Психологическое сопровождение процесса адаптации ребенка с особыми образовательными потребностями.
Ребенок с синдромом аутистического спектра.
Педагог – психолог
Ануфриева Тамара Сергеевна
Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Эйгеном. Блейлером, швейцарским психиатром, в 1908 г. Данным термином он описывал пациентов с шизофренией, которые были особенно поглощены сами собой. В 1943 году доктор Лео Каннер проводил наблюдения групп детей, которые ранее считались умственно отсталыми. Он отмечал, что у детей были трудности в социальном взаимодействии, тревожность, эхолалия, ограниченность репертуара спонтанной активности, но при этом хороший интеллектуальный потенциал, неплохая память, гиперчуствительность к сенсорным воздействиям. Ранний детский аутизм был выделен, как отдельный клинический синдром. На сегодняшний день аутизм рассматривается, как искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью. Аутизм выражается в снижении контактов ребёнка со взрослыми и сверстниками, и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир.
Основные клинические признаки аутизма:
Трудности коммуникации.
Побочные реакции на сенсорные раздражители.
Нарушение развития речи.
Стереотипность поведения.
Сложности в социальном взаимодействии.
В журнале « Справочник- педагога. Детский сад» я увидела несколько статей Е.Григорян, призера конкурса «Педагог – психолог России-2019», к.психол. н., которые очень могут пригодиться в работе с детками с РАС. Их я привожу в качестве примера.
Организуйте индивидуальную работу с ребенком с РАС. Выстраивайте работу с ребенком с РАС в 4 этапа.
1. Предварительный этап - сбор данных о воспитаннике.
Проведите первичный сбор психологического анамнеза. Обобщите информацию из анамнестической беседы с родителями о поведении, социальных навыках и коммуникациях ребенка, а также данные наблюдений воспитателя.
Конечно, на предварительном этапе, как мне кажется, необходимо «стать своей» для ребенка, войти в его доверие. Поэтому я по мере возможности хожу в данную группу, играю с детьми, наблюдая за его поведением. Он не принимает участия в групповых играх, сидит в уголке с одной и той же игрушкой, либо лежит на полу с этой же игрушкой. Когда получается, ребенок «допускает» меня к себе, я помогаю ему переодеться, утешаю, если он плачет, приходя с прогулки. Иногда малыш берет меня за руку и подводит к тому предмету, который ему интересен. На данный момент я нахожусь на первом этапе взаимодействия. Кроме всего прочего, мальчик часто болеет. Конечно, приходя спустя несколько дней или недель, он заново проходит все этапы адаптации, а тут еще я появляюсь со своим интересом. Поэтому я сразу себе призналась, что не будет ничего быстро, как хотелось бы. Этап формирования доверительных отношений с данным ребенком может длиться довольно долго, но тем не менее, я все – таки расскажу о последующих этапах работы.
2. Адаптационный – проведение углубленной диагностики. По ее итогам организуйте занятия в мини-группах. Проведите углубленную диагностику ребенка. Выберите методики и комплекты для диагностики развития высших психических функций и уровня развития интеллекта. Для диагностики уровня интеллектуального развития воспитанников от 5 лет используйте тест WAIS Д. Векслера или тест «Цветные прогрессивные матрицы Равена». Некоторым детям с РАС тест Равена подходит больше – им бывает сложно отвечать на вопросы вербальной батареи теста Векслера из-за нарушений коммуникативной сферы. Для диагностики развития высших психических функций детей от 3 лет подойдет комплект материалов «Экспресс-диагностика в детском саду» Н. Павловой и Л. Руденко, а также комплект Семаго.
«Диагностику детей 2 –ой младшей группы в детском саду» Н. Павловой и Л. Руденко я нашла, но думаю, прежде всего, поскольку ребенок абсолютно не говорящий, начать с визуальных карточек, которые предлагает Е.Григорян. Данные карточки можно сделать самостоятельно, скачать или вырезать картинки из журналов, ненужных книг и т.д. Так же стоит дать подобные карточки воспитателям, объяснить, для чего они необходимы, как их использовать. Конечно, стоит убедить родителей в необходимости использования подобных карточек. Все это мы делаем для того, чтобы облегчить взаимодействие с ребенком, способствовать развитию речи у малыша. Поскольку мы не просто показываем картинку, а четко и коротко объясняем, что там нарисовано.
