Психологическое мероприятие « Летний остров мечты»
с использованием Арт-терапии
Педагог – психолог Волина Юлия Викторовна
Цели:
Формирование представлений о мечте, как побудителе воли к действию. Создание позитивного настроения. Профилактика суицидальных тенденций среди детей.
Задачи:
1. Обучать участников позитивному мышлению посредством акцентирования внимания на том, что исполнение мечты зависит от собственных возможностей и способностей;
2. Содействовать развитию воображения, творческого и жизненного потенциала обучающихся с ОВЗ, раскрытию индивидуальности каждого ребенка;
3. Стимулировать творческое самовыражение средствами арт-терапии;
4. Обогащать нравственные представления художественными средствами.
Оборудование:
помещение для проведения занятия
ноутбук;
стаканы непроливайки с водой;
бумага, изобразительные средства (гуашь, акварельные краски, кисти, салфетки и др.).
Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации
Участники: ведущий – педагог-психолог; обучающиеся начальных классов.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня день защиты детей. Впереди целое лето. Оно наполнено солнцем и приятными ожиданиями. И в нашем кабинете светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. А сейчас давайте с вами поздороваемся.
Называя свое имя, ведущий протягивает ладонь ребенку, а тот, «принимая» его, протягивает свою ладошку следующему ребенку и называет свое имя.
Ведущий: Когда я была маленькой, то очень любила мечтать. Однажды мама подарила мне перышко, которое стало символом моей мечты. А вы любите мечтать? Кто говорит о своих мечтах? Помогают ли мечты сделать людей счастливыми?
А сейчас я предлагаю Вам построить «Пирамиду мечтаний»
Игра «Пирамида мечтаний»
Ведущий и участники, стоя в кругу, друг за другом называют свою мечту и кладут ладошки на ладонь ведущего. Таким образом, выстраивается пирамида из ладошек – «пирамида мечтаний». Начинает ведущий, например: «Я мечтаю о собаке».
Ведущий: Чувствуете тепло наших мечтаний? Наши мечты, как и мы с вами – разные. А теперь предлагаю поместить тепло нашей пирамиды в свои сердца. Положите правую ладошку себе на грудь, закройте глаза и тихо-тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце…
(звучит фоновая музыка)
Ведущий:
Вот мечта то здесь, то там
Открывает двери нам.
Мир ее, как волшебство.
Нет прекраснее его!
Наши мечты живут в нашей душе, а еще – в волшебной стране. Как вы думаете называется эта страна? Эта страна – Детство. Вам хотелось бы совершить путешествие на остров Мечтаний и научиться мечтать? Тогда пора отправляться в путь.
Ведущий демонстрирует три дороги и рассказывает о каждой из них.
Ведущий: Каждая из трех дорог приведет вас на остров Мечтаний. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело.
Первая дорога – самая легкая, легкая и гладкая. Вторая дорога труднее: она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель . Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая. Третья дорога – самая трудная. Она колючая и болезненная. Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две.
Сейчас хорошенько подумайте, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней и до макушки ваше тело заполняется волшебной силой.
Закончив путь, садитесь в позу расслабления.
Участники по очереди идут по выбранной дороге, а ведущий отмечает для себя, кто какой путь избрал.
Статическая медитация «ЛЕТНИЙ остров мечтаний»
Ведущий: (говорит под спокойную музыку) Далеко-далеко, за краем неведомой земли, есть остров, в котором живут Мечты. Это остров Мечтаний.
Растут там дивные цветы
Такой невинной красоты.
Деревья там до самых звезд,
Их ветви не боятся гроз.
Там бродят феи по лугам,
И можно верить чудесам.
Там звери могут говорить
И сказку можно оживить…
Редкая удача – попасть на этот волшебный остров. Раз, два, три - вот мы и на острове Мечты!
Ребята, что необычного на этом острове? Какой он – остров Мечтаний?
(ответы детей)
Упражнение-проекция «Мечты, похожие на салют»
Ведущий: В этой стране возможно многое. И сейчас мы увидим, как выглядят наши мечты.
Подводит детей к столику, на котором стоят стаканы с водой
Ведущий: Представьте, что наши мысли и мечты – это сосуд с водой. Когда вы чувствуете себя хорошо и спокойно, у вас все получается, то какая будет вода в сосуде?
Выслушав ответы детей, уточнив, почему они думают именно так, ведущий делает вывод о том, что в предполагаемой ситуации мысли чистые и ясные, после чего участники рассматривают стакан с чистой водой.
