СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический тренинг "Пагубные пристрастия"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе тренинга обсуждаются пагубные пристрастия человека и их последствия.

Просмотр содержимого документа
«Психологический тренинг "Пагубные пристрастия"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Преображенка




















Тренинговое занятие


Пагубные пристрастия






















Разработала: Верхотурова Н. И.,

психолог-консультант,

МКОУ СОШ с. Преображенка,

Катангский район, Иркутская область







Цель:

  • мотивировать учащихся на обсуждение темы «Наркотические вещества и их последствия, или пагубные пристрастия»;

Задачи:

  • выявить причины токсичного влияния на организм человека этанола, никотина, наркотических веществ;

  • выявить последствия влияния токсинов на организм человека;

  • предоставить учащимся возможность выражать свои чувства;

  • активизировать работу учащихся посредством тренинга и развивать поведенческие навыки отказа от употребления наркотиков;

  • способствовать формированию здорового образа жизни.

Возрастная группа: 15-17 лет.

Все участники тренинга - учащиеся 9-11-х классов, сидят по кругу, приветствие всех и мотивация на работу с помощью энергизаторов.

Энергизаторы

  1. Здравствуй друг, здравствуй брат!

Нашей встрече каждый рад.

Здравствуй мир, здравствуй век!

Здравствуй, добрый человек!

  1. Предложить учащимся сесть в кругу поближе друг к другу и поздороваться большими пальцами рук, локотками, плечиками, спинками.

Мотивировать учащихся на обсуждение темы «Наркотики» через обращение к чувствам, установкам детей с помощью приема «Ассоциации»(6).

Приём «Ассоциации». Каждому ученику выдаются три полоски бумаги, ведущий медленно называет слова, учащиеся при этом должны записать на полосках бумаги свои ассоциации по поводу произнесённых слов, например, солнце – тепло, свечение и т. д. Просьба: работать самостоятельно, писать разборчиво, откровенно.

Учитель говорит: «Наркотик», учащиеся записывают свои ассоциации, затем через минуту снова произносится это же слово и учащиеся пишут ассоциации, это же повторяется в третий раз. Далее сбор материалов с ассоциациями, перемешивание, раздача трёх ассоциаций каждому, каждый ученик зачитывает вслух всей группе доставшиеся ассоциации, во время чтения каждый ученик выбирает несколько личностно значимых ассоциаций и записывает в свою тетрадь. (Ответы наших учащихся: наркотик – убийца, это тихая война, короткое удовольствие, первая выкуренная сигарета, гибель от передозировки, добровольное сумасшествие и др.). Значит, употребление алкогольных напитков, психотропных веществ, курение – это пагубные пристрастия человека. Итак, тема занятия «Пагубные пристрастия». Распространение наркотиков отрицательно влияет на все стороны жизни современного общества.

Мозговой штурм: Но почему же люди одурманиваются?

Правила мозгового штурма: называть свои идеи, нельзя идеи повторять, идеи не оцениваются и не критикуются, каждый высказывает своё мнение, все ответы фиксируются ведущим на доске.

Возможные ответы ребят:

  • дань моде;

  • групповая зависимость и давление (лесть, шантаж, уговоры, запугивание, насмешки, похвала, подкуп, призыв «делай, как мы», обман и др.);

  • отказаться в компании неудобно (хотя и не куришь);

  • интересно, какие при этом будут ощущения?;

  • кто-то хочет понравиться тем друзьям, кто уже курит или выпивает, некоторые делают назло своим близким - из-за обиды или просто хотят показать свою независимость;

  • эти вещества дадут облегчение в горе;

  • низкий уровень информированности о вреде никотина, алкоголя, наркотиков;

  • финансовая свобода некоторых подростков;

  • лёгкая доступность купли-продажи наркотических веществ;

  • плохая организация подросткового досуга;

  • несформированность системы собственных ценностей у подростков.


По данным СМИ причины, побудившие курить и одурманиваться:

  • Влияние друзей – 31%

  • Любопытство - 26%

  • Стресс -24%

Если душа подростка или взрослого человека пуста, в ней поселяется «дьявол» и это ведёт к рискованному поведению.


