СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое консультирование как компонент системы психологической помощи детям с ОВЗ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Основное направление государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья - это адаптация ребенка к социуму через семью. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии вносит коррективы в привычный быт семьи. Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка, регулярное консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в семье.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое консультирование как компонент системы психологической помощи детям с ОВЗ.»













Доклад



Психологическое консультирование как компонент системы психологической помощи детям с ОВЗ.







Содержание.

  1. Введение

  2. Основные направления консультирования семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

  3. Консультирование родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

  4. Заключение.

  5. Список литературы.






















Введение



Основное направление государственной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья - это адаптация ребенка к социуму через семью. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии вносит коррективы в привычный быт семьи. Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка, регулярное консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в семье.

Освоение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от родителей определенных знаний, дополнительных мер, средств и усилий.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями - помочь семье справиться с трудной задачей воспитания, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса.

Задачи социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

 - обеспечение детей возможностью вести образ жизни, соответствующий возрасту;

 - максимальное приспособление ребёнка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, участия в общественно полезном труде;

 - содействие в профориентации, профобучении и трудоустройстве;

 - проведение специальной работы с родителями ребёнка – воспитание у родителей отношения к ребёнку как равноценному члену семьи.

Социально-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями заключается в:

- своевременном выявлении и учёте детей, нуждающихся в специальной помощи и ранней диагностике их психофизического развития с целью снижения степени инвалидности и социальной дезадаптации;;

- изучении личности ребёнка, выявлении его способностей, резервных возможностей для выбора оптимальной учебной программы;

- коррекции отклонений в развитии в процессе учебно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы;

- профессиональном ориентировании.

Социально-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями:

-консультирование родителей по проблемам, возникающим в процессе воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья;

-коррекция детско-родительских отношений и сокращение конфликтов между родителями и детьми;

-формирование адекватного отношения к своему ребенку с ограниченными возможностями здоровья;

-информирование родителей о потенциаль­ных возможностях ребенка, о его перспективах в различных аспектах реабилитации;

-повышение уровня психического здоровья родителей;

-обучение родителей приемам организации игровой и учеб­ной деятельности детей.


  1. Основные направления консультирования семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья


