СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое просветительское занятие для учащихся 3 класса по формированию базовых представлений о работе банковской системы «Финансовый грамотей».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие направлено на формирование у учащихся 3 класса базовых представлений о работе банковской системы как неотъемлемой части современного общества. Через игровые практики и проблемные ситуации дети знакомятся с функциями банка, видами банковских карт, правилами безопасного использования банкомата. Занятие способствует развитию финансовой грамотности, критического мышления и ответственного поведения в цифровой среде.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое просветительское занятие для учащихся 3 класса по формированию базовых представлений о работе банковской системы «Финансовый грамотей».»

АНО СОШ «Академическая гимназия»














Психологическое просветительское

занятие для учащихся 3 класса

по формированию базовых

представлений о работе банковской системы

«Финансовый грамотей».











Разработала: Мурашкина Ю.А.,
педагог – психолог, нейропсихолог, специалист

Службы психолого-педагогического сопровождения

АНО СОШ «Академическая гимназия»








г. Москва 2025 г.

Актуальность занятий по формированию у детей первоначальных представлений о деньгах как о социально-экономическом явлении сегодня чрезвычайно высока. Это не просто модный тренд, а насущная необходимость, обусловленная комплексом социальных, экономических и технологических факторов.

Важно говорить с ребенком о деньгах на понятном ему языке. Для возраста 6-10 лет понимание Карманных денег — ключевой инструмент. Обучение планированию: «Хочешь дорогую игрушку — давай составим план, как накопить». Обсуждение семейного бюджета на примере похода в магазин («У нас есть 1000 рублей, что купим?»).

Актуальность формирования у детей первоначальных представлений о деньгах заключается в том, что это фундамент их будущей финансовой безопасности, самостоятельности и благополучия.

Это развитие важнейшего жизненного навыка в современном мире. Ребенок, понимающий природу денег, лучше адаптирован к реальности, защищен от манипуляций и способен делать осознанный выбор, что является прямой задачей ответственного родительства и современной системы образования.

Данное занятие направлено на формирование у учащихся 3 класса базовых представлений о работе банковской системы как неотъемлемой части современного общества. Через игровые практики и проблемные ситуации дети знакомятся с функциями банка, видами банковских карт, правилами безопасного использования банкомата. Занятие способствует развитию финансовой грамотности, критического мышления и ответственного поведения в цифровой среде.



Психологическое просветительское занятие

для учащихся 3 класса по формированию базовых

представлений о работе банковской системы

«Финансовый грамотей».

Цель: Сформировать у учащихся представление о банке как о профессиональном участнике финансовой системы и научить основам безопасного использования банковских карт.

Задачи:

Образовательные: 

Познакомить с понятиями «банк», «вклад», «кредит», «банкомат», «банковская карта» (дебетовая/кредитная);

Сформировать представление о основных функциях банка.

Развивающие: 

Развивать навыки безопасного поведения при использовании банковской карты, логическое мышление через решение практических задач, умение анализировать информацию (на примере сравнения карт).

Воспитательные: 

Воспитывать ответственное отношение к личным финансам, формировать основы финансовой безопасности.

Целевая аудитория: учащиеся 3 класса (9-10 лет).

Время проведения: 40 - 45 минут.

Форма проведения: Проблемно-игровой практикум с элементами дискуссии.

Оборудование и материалы:

Мультимедийная презентация с изображениями: отделение банка, банкомат, различные виды банковских карт, схема работы банка.

Раздаточный материал: Карточки с названиями услуг («Хранение денег», «Выдача кредитов», «Денежные переводы», «Обмен валюты»), картинки для соотнесения.

Макет банкомата из картонной коробки, несколько старых (неактивных) банковских карт, имитация PIN-конверта.

Карточки для упражнения «Собери PIN-код» (цифры от 0 до 9).

Плакат «Правила финансовой безопасности».

Бланки для практической работы «Моя первая карта» (шаблон для заполнения данных).

План занятия:

  1. Организационный момент. Разминка «Кошелёк и Банк» (5 минут).

  2. Введение в тему. Проблемная ситуация «Где хранятся деньги?» (7 минут).

  3. Основная часть:

а) Интерактивная мини-лекция «Что такое банк и зачем он нужен?» (10 минут);

б) Практикум «Банкомат: друг или враг?» (10 минут);

в) Игра «Дебетовая или кредитная?» (8 минут).

  1. Рефлексия и подведение итогов «Правила финансовой безопасности» (5 минут).

  2. Завершение. Ритуал прощания «Финансовый грамотей» (1 минута).

Ход занятия:

Организационный момент. Разминка «Кошелёк и Банк» (5 минут).

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучать финансовую грамоту и поговорим об очень важных вещах. Давайте начнем с небольшой разминки. У меня в руках кошелек. Как вы думаете, что удобнее и безопаснее: хранить все свои деньги в кошельке или воспользоваться помощью специального учреждения? Почему?
Дети высказывают свои предположения. Педагог-психолог подводит их к мысли, что хранить крупные суммы дома небезопасно, и есть место, которое профессионально занимается хранением денег.

Введение в тему. Проблемная ситуация «Где хранятся деньги?» (7 минут).

Педагог-психолог: Представьте, что ваши родители получили большую премию. Этой суммы хватит, чтобы летом поехать в отпуск. Но до лета еще несколько месяцев. Где можно безопасно хранить эти деньги, чтобы они не потерялись и их не украли?
Выслушиваются варианты детей. Педагог-психолог кратко обсуждает каждый вариант (дома под подушкой, в копилке, в сейфе) и подводит к выводу, что самое надежное место — банк.