Ведущий: Но мечты и мысли могут быть очень грустными, когда нас обидели или когда нам плохо. Чем наполнится наш сосуд?
После ответов детей делается вывод о том, что в этом случае мысли похожи на грязную, мутную воду. Затем дети размешивают ее и рассматривают стакан с мутной водой.
Ведущий: А когда в голову приходят забавные, интересные, веселые идеи, на что похожи наши мысли? Правильно, они блестят и переливаются, становятся похожими на салют.
В третий стакан дети добавляют блестки и рассматривают его.
Ведущий: Ребята, скажите, какими бывают мечты? Какие мечты вы хотели бы для себя?
(Ответы детей)
Ведущий: Давайте прикоснемся к этому сосуду, чтобы зарядиться красивыми мыслями. Ведь красота вдохновляет и побуждает мечтать.
Ребята, на волшебном острове живут сказки, и их герои тоже любят мечтать. Я вам расскажу одну из них, а вы садитесь поудобнее.
Сказка «Крылья мечты»
Ведущий: «На лесном пригорке, на старом пне часто любили сидеть медвежата. Они все время смотрели в небо, как будто там, наверху, было что-то очень интересное и особенное.
- Что вы там нашли? – спросил их, проходивший мимо Тигренок.
-Там можно найти все то, чего пока еще нет здесь, - отвечали медвежата.
- Как это так? – очень удивился Тигренок.
- Там мир, где мы можем летать, там происходят чудеса, и туда каждый раз стремятся наши сердца.
- Я тоже хочу туда, где бываете вы. Можно?
- Конечно! В этот мир может попасть любой. И особенно тот, кто этого хочет всем сердцем.
Сел Тигренок на пень и стал вглядываться в небо, но ничего там, кроме белых облаков и птиц, не увидел.
- Где же этот ваш волшебный мир, медвежата?
- Он всегда там, куда любят улетать наши мысли. Нужно просто отпустить свои мысли на волю, и они сами найдут этот мир.
Тигренок опять поднял голову, и стал смотреть вверх. И вдруг его мысли и в самом деле как будто полетели. Они устремились ввысь, в небо, и Тигренку начало казаться, что он стал птицей, парящей в облаках. Потом он превратился в перышко. Легкий ветерок подхватил его и стал раскачивать, как на качелях.
Долго еще мысли друзей были свободны, и все новые и новые мечты создавали они себе».
Ребята, я надеюсь, что вы тоже смогли отпустить свои мысли и увидеть свою мечту. И тогда мы с вами можем совершить маленькое чудо. Для этого нужно просто взять лист бумаги, краски , немного пофантазировать, и создать свой остров мечты. Рисуйте его таким как вы чувствуете.
Вопросы для обсуждения: Какие краски нужны для создания острова мечты? С каким настроением будете рисовать остров?
Арт-терапевтическое рисование «Мой летний остров мечты».
Показываются картинки островов (звучит музыка)
Ведущий:
Ведущий: Теперь пора приступать к творчеству.
Ведущий: Ребята, а знаете, в чем заключается его волшебство? Открою вам секрет: разноцветные красочки «пропитываются» нашей мечтой, удачей, запоминают ваше дыхание и биение сердца. Смотрите, какое причудливое и разнообразное видение островов на этих картинках (примеры картин)!
Ведущий: Теперь рисуйте остров, море, пальмы, кораблик, облака, радуга, солнце, птицы и др. Ведущий показывает способ рисования. Дает пошаговые инструкции, делает уточнения. Мотивирует ребят к творчеству.
Выставка работ. ФОТО
Ведущий :Ребята, вам понравилось рисовать?
Я предлагаю вам раскрыть свои ладони, на правую руку положить красоту вдохновение, творчество, а на другую терпение, упорство, труд и соеденить их похлопав. Хлопают.
РЕФЛЕКСИЯ
Если вам понравилось занятие только немно, покажите внизу маленькую спичку, а если чуть больше покажите у колена свечку, если все было хорошо, то маленький костерок у талии, ну а если все отлично, то покажем над головой солнышко.
Ведущий: Несмотря на то, что мы вернулись с волшебного летнего острова, наши мечты всегда будут с нами. А счастлив бывает тот, кто умеет мечтать всем сердцем и целиком отдаваться мечтам. До свидания, ребята.
С праздником! С днем защиты детей!