Инструкция для перевода детей с РАС на визуальное расписание.
Начните с простого варианта расписания по принципу «Сначала → потом», затем переходите к работе с визуальным расписанием на занятиях у специалистов детского сада и, наконец, введите расписание в группе детского сада. Используйте готовое расписание «Режим дня дошкольника», шпаргалки и памятку.
1 Шаг. Следует убедиться, что ребенок хорошо различает визуальные стимулы. Если он этого не делает – сначала поработайте над навыком соотносить картинку с предметом. Затем начинайте работу с простых вариантов расписаний, например, «Сначала → потом». Для этого узнайте у родителей о любимых игрушках и занятиях ребенка. Используйте карточку с любимым занятием, чтобы обозначить приятный момент «потом». На карточке «сначала» изобразите задание, которое ребенку нужно выполнить, – собрать пирамидку, выполнить задание в прописи, одеться на прогулку и т. д. Сначала выбирайте интересные и несложные задания. Постепенно усложняйте задания и увеличивайте время взаимодействия с ребенком.
Лучше давать те задания, с которыми ребенок может справиться, в чем он уже компетентен. Либо дать что – то новое, сложное, но разбить это задание на маленькие шаги, чтобы появилась мотивация сделать это.
2 Шаг. Когда ребенок привыкнет к расписанию «Сначала → потом», переходите к более сложным вариантам визуальных конструкций. Для этого подготовьте набор карточек с изображением видов деятельности на занятиях: действий «обведи», «раскрась», «собери»; пальчиковой гимнастики; сортера; пирамидки; матрешки; доски Сегена.
3 Шаг. Вводите расписание в группе детского сада и в повседневной жизни. Начинайте с отдельных занятий, затем переходите к более продолжительным по времени вариантам – то есть от карточки с рисованием к расписанию с режимом дня. Привлекайте родителей к тому, чтобы создавать новые расписания и автоматизировать их. При этом избегайте вводить одновременно много новых вариантов расписаний.
3. Завершающий этап - включите ребенка в инклюзивную группу, чтобы перенести его навыки в повседневную жизнь. Организуйте коррекционные занятия с ребенком с РАС в мини-группе по 2–3 человека в начале работы и в подгруппе по 6–7 человек на завершающем этапе. Ставьте задачи адаптировать ребенка с РАС к микросоциуму группы, развивать его высшие психические функции, минимизировать трудности поведения. Основной акцент делайте на стабильности, неизменности среды и ритуальном построении занятий. Проводите занятия с опорой на визуальное расписание и подсказки. В ходе занятий развивайте у ребенка навыки коммуникации, познавательную деятельность, формируйте целенаправленные предметные действия, расширяйте практический опыт.
Работая в детском дошкольном учреждении, мы понимаем, что реальность несколько иная. Детки приходят разные, приходят они в разное время, кто – то с момента открытия группы, кто – то в середине, а кто – то идет месяцами. Дети не все готовы к подобным переменам в своей жизни, многие плачут, кто – то истерит, «заражая» уже вроде бы адаптированных воспитанников грустью и тоской по маме. В подобной обстановке даже обычный малыш может испытать стресс, не говоря уже о ребенке с РАС. Поэтому, я так думаю, лучше чаще приходить в группу, наблюдать, начинать взаимодействовать постепенно прямо в группе, потому что отвести ребенка с РАС в свой кабинет скорей всего, будет невозможно. По крайней мере, у меня пока не получилось убедить малыша пойти в кабинет. Для ребенка с РАС все новое – это стресс, нужно постепенно вводить изменения. Когда получится наладить доверительные отношения, можно будет подключить 2 -3 ребенка в игру.
4. Этап полной инклюзии. Когда вы увидите, что ребенку комфортно взаимодействовать со сверстниками в мини-группе, начните занятия с ним в инклюзивной группе. Придерживайтесь принципов работы, которые вы заложили на предыдущем этапе, – стабильности среды и ритуального построения занятий с опорой на визуальное расписание и подсказки. Основная цель этапа полной инклюзии – автоматизировать и перенести в повседневную жизнь навыки, которые ребенок получил на занятиях в кабинете педагога-психолога.