Энергизатор «Как заражаются ВИЧ»(6).

  1. Учащимся раздаются карточки, то, что, записано на карточках, учащиеся должны держать в секрете. Каждый, свободно перемещаясь должен собрать 3 подписи на свою карточку и сесть.

  2. Попросить встать учащегося с крестиком на карточке. Извиниться и объяснить, что по условиям игры, результаты его анализа показали наличие у него ВИЧ - инфекции.

  3. Попросить тех, у кого есть имя этого человека в карточке, встать. Сказать им, что они подверглись риску заражения. Попросить встать тех, у кого есть имена тех учащихся, которые уже сейчас стоят. Они тоже подверглись риску заражения. Продолжить процесс до тех пор, пока все учащиеся не поднимутся, кроме тех, которые ни с кем не контактировали, не подписывали ничьих карточек и не давали подписывать свою карточку.

  4. Попросить стоящих учащихся посмотреть, нет ли на их карточке буквы «в». Это означает, что они воздерживались от половых контактов и не подвергались риску заражения. Они могут сесть. Остальные должны условно сдать тест на ВИЧ.

  5. Сказать учащимся, что это всего лишь игра, показывающая, как быстро происходит распространение ВИЧ. Напомнить, что ВИЧ - инфекция не передается обычным путем и что все учащиеся в группе здоровы. ВИЧ передается только тогда, когда происходит контакт с жидкостями: спермой, вагинальными выделениями, молоком зараженной матери, с кровью.

Затем обсудить с учащимися следующие вопросы:

1. Что чувствует сейчас тот, у кого на карточке есть крестик?

2. Что вы чувствуете по отношению к нему?

  1. Что почувствовали те из вас, кого «не взяли в игру» с самого начала?

  2. Что почувствовали участники, которые узнали, что воздержание от полового контакта защитило их от ВИЧ- инфекции?

Подвести учащихся группы к осознанию и выводу, что иногда нелегко поступать не так, как все остальные, но именно такое поведение является самым безопасным.

Информация для размышления (просмотр и обсуждение компьютерных слайдов о негативном влиянии наркотиков на организм человека, об эпидемии ВИЧ/СПИДа на территории Иркутской области).

Групповая работа. Распределение учащихся на 4 кооперативные группы. В группах учащиеся работают 15 минут.

В группах учащиеся обсуждают информацию для размышления (см. приложение), обобщают, формулируют выводы и фиксируют их на плакатах.

1группа: Последствия употребления наркотиков;

2группа: Последствия употребления табака;

3группа: Последствия употребления алкогольных напитков;

4группа: Последствия заражения ВИЧ/СПИД.

Затем проходит презентация результатов работы каждой группы, обсуждение в тренинговом кругу. Учащиеся при этом осознают, что курение, употребление алкоголя и наркотиков – удел слабых и безвольных людей. Альтернативой приёму наркотиков являются учёба и творчество, физкультура и спорт, любая активная жизнедеятельность. Страстно увлеченный каким-либо полезным делом человек редко пробует наркотики или совсем не пробует.

Рефлексия. Что в ходе занятия заставило вас задуматься? Что вы сегодня осознали?

Высказывания учащихся по кругу:

я почувствовал(а), что……;

я понял(а), что…..

я осознал(а), что …

Ведущий. Ребята, наполняйте свои души новыми знаниями, событиями, делами. Открывайте для себя что-то новое! Душа не терпит пустоты! Если душа пуста, в ней поселяется дьявол по имени «наркотик».

Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя, на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя, потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой, раствориться, в пыль превратиться человеческий облик твой.

Чувство собственного достоинство –

это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи, -

боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого, ничего не придумало человечество для спасения своего.

Б. Окуджава


Нет – табаку! Нет – наркотикам! Нет – алкоголю!

Выбирай себе лучшую долю.

Выведи себя на правильный путь,

Дай лёгким своим свободно вздохнуть.

Чтобы здоровым остаться,

Нужно творчеством заниматься.

