РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ:
«Рекомендации по психологическому развитию детей с нарушением речи» Подготовил: педагог-психолог Мелентьева Л.Н.
Выступление педагога-психолога:
— Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. У логопедических детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:
- меньший объём запоминания и воспроизведения материала,
- неустойчивость внимания,
- быстрая отвлекаемость,
- истощаемость психических процессов,
- снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
- у них затруднена развёрнутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:
- повышенная возбудимость,
- раздражительность или общая заторможенность,
- замкнутость,
- обидчивость,
- плаксивость,
- многократная смена настроения.
Рекомендации педагога-психолога:
- Уделять больше времени и внимания сенсорному развитию детей, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие органов чувств и восприятия, это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
К дидактическим играм для сенсорного развития детей относятся:
- игры, позволяющие узнавать и называть объект;
- игры, обучающие детей приемам классификации по сходным и отличительным признакам;
- игры, уточняющие, конкретизирующие знания детей о предметном мире, о функциональном значении объектов и предметов окружающей действительности на основе сенсорных ориентировок;
- игры, обучающие детей пространственной ориентировке на основе различных сенсорных анализаторов;
- игры, обучающие детей использованию сенсорных функций при выполнении навыков самообслуживания (умывание, причесывание, одевание, уход за одеждой);
- игры, обучающие способам общения с включением различных органов чувств: мимики, жестов, интонации.
Предлагаем поиграть:
Игра «Чудесная фигура»
Для игры понадобятся вырезанные из бумаги различные геометрические фигуры. Предлагается назвать как можно больше предметов, похожих по форме на выбранную фигуру.
Игра «Шагаем в пробках»
Не стоит далеко убирать пробки от пластиковых бутылок, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Игра «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего ребенка. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Предлагаем изготовить своими руками простую игру «Собери картинку», в которую вы сможете дома поиграть с ребенком. Возьмите любую картинку или фотографию, которые я вырезала из журналов и книг (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники. Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и дома предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
Сегодня вы познакомились лишь с малой частью того, чем можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!