Развивающая работа направлена на целостное психологическое развитие детей и традиционно ориентирована на развитие познавательной, эмоциональной, волевой и социальной сфер личности. Её содержание вытекает из целей и задач социальной реабилитации и определяется рабочей программой и индивидуальным планом коррекции и развития личности каждого ребёнка. Реализация этой программы осуществляется путем включения ребёнка в различные формы взаимодействия, общения и деятельности. 
Это может быть: специальным образом организованная с учетом развивающего эффекта игровая, обслуживающая, трудовая деятельность, учебная, специальные развивающие занятия, на которых решаются задачи, например, формирования навыков общения, сотрудничества или конкурентного поведения, навыков понимания чувств и переживаний других людей, самооценки и самоанализа своего поведения и многие другие. В процессе такого взаимодействия у детей постепенно развивается не только интеллектуальная сфера, но и расширяется опыт социальных отношений, приобретается определённый духовный и эмоциональный опыт. 
Психокоррекционная работа ориентирована на решение конкретных проблем, связанных с вторичными нарушениями в развитии ребёнка. Основным её инструментарием являются коррекционные методики и технологии, которые позволяют моделировать ситуации, в которых наиболее полно задействуются сферы личности ребёнка, нуждающиеся в исправлении. Психокоррекционная работа осуществляется в двух формах: индивидуальная и групповая. Выбор названных форм и подбор коррекционных методик определяется конкретными задачами, поставленными перед каждым ребёнком. 
Просвещение и консультирование детей и подростков, родителей и сотрудников, участвующих в обслуживании детей с ограниченными возможностями. 
Психолого-педагогическое просвещение – принципиально важное направление в социально-реабилитационной деятельности. Главной его задачей является приобретение детьми и подростками определённых знаний и навыков, которые призваны помочь им повысить мотивацию жизнедеятельности, активность, успешно взаимодействовать с другими людьми. 
В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности, задача эта не простая. Чтобы знания, навыки и умения, передаваемые и прививаемые ребёнку, активно включались в процесс личностного развития, необходимо серьёзно подходить к отбору содержания доступного и интересного ребёнку, а также к выбору форм их передачи. Основным условием здесь выступает учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровень их реального развития, готовность к усвоению тех или иных знаний. Наиболее эффективными формами для ребёнка являются те, которые для него доступны, привлекательны, актуально значимы. 
- Консультирование  рассчитано на работу с детьми старшего возраста – подростков и старшеклассников. Консультирование – индивидуальный вид работы и организуется в большинстве случаев по запросу детей и по результатам психодиагностического обследования. Оно может иметь различное содержание, касаться многих проблем развития и личностного самоопределения подростка или юноши, взаимодействия с другими людьми, взаимоотношения полов и т. п. 
Консультирование может иметь цель оказания помощи подростку, испытывающему трудности в общении, в приобретении навыков самопознания, самораскрытия и самоанализа своих психологических и физических возможностей, оказания психологической помощи и поддержки ребёнка, находящегося в состоянии сильного эмоционального переживания, стресса, конфликта и др. 
Консультирование родителей и сотрудников, занимающихся социальной реабилитацией детей, является важным условием налаживания отношений и совместного сотрудничества, выяснения точек соприкосновения в решении основной задачи социальной реабилитации – формирование устойчивой личности ребёнка с ограниченными возможностями, способной к взаимодействию в окружающей среде. 
Работа по охране здоровья и безопасной жизнедеятельности. Сохранение и укрепление полноценной жизнедеятельности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья – важнейшая задача всех реабилитационных мероприятий. Специалист по социальной реабилитации должен знать закономерности возникновения, течения и исход болезни как базовой предпосылки при определении и разработке основных подходов социальной реабилитации ребёнка. Чтобы грамотно организовать социально-реабилитационный процесс, важно учитывать особенности защитно-приспособительных реакций и перестройки динамического стереотипа организма в процессе выздоровления и их влияние на процесс реабилитации. 
Важно добиться, чтобы ребёнок осознал, что результаты его выздоровления и развития находятся в прямой зависимости от полноценной жизни и многих других факторов: питания, состояния окружающей среды, наличия вредных привычек, психогигиенических навыков, физической тренированности организма. Оздоровительная работа – в её задачу входит развитие и укрепление физических сил и возможностей ребёнка. 
Социально-диспетчерская деятельность: 
Цель – получение детьми, их родителями и коллегами от специалиста по социальной реабилитации социальной и психологической помощи, во-первых, выходящей за рамки его функциональных обязанностей, а во-вторых, - за рамки его компетенции. В этих целях специалист по социальной реабилитации должен обладать банком данных о службах и специалистах, которые смогли бы оказать реальную помощь ребёнку. Причем специалист по социальной реабилитации не только дает консультацию, но и сам организуют это взаимодействие. 
В рамках социально-диспетчерского направления предполагается решение следующих задач: 
·  Определение характера проблемы и возможностей её решения; 
·  Поиск службы или специалиста, способного оказать ребёнку помощь; 
·  Подготовка необходимой сопроводительной документации; 
·  Отслеживание результатов взаимодействия ребёнка со специалистом; 
·  Осуществление психологической поддержки ребёнку во время его взаимодействия со специалистом; 
·         Контроль, организации помощи ребёнку в условиях образовательного учреждения. 
 Специалист отделения должен владеть средствами и методами воздействия на ребенка. К средствам реабилитационного воздействия на ребенка относятся различные виды деятельности
·  Игровая, 
·  Учебная, 
·  Трудовая, и.т.д. 
Психологической помощи: 
·  Психолого-профилактическая 
·  Просветительская 
·  Психологическое консультирование 
·  Психокоррекция 
·  Психотерапия 
Специальной помощи: 
·  Игротерапия 
·  Арттерапия 
·  Музыкотерапия 
·  Библиотерапия 
·  Танцевальная терапия 
·  проективный рисунок 
·  Сказкотерапия 
Предметы духовной и материальной культуры: 
·  Технические приспособления и оборудование 
·  Литература 
·  Средства массовой информации 
Процесс социальной реабилитации протекает только в деятельности, Она обеспечивает познание ребенком окружающего мира, порождает новые потребности, стимулирует возникновение у детей чувств, активизирует волю, является источником овладения опытом межличностных отношений и поведения. Основные виды деятельности: игра, ученье и труд. 
Игра  является для ребенка формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. Реальные и воображаемые предметы, образы, игрушки помогают ребенку познать окружающий мир, приучают его к целенаправленной деятельности, способствуют развитию памяти, мышления, речи, эмоции. 
Учение – ребенок учится управлять своими психическими процессами, вырабатывается умения выбирать, организовывать, направлять свой действия навыки и опыт в соответствии с решаемой задачей. 
Трудовая деятельность – это бытовой труд, труд по самообслуживанию и другое. 
Методы в социальной реабилитации – это способы профессионального взаимодействия специалиста и ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью решения социально – реабилитационных задач. Их можно подразделить на три группы: 
·   Методы организации социально – реабилитационного процесса и познавательной деятельности детей:  К ним относятся: 
- словесные (рассказ, беседа, работа с книгой, наглядные ( метод примера); 
- практические (упражнения, приучения). Упражнение – это многократное повторение, каких либо действий с целью формирования определенных навыков и умений. 
- метод моделирования воспитывающих ситуации – это когда ребенку предлагается определенная ситуация в, которой он должен сделать выбор. 
- инструктаж – это когда ребенок не имеет ясного представления о способах и условиях решения тех или иных практических задач. 
·  Методы стимулирования мотивации и активности детей в реабилитационном процессе: К ним относятся: 
- соревнование – в основе лежит стремление подростков к соперничеству и самоутверждению. Это стимулирует детей быть активными, инициативными и ответственными. 
- поощрение – ребенок переживая чувство удовлетворения, испытывает прилив сил, уверенность и желание выполнять действие дальше. 
- наказание – это осуждение действий и поступков, противоречащих нормам и правилам поведения в обществе, принятым в обществе. Этот метод может применяться, только в экстремальных и исключительных случаях. 
·  Методы контроля эффективности социально – реабилитационного процесса: Методы контроля позволяют определить результативность социальной реабилитации. 
  Основная форма организации социальной реабилитации является реабилитационное (коррекционное) занятие. Оно может быть как индивидуальным, так и групповым. 
Все методы способствуют тому, чтоб выбрать совместно с родителями одну линию проведения социальной реабилитации. На сегодня задача специалистов отделения сделать информацию и услуги доступными, а само общение родителей со специалистами позитивным, то есть нацеленным на достижение взаимопонимания. Это имеет огромное значение. В социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует исходить из следующего принципа: детям удается достичь гораздо, больших результатов в реабилитационном процессе в целом, когда родители и специалисты становятся партнерами, и совместно работают над решением поставленных задач. 
Надо иметь в виду, что социальная реабилитация – сложный процесс и определяется, прежде всего, личностью специалиста по социальной реабилитации. Знание рассмотренных подходов поможет ему стать профессионально грамотным и четко представлять круг своих обязанностей. 
Роль специалиста по социальной работе заключается в содействии, консультировании и поддержке семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, выступает посредником между семьями и различными органами учреждениями и организациями. 
Специалист по социальной работе, который занимается с семьями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья должен быть профессионально грамотным, идти в ногу со временем. И главная его цель заключается в том, чтобы помочь детям с отклонениями в развитий по возможности компенсировать нарушения, развить способности и используя собственные ресурсы жить полноценной жизнью. Наша поддержка и помощь должны быть направлены на то, чтобы окружающий мир стал понятен для детей с ограниченными возможностями здоровья. 