Так что в жизни тебе решать:

Как быть и что выбирать.



В конце занятия подросткам можно рекомендовать информационные листки для самостоятельного изучения (3-5, 8-11) (приложение).












Приложение

Информация к размышлению


  • Ежедневно в США никотин уносит 320 тыс. жизней, и эта цифра, намного превышает смертность от алкоголя.


  • Данные социологических исследований в нашей стране показывают, что 30% мужчин и 5% женщин впервые пытались курить уже в 10 лет. А в возрасте до 18 лет курят, получая удовольствие от этого 34% мальчиков и 26 % девочек.


  • Табачный дым, прежде всего, поражает органы дыхания. Разрушение их начинается со слизистой оболочки рта, затем – глотка, гортань, бронхи и легкие. По данным ученых, курильщики в 15-20 раз чаще страдают злокачественными опухолями органов дыхания. Распространенные заболевания курильщиков: гипертоническая болезнь, хронический бронхит, эмфизема легких, раковые заболевания.


  • У некурящих из-за «обкуривания» их курящими людьми могут возникать приступы астмы, развиваться аллергия, обостряться течение ишемической болезни сердца. Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута в табачном дыме опасно не только тем, кто курит, но и всем кто дышит этим дымом, прежде всего детям.


  • Головная боль, головокружение, сердцебиение, разбитость – это частые жалобы некурящих взрослых и детей, которым приходится подолгу находиться в прокуренных помещениях.


  • Ученые установили, что сломанные конечности у курящих срастаются медленнее и тяжелее, чем у некурящих. Никотин способствует сужению кровеносных сосудов, в результате чего сокращается кровоток вокруг сломанной кости.


  • Удалось выявить связь между курением и раком. Оказывается, под воздействием веществ, содержащихся в дыме, происходят мутации гена, отвечающего за организацию обороны организма человека от раковых заболеваний. Ученые предполагают, что вредоносные вещества соединяются с генетическим материалом в клетках и избирательно «обессиливают» ген контроля за раком.


  • По данным Минздрава США, в стране ежегодно умирают 390 тыс. человек от болезней, связанных с курением, около 150 тыс. человек – с употреблением алкоголя и 4000-5000 человек – от наркотиков.


  • Табачный деготь – сильный канцероген, то есть вещество, вызывающее злокачественные опухоли органов дыхания. При сгорании 1 кг табака образуется в среднем 55 г табачного дегтя. Человек, который ежедневно выкуривает 10 сигарет, за год пропускает через себя 400 г табачного дегтя.


  • Курение обуславливает 80% смертей мужчин от болезней сердечно-сосудистой системы в возрасте 35-45 лет. Вследствие курения в России ежегодно смертельно заболевают до 100 тыс. человек.







Информация к размышлению


  • Первые сообщения о таинственной смертельной болезни появились в США в 1978 году. В 1983 году ученым удалось выделить возбудителя заболевания, получившего название ВИЧ. Он поражает клетки иммунной системы организма, призванные бороться с инфекцией.


  • Почти сразу после попадания ВИЧ в организм у инфицированного человека возникает состояние, напоминающее грипп. Это состояние обычно быстро проходит, не вызывая особых опасений, поскольку в сознании инфицированного человека оно не связывается с ВИЧ.


  • Попав в организм, вирус постепенно разрушает иммунную систему. Поэтому у больного развиваются многочисленные болезни: пневмония, рак, инфекционные заболевания, обычно не свойственные людям со здоровой иммунной системой. Эта последняя стадия заболевания называется СПИДом. Больной резко теряет в весе (10% и более), месяцами страдает от повышенной температуры тела, сильного ночного потоотделения, хронической усталости, увеличения лимфатических узлов, постоянного кашля и расстройств кишечника. В конце концов, наступает момент, когда сопротивляемость организма окончательно утрачивается, а многочисленные болезни настолько обостряются, что человек умирает.


  • Исследования показали, что ВИЧ в разных количествах может содержаться в различных жидкостях организма: крови, материнском молоке, сперме, во влагалищных выделениях, в значительно меньшей степени – в выделениях слизистых оболочек и слюне.