В обычном детском саду так получается, что этап полной инклюзии приходится проходить непременно и в первый же день, поэтому необходимо, как только понимаем, что у ребенка есть особенности, сразу отреагировать более частым посещением данной группе и помощью воспитателю. Мы ведь все понимаем, что воспитатель не в силах в условиях ДОУ уделять внимание только одному малышу, даже, если он выделяется из всей группы детей.
Работа с детьми инклюзивной группы.
В инклюзивной группе развивать толерантность и эмпатию у воспитанников. Выстраивать работу совместно с воспитателем по трем направлениям: организованная образовательная деятельность воспитателя с детьми, свободная игра и деятельность в ходе режимных моментов.
Диагностический этап. Провести наблюдение в группе. Зафиксировать особенности взаимодействия воспитанников, их коммуникативные и моторные особенности, игровые возможности. Фиксировать динамику изменений.
Коррекционно-развивающий этап. После диагностики выбрать формы, средства и методы психолого-педагогической коррекции, чтобы развивать толерантность и эмпатию у детей. Использовать игру как ведущий вид деятельности. Сюжетно- ролевые игры позволят детям освоить и применить практически способы толерантного взаимодействия. Игры-занятия на основе сказок и терапевтических метафор научат детей решать проблемы межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях. Предлагать воспитанникам сочинять сказки самостоятельно и инсценировать.
Проведение диагностики детско-родительских отношений, организация консультационной помощь родителям ребенка с РАС и привлечение их к работе в качестве активных участников образовательного процесса. Используйте диагностические методики из списка: Методика PARI позволит изучить отношения родителей к разным сторонам семейной жизни, семейным ролям, ребенку, опросник Захаровой Е.И. – опосредованно выявить степень выраженности характеристик эмоционального взаимодействия родителей с ребенком, опросник Марковской И.М. – оценить качество взаимодействия родителя и ребенка. Опросник АСВ поможет проанализировать уровень протекции в процессе воспитания, степень удовлетворения потребностей ребенка, количество и качество требований к ребенку в семье, тест-опросник ОРО – провести диагностику родительского отношения, чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов.
Консультационный этап. Мне кажется, консультационный этап может быть первым, поскольку с родителями особого ребенка тоже необходимы доверительные отношения. Когда мы чувствуем доверие родителей, уже возможно проведение диагностики. Наверное, результаты диагностики будут более правдоподобными, ответы на вопросы будут более искренними. Это всего лишь мои предположения.
Консультации ( работать с переживаниями родителей в связи с тем, что у них родился «особый» ребенок. Конечно, прежде всего, следует поддержать родителей, понять их переживания, страхи, боль. Поработать с родителями над принятием ребенка, ситуации, дать им возможность прожить эти состояния, эмоции. Объяснить, что можно помочь ребенку развиваться, адаптироваться в обществе, что с подобным диагнозом можно полноценно жить и радоваться жизни, если делать это все оперативно и в раннем возрасте. Расстройство ребенка невозможно вылечить полностью, но его вариант развития равноценен норме.
Провести работу с целью нормализации детско- родительских отношений, стиля воспитания в семье.
Просветительская работа с родителями. Информирование об особенностях развития детей с РАС. Выдача рекомендаций (как организовать режим дня и сформулировать правила для ребенка, использовать макро- и микровизуальные расписания. Расскажите им, как поощрять ребенка за его достижения и организовать пространство для занятий и отдыха).
Оценить, насколько педагоги готовы работать с детьми с РАС. Проинформировать педагогов, как организовать индивидуальную развивающую среду для воспитанников, как выстроить образовательный процесс.
Диагностический этап.
Провести анкетирование педагогов и определите, насколько они знают особенности детей с РАС и готовы работать с ними.
Проанализировать, какая помощь требуется педагогам при организации образовательного процесса с детьми с РАС.
Просветительский этап.
Консультировать педагогов по вопросам инклюзивного образования. Формировать у них компетенции, которые позволят им учитывать в работе особенности детей с РАС, развивать у воспитанников навыки социального взаимодействия и устранять нежелательные формы поведения. Составлять шпаргалки с основными принципами работы с детьми с РАС.
Поскольку я не дефектолог, да и опыта работы с подобной категорией детей не имею, то могу помочь воспитателям, делясь той информацией, теми советами, которые нахожу в доступных для меня источниках.
