Психологическое представление по итогам динамического обследования (по Семаго)
Основная задача (цель динамического обследования)
Основной целью динамического психологического обследования является выявление изменений в когнитивном, эмоциональном и поведенческом развитии ребенка с ОВЗ на протяжении определенного периода времени. Это позволяет оценить эффективность проводимых коррекционно-развивающих мероприятий, скорректировать индивидуальную программу развития и спрогнозировать дальнейшую динамику развития. Особое внимание уделяется анализу качественных изменений в структуре психической деятельности, а не только констатации количественных показателей.
Поведение в ситуации повторного обследования
При повторном обследовании важно отметить особенности поведения ребенка, свидетельствующие о его адаптации к процедуре обследования, снижении тревожности, повышении мотивации к выполнению заданий. Отмечается уровень сотрудничества с психологом, особенности установления контакта, наличие или отсутствие негативных реакций (отказ от выполнения заданий, плач, агрессия). Фиксируются изменения в поведенческих реакциях по сравнению с предыдущим обследованием: стал ли ребенок более усидчивым, внимательным, уверенным в себе.
Динамика изменения операциональных характеристик деятельности и регуляторных функций
В данном разделе отражается динамика изменений в таких операциональных характеристиках деятельности, как темп, точность, продуктивность, способы выполнения заданий. Описываются изменения в регуляторных функциях: планировании, контроле, коррекции, произвольной регуляции поведения. Например, отмечается, стал ли ребенок более самостоятельным в выполнении заданий, улучшилась ли его способность к удержанию инструкции, снизилось ли количество импульсивных действий. Анализируется влияние оказываемой помощи на эффективность деятельности ребенка: какая помощь оказалась наиболее действенной, как быстро ребенок усваивает новые способы действия. Описывается динамика в развитии познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь) и их влияние на общую успешность ребенка.
Динамика изменения показателей ВПФ:
В ходе динамического наблюдения за период с [дата начала] по [дата окончания] отмечается [положительная/отрицательная/незначительная] динамика развития высших психических функций. Внимание стало более [устойчивым/концентрированным/рассеянным], снизилась [импульсивность/отвлекаемость], улучшилась способность к [переключению/распределению] внимания. В области памяти наблюдается [улучшение/ухудшение] запоминания [зрительной/слуховой/вербальной] информации, возрос объем [кратковременной/долговременной] памяти. Мыслительные операции стали более [последовательными/логичными/гибкими], улучшилась способность к [анализу/синтезу/обобщению/абстрагированию], снизился уровень [инертности/ригидности] мышления. Речевое развитие характеризуется [расширением активного словаря/улучшением грамматического строя речи/снижением количества аграмматизмов/затруднениями в понимании сложных речевых конструкций].
Динамика изменения мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер:
В мотивационно-волевой сфере наблюдается [повышение/снижение] познавательной активности, возросла [устойчивость/сила] мотивации к учебной деятельности. Ребенок проявляет большую [самостоятельность/инициативность] в выполнении заданий, [лучше/хуже] справляется с трудностями, проявляет [больше/меньше] упорства в достижении цели. В эмоционально-личностной сфере отмечается [снижение/повышение] тревожности, уменьшилась [эмоциональная лабильность/импульсивность], улучшился контроль над своими эмоциями. Ребенок стал более [адекватно/неадекватно] оценивать себя, проявляет [больше/меньше] уверенности в своих силах, улучшились навыки [коммуникации/сотрудничества] со сверстниками и взрослыми.
Дополнительно:
[Указать дополнительную информацию, имеющую значение для понимания динамики развития ребенка: особенности поведения, изменения в социальной адаптации, реакция на коррекционные мероприятия, факторы, оказывающие положительное или отрицательное влияние на развитие и т.д.].
Дальнейшие рекомендации:
[Конкретные рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе с ребенком: направление работы по развитию ВПФ, коррекции эмоционально-личностных нарушений, формированию мотивации к учебной деятельности, развитию социальных навыков и т.д. Указать необходимость консультаций других специалистов (логопеда, дефектолога, невролога, психиатра) при необходимости].
Психолог: [ФИО, должность, подпись]