  • Пути заражения ВИЧ – инфекции:

- незащищенный половой контакт с инфицированным ВИЧ или больным СПИДом человеком;

- попадание крови инфицированного ВИЧ или СПИДом в организм здорового человека;

- передача ВИЧ от инфицированной или больной СПИДом матери ребенку;

- применение нестерильных медицинских инструментов, включая иглы для введения наркотиков, прокалывания ушей, нанесения татуировок или акупунктуры.


  • ВИЧ-инфекция не передается бытовым путем, при пользовании общей посудой, одеждой, полотенцами, туалетом. Плавая в одном бассейне, здороваясь, обнимаясь, целуясь человек не получит возбудителя данной инфекции, т. е. ВИЧ не передается воздушно – капельным путем.


  • ВИЧ- инфекция относится к долго текущим заболеваниям. С момента заражения до смерти может пройти от 2-3 до 10-15 лет.


  • Показатель заболеваемости ВИЧ-инфекцией по России в среднем составляет 171 случай на 100 тысяч населения. В шести регионах России - Свердловская, Самарская, Иркутская, Оренбургская области, г.г. Екатеринбург, Санкт-Петербург - показатель распространенности ВИЧ-инфекции превышает 500 случаев на 100 тыс. жителей.






Информация к размышлению


● Ты думаешь, что наркомания начинается с первого укола? Нет!

Наркомания начинается с первой выкуренной сигареты.

● Прежде, чем купить и попробовать наркотик или любой токсикант, подумай: а зачем тебе это надо? Кроме дополнительных проблем ничего хорошего не получишь.

● Если, попробовав дури, тебе захотелось повторить, знай, ты – в начале пути к своей безвременной смерти. Но еще до ее прихода ты испытаешь такие муки и страдания, каких не пожелаешь своему злейшему врагу.

● Итак, где бы, в какой-бы ситуации ты ни оказался – скажи сам себе твердо и решительно: НАРКОТИКУ – НЕТ!

● Лжец тот, кто делит наркотики на сильные и слабые, утверждая при этом, что последние безвредны.

● Эйфория от приема наркотика длиться несколько минут, а состояние безразличия, душевной опустошенности, вялости, дремоты и горячего бреда – всю жизнь.

● Начиная употреблять наркотики, не думай, что ты пользуешься свободой. Наоборот, ты начал ее терять, передавая себя в рабство.

● У меня есть защита от депрессии – я не пью и не колюсь.

● Я буду продолжать работать над собой столько, сколько потребуется, даже если потребуется - всю жизнь.

● «Наркоманы находятся в страшных муках от передозировки наркотика, от отравления разбавителями, от СПИДа, гепатита, от заражения крови, от несчастных случаев, от убийств и самоубийств…»

● «Наркоман убивает медленной мучительной смертью не только себя, но и своих родных и близких, загоняет свою семью в беду и боль, в горе и смерть…»

● «Ребенок, родившейся у наркоманки, от рождения обладает наркотической зависимостью…»

● Одним из мотивов употребления наркотиков является интерес, который значительно быстрее реализуется в группе. Употребление наркотика нередко свидетельствует об отсутствии других путей, возможностей и способностей самоутверждения.

● К самоутверждению через употребление наркотиков большую склонность имеют лица с генетической ослабленностью и получившие дурное воспитание.

● Чем возвышеннее желание, потребности и привычки у человека, тем выше уровень развития его мозга, и наоборот.

● Трудность лечения наркомании заключается в прочности психической зависимости от наркотика.

● Все токсические вещества подавляют интеллект, волю, устойчивость к стрессам, не позволяет трезво оценивать действительность.

● Первым признаком психической зависимости от наркотиков являются мысли о его употреблении.

● Человеку свойственно оправдывать свои действия. У всех наркоманов имеется устойчивое убеждение о «пользе» наркотического вещества.

● При употреблении наркотиков в первую очередь происходят изменения в психике: формируется психическая опустошенность, душевная холодность, неспособность к сочувствию и сопереживанию, эмоциональному контакту с другими людьми, глубокий эгоизм. Наркоман равнодушен даже к собственным детям и родителям, все это вместе называется психосоциальной деградацией личности.