Основная часть.

Интерактивная мини-лекция «Что такое банк и зачем он нужен?» (10 минут).
(Показ презентации).
Слайд 1. Банк.
Педагог-психолог: Банк — это финансовая организация, которая работает с деньгами. Это своего рода «домик» для денег. Чем же занимается банк?
Детям раздаются карточки с названиями услуг. По ходу объяснения они должны поднять нужную карточку.

  1. Хранение денег. (Слайд 2. Сейф).

Люди и компании могут хранить свои деньги в банке. Это безопасно. За это банк может даже платить проценты — это как плата за аренду ваших денег. Это называется «вклад».

  1. Выдача кредитов. (Слайд 3. Семья покупает квартиру).

Банк дает деньги в долг тем, кто хочет купить что-то дорогое (квартиру, машину), но у кого нет всей суммы сразу. Это называется «кредит». Кредит потом возвращают банку с небольшим дополнением (процентами).

  1. Денежные переводы. (Слайд 4. Перевод денег).

Банк помогает переводить деньги в любой город или страну быстро и безопасно.

  1. Обмен валюты. (Слайд 5. Обменный пункт).

В банке можно поменять рубли на доллары, евро или другую валюту.

Вывод: Банк — это многофункциональный финансовый помощник.

Практикум «Банкомат: друг или враг?» (10 минут).
Педагог-психолог показывает макет банкомата и настоящую банковскую карту.
Педагог-психолог: Как же получить свои деньги из банка, не заходя в него? Для этого есть банкомат. Банкомат — это электронный кассир. Но работать с ним нужно уметь правильно и осторожно.

Практическое упражнение:

  1. Правило 1. Конфиденциальность. Демонстрируется PIN-конверт. «Этот секретный код — ключ к вашим деньгам. Его нельзя никому говорить, даже лучшему другу! Давайте потренируемся «набирать» PIN-код так, чтобы никто не подсмотрел». Дети имитируют набор кода, прикрывая ладошкой воображаемую клавиатуру.

  2. Правило 2. Бдительность. «Подойдя к банкомату, всегда осматривайте его. Если на нем есть подозрительные накладки, если он выглядит странно — не пользуйтесь им! Сообщите взрослым».

  3. Игра «Собери PIN-код». Дети делятся на команды. Каждая команда получает конверт с цифрами. Задача — быстрее других собрать и показать педагогу комбинацию «1234», набрав ее на «клавиатуре» (листе бумаги с нарисованными кнопками), соблюдая правило конфиденциальности.

Игра «Дебетовая или кредитная?» (8 минут).
Педагог-психолог: А теперь поговорим о картах. Бывают дебетовые и кредитные карты. В чем разница?

Дебетовая карта. (Слайд. Карта с надписью «Дебетовая»).

Это ваши собственные деньги, которые вы положили в банк. Вы можете потратить только ту сумму, которая есть на счете. Это как ваш электронный кошелек.

Кредитная карта. (Слайд. Карта с надписью «Кредитная»).

Это деньги банка, которые он вам одолжил. Вы тратите не свои деньги, а берете их в долг у банка. Их обязательно нужно вернуть в срок, иначе банк возьмет дополнительные проценты.

Упражнение «Разбор финансовых кейсов». 

Педагог-психолог описывает ситуации, а дети определяют, какой картой воспользовался человек.

«Мама расплатилась в магазине за продукты картой. Деньги списались с ее счета сразу». (Дебетовая).

«Папа купил новый телевизор, хотя зарплату ему выдадут только через неделю. Он вернет эти деньги банку позже». (Кредитная).

Рефлексия и подведение итогов «Правила финансовой безопасности» (5 минут)

Педагог-психолог: Давайте повторим самые важные правила, которые помогут вам быть финансово грамотными и безопасными.
На доску вывешивается плакат с правилами:

  1. Храни PIN-код в секрете.

  2. Никогда не отдавай свою карту чужим людям.

  3. Пользуйся банкоматами только в надежных местах (отделения банков, крупные торговые центры).

  4. Если карта потерялась, сразу сообщи об этом родителям.

  5. Помни: кредитная карта — это долг, который нужно отдавать.

Педагог-психолог: Зачем нам нужно знать все это? Правильно! Чтобы быть самостоятельными, уверенными в себе и не попасть в неприятную ситуацию.

Завершение. Ритуал прощания «Финансовый грамотей» (1 минута).

Педагог-психолог: Вы все сегодня отлично справились и стали настоящими финансовыми грамотеями! Давайте встанем в круг и поаплодируем друг другу за новые знания! Спасибо за работу!

Домашнее задание (по желанию): Предложить детям вместе с родителями рассмотреть банковскую карту (не называя PIN-код и CVV-код), найти на ней фамилию владельца, номер карты, срок действия и назвать эти данные.

Литература:

1. Антипова Ж.В. «Формирование финансовой грамотности младших школьников»; 

2. Смирнова Т.В. «Белка и компания: Экономика для младших школьников»;

3. Бойко О. «Азбука денег»;

4. Евгения Блискавка «Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей»;

5. Гловели Г.Д., Медведева О.И. и др. «Финансовая грамотность. Материалы для учащихся» (для 2-3, 4 классов) в 2-х частях;

6. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. «Финансовая грамотность. 2-3 классы: Способности и потребности. Реклама. Семейный бюджет» (Рабочая тетрадь);

7. Портал «Вашифинансы.рф».