Министерство образования Новосибирской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОВОСИБИРСКИЙ ЛИЦЕЙ ПИТАНИЯ»
Психологический тренинг на тему:
«Развитие навыков конструктивного взаимоотношения в команде»
Выполнила: педагог-психолог
первой категории
Хохлова В.Б.
2024
Психологический тренинг на тему:
«Развитие навыков конструктивного взаимоотношения в команде»
Цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения педагогов;
развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
способствовать развитию умений определять пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия педагогов;
формирование навыков «чтения» невербальных сигналов партнера;
развитие способности сопереживания партнеру по общению;
Результат:
поднятие командного духа, повышение доверия друг к другу
укрепление чувства уверенности в себе и в других членах команды
развитие настойчивости при выполнении сложных задач
проявление и более полное раскрытие скрытого творческого потенциала каждого участника.
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Ход занятия
Участники рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать начинается тренинг.
Здравствуйте. Сегодня проведем для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Разминка упражнение «Пожалуйста»
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения.
Время выполнения: 5 минут
Ход упражнения:
Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибется, выбывает из игры.
Упражнение «Ты и Я»
Цель: развитие умения понимать и принимать свою общность и свое различие с другими.
Время выполнения: 15-20 минут
Ход упражнения:
Участники становятся в круг лицом к центру. Упражнение состоит из двух частей.
В первой части один из участников выходит в круг, становится лицом к соседу справа, первому от себя, и говорит ему: «Ты такой же, как и я. Ты и Я……(называет признак общности)». Партнер отвечает ему аналогичной фразой, но с другим признаком общности. Затем начавший упражнение переходит к следующему и обменивается с ним фразой с тем же началом. Затем переходит к третьему партнеру и т.д., пока весь круг не вернется на исходное место. На этом первая часть упражнения закончена.
Во второй части начавший игру, а затем и другие участники аналогично будут говорить друг другу фразу начинающуюся со слов: «Я отличаюсь от тебя тем, что Я….., а Ты…..»
Обсуждение:
Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Что нового узнали о других?
Что интересное узнали?
Упражнение «Только вместе!»
Цель: преодолеть барьеры в общении между участниками, сближение участников и формирование телесного взаимодействия.
Время выполнения: 5 минут.
Ход упражнения: Участники разбиваются на пары и встают спина к спине. Необходимо постараться медленно-медленно, не отрывая спины от спины партнера, есть на пол. А потом так же встать. Поэкспериментируйте, с какой силой вам нужно опираться на спину партнера, чтобы обоим было комфортно двигаться. Затем смените партнера.
Обсуждение:
Удалось ли выполнить упражнение?
Что облегчило выполнение упражнения?
Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Упражнение «Тропинка на скале!»
Цель: развитие навыков принятия и телесного взаимодействия друг с другом, в том числе в экстремальной ситуации.
Время выполнения: 10 минут.
Ход упражнения: все участники выстраиваются в линию боком друг к другу. Это скала. Перед линией очерчивается или обозначается тропинка, на которой располагаются (в виде остальных участников) препятствия: ветки и корни деревьев, выступы валуны, скалы и т.д. за линией обрыв, пропасть. Задача каждого участника, начиная с крайнего, пройти по тропинке и встать с другого края в ряд. При преодолении препятствий идущий может цепляться за «расщелины в скале и за сами препятствия». «Упавший» может снова «вскарабкаться» на тропинку и продолжить опасный путь или просто пройти дальше и стать частью скалы.
Обсуждение:
1.Что вы чувствовали в роли идущего?
2.Что вы чувствовали в роли препятствия или скалы?
3.Обратили ли вы внимание на то, что каждое препятствие одновременно являлось опорой для идущего?
Упражнение «Гусеница»
Цель: развитие навыков доверия между участниками группы, умение действовать организованно.
Время выполнения: 5 минут.
Ход упражнения: Сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до воздушного шара строго запрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту.
Обсуждение:
Какие эмоции испытывали при выполнении упражнения?
С какими трудностями столкнулись во время выполнения упражнения?
Упражнение «Кто быстрее»
Цель: координация совместных действий, распределение ролей в группе.
Время выполнения: 5 минут.
Ход упражнения: Посчитаться на счёт раз-два. У нас получилось две команды. Ваша задача сейчас, как можно быстрее, построить ту геометрическую фигуру, которую я назову, причём строитесь вы молча, ничего не объясняя.
Фигуры:
треугольник;
ромб;
угол;
буква;
птичий косяк;
круг;
квадрат.
Обсуждение:
Трудно было выполнять задание?
Что помогло при его выполнении?
Упражнение «Счёт до десяти»
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Время выполнения: 5 минут.
Ход упражнения:
«Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои голову вниз и
попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:
Что с вами происходило?
Если не получилось, то почему?
Какую стратегию вы выбрали?
Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Ход упражнения:
— Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить друг другу, чтобы взаимодействие стало еще эффективнее, а отношения более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. Давайте наградим себя аплодисментами!
А сейчас по кругу ответьте на такие вопросы:
Что для вас сегодня было важным?
Какие чувства вы испытывали?
Какие выводы сделали?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы – единое целое, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы – сила! Спасибо за участие!