● Особенно неустойчивы к наркотическому соблазну те, кто обладает низкой выносливостью, а также те, кто склонен к экспериментам над собой, кто считает, что «в жизни нужно все попробовать». Наркотики, как показывает жизнь, привязывают иногда к себе даже самых волевых людей. Привязывают, а потом уничтожают.





Информация к размышлению


  • Люди спиваются постепенно, незаметно для себя и нередко для окружающих. Никто от формирования алкогольной зависимости не застрахован! Никто из алкоголиков не мечтал им стать.

  • Алкоголь в любых дозах через формирование структурных изменений мозга подавляет интеллект, инициативность, творческие способности, снижает социальную активность, подавляет чувство гордости, чести, ответственности, заметно снижает половые способности мужчин и женщин, подавляет человека физически и нравственно, отягощает наследственность.

  • Установлено, что алкогольный яд вызывает структурные изменения в организме.

  • В первую очередь колоссальный вред наносится мозгу. Употребление алкоголя приводит к плохой восприимчивости информации, а также происходит угасание этических и нравственных норм.

  • Среди пьющих подростков больший процент молодежи приобретает алкогольную зависимость на всю жизнь. Подростковый организм в 7- 10 раз быстрее привыкает к спиртным напиткам, чем устоявшийся взрослый. Употребление подростком менее серьезных спиртных напитков не говорит о меньшей предрасположенности к алкоголизму.

  • У подрастающего поколения намного быстрее происходит разрушение печени, чем у взрослого человека. Это связано с тем, что у подростков повышена проницаемость стенок сосудов, и печень не так развита, как у взрослого человека. Под воздействием спиртных напитков осуществляется жировое перерождение клеток печени. Весь организм претерпевает изменения: нарушается синтез белков, углеводов, ферментов и витаминов. К сожалению, многие юноши и девушки, начав употреблять спиртные напитки в раннем возрасте, потом уже не могут остановиться, что влечет за собой смертельное заболевание - цирроз печени. Данный орган просто разлагается под воздействием этанола, так как его жировые клетки претерпевают быстрый процесс перерождения, и его ткань приходит в состояние омертвения, тем самым нанося непоправимый вред молодому организму.

  • Страдает работа желудочно-кишечного такта. Алкоголь провоцирует изменение свойств и количества желудочного сока, осуществляется нарушение функционирования желудочной железы, что влечет за собой такие серьезные заболевания, как панкреатит и сахарный диабет. Если отдельно рассматривать такой напиток, как пиво, то оно представляет собой мочегонное средство. При его частом употреблении организм теряет все полезные вещества, что очень опасно и практически невосполнимо для молодого человека. Сладкие коктейли, особенно любимые в молодежной среде, производят в желудке абсолютный хаос, так как они содержат этиловый спирт, краситель и сахар.

  • Также серьезный вред оказывается на сердечно сосудистую систему. При употреблении спиртных напитков подросток становится агрессивным, что влечет за собой психические нарушения. При этом начинает свое развитие тахикардия, появляются проблемы с артериальным давлением.

  • Зачастую в подростковой среде половые контакты являются следствием воздействия алкоголя. В связи с этим среди молодого поколения выявлено множество случаев заражения инфекциями полового характера, гепатитом В и С, а также СПИД и ВИЧ-инфекциями. Кроме того, в большинстве вариантов случайные связи под воздействием алкоголя влекут за собой раннюю беременность молодых девушек, которые от страха неизвестности совершают аборты и потом на протяжении долгих лет мучаются последствиями такой ошибки. При этом в большинстве случаев такие девушки в дальнейшем не могут иметь детей.

  • Под воздействием алкоголя наносится вред иммунной системе, в связи, с чем пьющий подросток чаще других приобретает простудные заболевания инфекционного характера.

  • У молодежи, употребляющей большое количество спиртного, отмечены частые инфекции мочевыводящих путей, почек, а также частые воспалительные процессы в дыхательных путях, которые обостряются еще и такой проблемой подростков, как курение.