  1. Консультирование родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Глобальный экономический кризис, отразившийся на социально-политическом развитии России, негативно повлиял на качество жизни российских семей, пожилых людей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, которые составляют одну из наиболее уязвимых групп населения.

В современной России насчитывается более 2 млн таких детей (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной педагогической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. При интенсивном росте детей с ограниченными возможностями здоровья актуальность проблемы возрастает в равных пропорциях.

Наиболее эффективным местом реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку с ограниченными возможностями здоровья члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, вынуждены зачастую решать все проблемы, связанные с инвалидностью ребенка самостоятельно.

Применяемые в настоящее время в России государственные меры в сфере социальной политики помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, носят пока разрозненный характер и остаются малоэффективными, так как в основном не учитывают специфические социальные и медицинские проблемы и потребности конкретной семьи с ее особыми психологическими, материальными и иными проблемами.

Основными проблемами семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являются:

- медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребенка и особенностях его течения, прогнозе, ожидаемых социальных трудностях; овладение практическими навыками выполнения медицинских рекомендаций, коррекции речи; поиск возможностей дополнительного консультирования ребенка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;

- экономические проблемы: в семьях, имеющих ребенка-инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено вынужденным неучастием большинства матерей в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д.;

- проблема воспитания, обучения и ухода за больным ребенком, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребенка к школе и помощью в его обучении, особенно при обучении на дому; осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации ребенка, формированием навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга и игровой деятельности ребенка, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой дома специального оборудования для тренировки бытовых навыков, навыков ходьбы, развития нарушенных функций, а также приобретением высококачественных технических средств;

- социально-профессинальные проблемы семьи - это повышение родителями ребенка-инвалида своего образовательного уровня; отказ от реализации профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе на период лечения и для организации ухода; смена характера работы с учетом интересов ребенка; формирование уклада жизни семьи, подчиненного интересам ребенка; трудности с поведением досуга;

- психологические проблемы, которые связаны, прежде всего, с тревогой за судьбу ребенка-инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за необходимости решения всевозможных проблем; уходом одного родителя из семьи; негативным восприятием со стороны окружающих физических недостатков ребенка.

Общество не всегда правильно понимает проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченными возможностями здоровья в театр, кино, на зрелищные мероприятия и т. д., тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители с аналогичными проблемами налаживают между собой контакты.

Родители стараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма, социального и психологического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение, профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличия педагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтоб выявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию на отношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимально самореализоваться, нужны социальные знания. Большинство родителей отмечают их недостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья, отмечают, что отсутствует дополнительная литература, достаточная информация.

