих людей, развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.
Стимульный материал: цветные «заготовки», цветная бумага, ножницы, клей, ручки и бумага на каждого участника, диск CD, магнитола.
План тренинга:
Беседа «Что значит любить ребенка?»
Упражнение «Ребенок-статуя»
Беседа «Объятия»
Тест «Какой вы воспитатель?»
Введение в тренинг с элементами аутотренинга.
Выполнение практического задания тренинга.
Пояснительная часть.
Сравнение выполненных работ родителей с работами детей.
Знакомство с результатами тестирования родителей «Тест семейных отношений»
Вручение памятки «Типы семейного воспитания».
Притча о ласточке и стихотворение Н. Дереклеевой
Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».
Ход проведения тренинга:
Беседа «Что значит любить ребенка?»
Я начинаю с вопроса: «Скажите, пожалуйста, а что значит, в вашем понимании, любить своего ребенка?» (ответы родителей)
Кто-то говорит, что любить своего ребенка — значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи... А в последнее время все чаще можно услышать, что любить своего ребенка — это говорить ему: «Я тебя люблю!»
Да, именно эти слова ребенок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование малыша, а потом и существование повзрослевших юноши и девушки. Родительскую любовь впоследствии они переносят во вновь созданные семьи. Их необходимо слышать каждому человеку в своей жизни, и не раз.
Однажды ко мне на консультацию пришел мальчик, и я спросил его, когда последний раз родители говорили, что любят его. Он спокойно мне ответил, что вчера, и мама и папа.
— А кто еще живет с вами? — спрашиваю я.
— Бабушка и дедушка, — говорит мальчик.
— А они давно признавались тебе в любви? — снова интересуюсь я.
— Вчера... — отвечает он.
— А что вчера было? — искренне удивляюсь я.
— День рождения!
К сожалению, бывает так, что родители не любят своих детей. Почему некоторые родители не любят своих детей?
Причин может быть несколько. Например, ребенок появился на свет «незапланированным». Родители его не ждали, хотели пожить «в свое удовольствие». И вот теперь он им не очень нужен. Или они мечтали о мальчике, а родилась девочка.
Часто случается, что ребенок оказывается в ответе за нарушенные супружеские отношения. Например, он похож на отца, с которым мать в разводе, и некоторые жесты или выражение лица вызывают у нее глухую неприязнь.
Серьезные причины могут скрываться и за усиленным «воспитательным» настроем родителя. Это может быть, например, стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты или желание доказать супругу и всем домашним свою крайнюю необходимость, незаменимость, тяжесть бремени, которое приходится нести.
Вследствие этого могут возникнуть негативные эмоциональные проявления у ребенка. Как они выглядят и в чем психологические причины их появления? (1)
«Кувшин чувств»
Давайте представим, что наши чувства и эмоции — это некий сосуд. На дне сосуда находится самое главное его содержимое, и когда нам хорошо, то сосуд невозможно выплеснуть. Когда же нам плохо, то из него льется, как говорится, через край. |  |
Беседа «Объятия»
Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать, — это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Я обнимаю того родителя, который исполнял роль моего ребенка.) Когда ему будет достаточно, он сам отойдет.
При этом вы ни в коем случае не похлопывайте его по спине и не поглаживайте, будто бы «все это такие мелочи, что до свадьбы заживет». Вы просто его обнимайте.
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она считает, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребенок развивался интеллектуально, — 12 раз в день! И между прочим — не только ребенку, но и взрослому.
Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.
Ребенку подобные знаки безусловного приятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.
Тест «Какой вы воспитатель?»
Ну, а теперь давайте-ка разберемся, как вы, именно вы, уважаемые родители, воспитываете своих детей.
Для этого вашему вниманию предлагается специально разработанный тест. Ответив честно на все девять его вопросов, вы сможете увидеть, достаточно ли вы терпеливы и упорны в воспитании своего ребенка, умеете ли понимать его и его психику, и вообще – с любовью ли вы воспитываете его.
1. Уделяете ли вы своему ребенку внимание каждый день?
Да – 5 очков; нет – 7.
2. Есть ли у вашего ребенка детская комната?
Да – 5 очков; нет – 7.
3. Ваш ребенок послушен?
Всегда – 5 очков; иногда – 3; нет – 7.
4. Терпеливы ли вы, когда он капризничает, плохо ест?
Всегда – 5 очков; иногда – 3; никогда – 7.
5. Умеете ли вы прощать своему ребенку шалости?
Да – 5 очков; иногда – 3; никогда – 1.
6. Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ли ему причину?
Да, всегда – 5 очков; иногда – 3; нет – 7.
7. Применяете ли вы «для воспитания» телесные наказания?
Да, часто – 1 очко; иногда – 3; никогда – 5.
8. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок всегда и всем с вами делился?
Да – 7 очко; иногда – 3; не хочу – 5.
9. Требуете ли вы от своего ребенка выполнения всех тех обязанностей, которые, как вы считаете, он должен выполнять?
Да – 5 очков; иногда – 3; нет – 1.
Введение в тренинг с элементами аутотренинга.
Уважаемые родители! Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Мы предлагаем вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения.
Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.
Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».
Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.
Выполнение практического задания тренинга.
Человек может сравниться со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальнее, -каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, своя галактика.
А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.
В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Это и будет ваша собственная Галактика.
Нарисуйте свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочку для своего малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Звезды могут быть разных размеров и цветов. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!
Пояснительная часть.
С точки зрения психологии, вы создали мир, в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?
Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.
А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?
Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?
Знакомство с результатами тестирования родителей «Тест какой я воспитатель»
А теперь подсчитайте набранные вами очки.
От 10 до 23 очков: похоже, что вы неверно воспитываете своего ребенка. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это подтверждается. Задумайтесь над этим – если вы в ближайшее время коренным образом не измените методы своего воспитания, вполне может случиться так, что ваш ребенок будет постоянно огорчать вас или же просто замкнется в себе.
От 24 до 37 очков: ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вероятно, вам необходимо постоянно проявлять большую заботу о своем ребенке и чаще уделять внимание ему. В противном случае у вас в конце концов могут возникнуть определенные проблемы в отношениях с вашими детьми.
От 38 до 50 очков: у вас достаточно терпения и такта, упорства и любви по отношению к своему ребенку, что чрезвычайно важно! Вы – хороший воспитатель и заслуживаете за это особой благодарности, которая наверняка последует как со стороны окружающих вас, так и со стороны ваших детей.
Притча о ласточке и стихотворение Н. Дереклеевой
А в конце нашей встречи я хочу рассказать вам притчу о ласточке: «Жила-была ласточка. У нее было трое детишек. Её гнездышко находилось на обрыве реки. Они жили счастливо и радовались друг другу все это время. Но как всегда весной началось половодье. Вода в реке начала подниматься и поднялась настолько, что вот-вот затопит гнездышко. Ласточка поняла, что скоро они могут погибнуть. На середине реки был высокий остров, и многие птицы спасались на нем. Ласточка тоже решила спасти на нем своих детей. Она взяла одного ребенка в клюв и полетела с ним через реку к острову. Но на середине пути она поняла, что не рассчитала свои силы. И начала опускаться всё ниже к реке. Когда птенец понял, что мама его устает, он начал упрашивать ее: «Мамочка, спаси меня, пожалуйста! Если ты меня спасешь, я все буду делать для тебя. Когда я вырасту, я никогда тебя не покину». Но у ласточки не хватило сил, и она выронила ребенка из клюва. Она прилетела на остров, отдохнула и полетела за вторым своим птенцом. Она взяла его в клюв и снова полетела через реку. Но не пролетела и половины пути, как силы её покинули. Она еще тяжелее стала махать крылышками. Тогда птенчик взмолился: «Мамочка, родная, спаси меня, пожалуйста! Ведь я, когда вырасту большой, буду заботиться о тебе, буду поить тебя и кормить, всегда буду помнить о том, что ты меня спасла». Но ласточка не смогла его вынести и второй ее ребёнок погиб. Она снова полетела на остров, отдохнула на нём и полетела за своим последним ребенком. Она взяла его в клюв и, почти обессиленная, полетела в свой последний путь, рассекая крыльями воду. Она старалась изо всех сил, чтобы спасти хотя бы этого детеныша. Но силы стремительно покидали её. Ребёнок взмолился: «Мамочка, миленькая, родная моя, я прошу тебя только об одном: спаси меня, пожалуйста. Ведь когда я вырасту, и моё гнездышко с детьми будет затапливать река, я тогда тоже спасу своих детей так же, как ты сегодня спасла меня». Ласточка прониклась словами этого ребёнка и спасла его единственного с надеждой о будущем.»
Так относитесь же к своим детям так же, как вы хотите, чтобы они относились к вам и к своим детям в своих будущих семьях.
Эту тему хотелось бы завершить стихотворением педагога Н. Дереклеевой, которое неплохо было бы вручить мамам и папам на последней родительской встрече, посвященной взаимоотношениям между взрослым и ребенком:
Чем проповедь выслушать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут всё без труда.
Слова порой запутаны
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник –
Кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.
И если всё мне показать –
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям и словам
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живёшь,
По правде или нет.
Завершение тренинга.
Уважаемые родители, наш тренинг подошел к концу. Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными. До новых встреч!
Желаем вам успеха в выстраивании отношений с вашими собственными детьми. А самое главное – любите и берегите своих родных и близких!