  • Алкоголь оказывает непоправимый вред на репродуктивную систему молодых людей. Так, девушки при распитии спиртных напитков обрекают себя на рождение больного потомства. Кроме того, алкоголь может стать причиной выкидышей или не вынашивания плода в дальнейшей жизни.

  • Каждый человек, который попадает в зависимость от алкоголя, нуждается в лечении.


Советы подросткам

Как отказаться от предложения попробовать наркотики?

Лучше отказаться от наркотиков один раз, чем пытаться это делать всю свою короткую жизнь.

Как это можно сделать? Тактика отказа:

1. Вежливо отказаться: «Хочешь попробовать?» — «Нет, спасибо».

2. Объяснить причину отказа: «Почему не хочешь?» — «Не могу, сдаю анализы».

3. Сменить тему: «Давай покайфуем?» — «А ты слышал, что?…»

4. Надавить со своей стороны: «Если бы ты был крутым, то бы попробовал» — «А если бы ты был крутым, то перестал бы ребячиться».

5. Не проявлять интереса. Тебе предлагают наркотик — не обращай внимания, пройди мимо.

6. Избегать ситуации и места, где на тебя могут оказать давление.

7. Сила в числе. Если приходится ходить в такие места — иди вместе с теми, кто тоже не употребляет наркотики.

Еще варианты отказа? Пожалуйста:

– Нет, мне есть чем заняться!

- Нет, спасибо, я катаюсь на велосипеде, занимаюсь спортом (или делаю что-либо еще) и мне не до этого!

– Нет, спасибо, я не хочу неприятностей с родителями (учителями в школе и т.д.).

– Нет, спасибо, мне не нравится запах (вкус).

– Нет, спасибо, я не хочу.

– Нет, спасибо, это не для меня.

– Нет, спасибо, я это не употребляю.

– Нет, спасибо, мне еще заниматься и учиться.

– Нет спасибо, у меня много дел.

– Нет, спасибо, я сейчас на диете.

– Нет, спасибо, у меня на них аллергия.

– Нет, спасибо, мне надо на тренировку (в школу, домой, к друзьям).

– Спасибо, нет.

– Спасибо, нет! Это не в моем стиле. Это не в моем вкусе. Это не для меня.

– Нет, не хочу неприятностей.

– Я и без этого себя прекрасно чувствую!

( и другие варианты, которые вы можете придумать сами).

И еще! Когда говоришь «Нет»: смотри в глаза, улыбайся и не чувствуй себя виноватым – это ложное чувство вины!

Отказываясь от наркотиков, ты делаешь выбор в пользу своей жизни, своего настоящего и будущего, своего успеха и любимого дела, своей свободы, своей самостоятельности, ответственности и настоящему счастью!













Литература

  1. Макеева А. Г. Долго ли до беды? М.: Линка-пресс, 2000.

  2. Макеева А. Г. Не допустить беды. М.: Просвещение, 2003.

  3. Маюров А. Н. , Маюров Я. А. Алкоголь – шаг в пропасть. Кн. 3. М.: Педагогическое общество России, 2004.

  4. Маюров А. Н. , Маюров Я. А. Наркотики, выход из наркотического круга. Кн. 4. М.: Педагогическое общество России, 2004.

  5. Ягодинский В. Н. Уберечь от дурмана. М.: Просвещение, 1989.

  6. Учебное пособие по профилактике ВИЧ/СПИДа «Полезная прививка» под общей ред. О.Л. Романовой М.:2004.

  7. Солдатова С. В. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях. Методическое пособие. Издательский центр МГОГИ, 2010.

  8. http://cgie.62.rospotrebnadzor.ru/info/zdorovii-obraz

  9. https://www.tokb.ru/patsientam/pamyatki-i-rekomendatsii/alkogol-posledstviya-upotrebleniya/

  10. https://infourok.ru/pamyatka-detyam-o-vrede-narkotikov-4140651.html

  11.  https://www.donland.ru/activity/1230/














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!