Семьи в процессе воспитания, становления социальной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с большим числом трудностей. Прежде всего, это оказание помощи детям, переживающим свою незащищенность, общественное пренебрежение. Порой сами близкие люди ребенка с ограниченными возможностями здоровья пребывают в состоянии хронического стресса, вызванного его болезнью, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления. В целом переживают за его будущее. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности в среду его здоровых сверстников.В такой ситуации ребенок с ограниченными возможностями и семья, в которой он воспитывается, нуждаются в помощи специалиста, который смог бы активно войти в конкретную жизненную ситуации семьи, смягчить воздействие стресса, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Таким специалистом, профессионалом, подготовленным к решению такого рода социально-психолого-педагогических проблем, и является социальный педагог.

Главная цель социально-педагогической деятельности в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка-инвалида, способствовать ее оптимальному решению, несмотря на имеющиеся объективный фактор риска; воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса. Иными словами, цель социального педагога – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровия .

Задача социального педагога – помочь родителям преодолеть первоначальную реакцию подавленности и растерянности, а в дальнейшем занять активную позицию в реабилитации ребенка, сосредоточив усилия не только на лечении, но и на развитии его личности, на поиске адекватных способов социализации и достижении оптимального уровня адаптации в обществе. Для этого социальный педагог оказывает образовательную помощь: предоставляет семье информацию, касающуюся этапов восстановительного лечения и перспектив ребенка, подкрепляя ее документальными фактами, фото и видеоматериалами, сообщает о возможности установления временной инвалидности и связанных с ней льгот.

Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением .

Кроме того, социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей. В то время как медики заняты лечением, он помогает семье преодолеть кризис и начать действовать. Например, установить связь с другими родственниками, с семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь .

Мы часто встречаемся в жизни с трудными проблемами и вопросами. Человек часто не может сам справиться со сложными проблемами, которые встречаются на жизненном пути, и нуждается в помощи. На помощь приходит консультант. Основным способом взаимодействия социального педагога общеобразовательной школы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными здоровья,становится консультирование.

Консультирование семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, может осуществляться в следующих направлениях:

  • психолого-педагогическое консультирование;

  • семейное консультирование;

  • профориентированное консультирование.

Семейное консультирование - это одна из разновидностей семейной психотерапии, которая имеет свои отличительные признаки и границы терапевтического вмешательства. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной терапией, взаимно обогащая друг друга. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Семейное консультирование как вид психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развивается параллельно с семейной психотерапией и имеет некоторые отличительные признаки. Прежде всего, консультирование ориентировано на людей, не имеющих клинических нарушений, но испытывающих трудности в повседневной жизни. Консультирование можно определить следующим образом. Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность — личность». Цель консультирования — помочь клиенту понять происходящее в его жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. В ситуации семейного консультирования основной акцент делается на анализе системы взаимодействия в семье, нарушениях ролевого функционирования, способах разрешения внутренних и внешних конфликтов.



Заключение.


Таким образом, в жизни детей с ограниченными возможностями и в их семьях возникает много трудностей. Это экономические, жилищно-бытовые, коммуникативные, проблемы с обучением и трудоустройством. Со многими из рассмотренных проблем ребенок и семья не могут справиться самостоятельно. Они прибегают к помощи специалиста, в лице которого очень часто выступает социальный педагог. Основной целью работы социального педагога с такой семьей – способствовать социальной адаптации и реабилитации семьи в ситуации рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Для этого социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским персоналом и семьей; помогает установить связь с другими родственниками, семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь. Социальный педагог косвенным образом (то есть в индивидуальных беседах через образовательную и посредническую помощь) достигает эффекта психологической поддержки семьи, воздействуя на чувства сомнения и страха, препятствующие контролю над ситуацией.

Основным способом взаимодействия социального педагога общеобразовательной школы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, становится консультирование.



Список литературы

  1. Бодалев, А.А., Столин, В.В Опыт и проблемы психологического консультирования [Текст] : учеб. пособие / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - M.: Дрофа, 2004. - С. 33.

  2. Василькова, Т.А., Социальная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Т.А. Василькова - М.: КНОРУС, 2010. - 240 с.

  3. Венгер, А.Л., Слободчиков В.И., Эльконин Б.Д. Проблемы детской психологии и творчество Д.Б. Эльконина [Текст] // Вопрсы психологии. - 1988. - № 3. – С.58-62.

  4. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования [Текст] : учебное пособие / А.Н. Елизаров. - М.: «Ось-89», 2003. - 336 с.

  5. Зубкова, Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 224 с.

  6. Мастюкова, Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.М. Мастюкова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.

  7. Павленок, П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения [Текст] : учеб. пособие / П.Д. Павленок - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с.