Картотека игр для детей аутистического спектра.
Солнечный зайчик (Г.Д. Черепанова)
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
«К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найдите, где он находится. (Педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался и нарисуй его путь». Ребёнок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге.
Волшебный сундучок (Г.Д. Черепанова)
Цель: развитие тактильных ощущений, формирование навыков связной речи.
Красиво оформленный сундучок содержит различные мелкие предметы. Надо доставать их, рассматривать, играть с ними. Можно построить занятие на закрепление свойств предметов.
Симметричные рисунки (Г.Д. Черепанова)
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения работать с партнёром.
Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребёнок рисует справа (слева, если левша), взрослый – слева. Договариваются, каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.
Физкультурники (Г.Д. Черепанова)
Цель: развитие координации движений, обучение ребёнка навыкам работы с пооперационными картами, обучение навыку рисования движущейся фигуры.
Взрослый объясняет ребёнку, что сейчас они вместе будут играть в физкультурников. Они должны будут выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх, опускать их, прыгать на одной ноге, хлопать в ладоши и т.д. Для того, чтобы не забыть, какое упражнение как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить карты (пооперационные схемы). После того, как заготовлены 2 -3 схемы, взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на ней нарисовано. Когда ребенок научится «читать» схему, взрослый предлагает ему запомнить вторую схему. Затем ребенку предлагают выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т.д.
Говорящие рисунки (Г.Д. Черепанова)
Цель: развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с пооперационными картами и составлять их.
Ребёнок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога можно поменяться местами, взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, затем отвечает на его вопросы.
Собираем головоломки (Г.Д. Черепанова)
Цель: развитие коммуникативных склонностей.
Сначала ребёнку предлагают собрать одну из нескольких головоломок. Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку, обнаруживает, сто не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее». На первых порах можно формулировать просьбу. Полученный навык закрепляется при повторении данной игры, затем переносится на другие виды деятельности.
Придумки (Г.Д. Черепанова)
Цель: научить детей распознавать различные эмоции.
Взрослый просит ребенка придумать какую – либо историю, ориентируясь на картинки. он говорит: «Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас есть уже нарисованные картинки. например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое ( педагог показывает карточку с эмоциями и т.д. )
Рукавичка (Н.Л. Кряжева)
Цель: включить аутичных детей в группу
Для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Дети отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью карандашей трех цветов стараются. Как можно быстрее разукрасить совершенно одинаковые рукавички. Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру можно в два этапа. Сначала дети только ищут пару, можно поиграть в это несколько раз. Затем можно приступать к раскрашиванию.
Охота на тигров (Е.В. Карпова, Е.К. Лютова)
Цель: научить детей планировать свои действия во времени.
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг , становится спиной к группе и начинает считать до 10. В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные делают то же самое. Задача водящего –найти тигра.
Менялки игрушек (Е.В. Карпова, Е.К. Лютова)
Цель: научить детей взаимодействовать с окружающими с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Все дети встают в круг. Каждый держит игрушку в руках. Водящий стоит спиной к группе и громко считает до 10. В это время некоторые играющие меняются предметами. При этом все делается молча. Меняться дважды одной игрушкой запрещено. Водящий входит в круг и угадывает, кто с кем поменялся игрушкой. Можно оговорить заранее, сколько попыток для отгадывания дается ведущему.
Создаем мультфильмы ( Слухова А.А.)
Цель: научить ребенка восстанавливать последовательность происходящих событий, развивать коммуникативные навыки.
Ребенку предлагают вспомнить основные события, которые происходили в течение предыдущего дня. Затем взрослый на карточках небольшого размера, сложенных в гармошку, вместе с ребенком делает зарисовки к основным режимным моментам. На листе плотной бумаги взрослый рисует телевизор, прорезает в нем окошки и начинает с ребенком «просмотр» мультфильмов: «Вот ты встал утром, вспомни, что сказал маме? Затем ты сел завтракать, выходя из – за стола, что ты сказал?» и т.д. по окончанию занятия ребенок может сложить карточки и взять с собой, чтобы посмотреть мультфильм дома, вместе с мамой и папой. Данную игру следует проводить в течение нескольких занятий.
6