СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение здоровья всех участников образовательного учреждения Профилактика эмоционального «выгорания» учителя Из опыта работы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте реформирования образования перед школой и обществом поставлены новые стратегические задачи, которые во многом могут быть реализованы при активном содействии психологической службы. Эмоциональное здоровье учителя и ученика взаимосвязаны, поэтому работа по сохранению из психологического здоровья ведётся параллельно.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение здоровья всех участников образовательного учреждения Профилактика эмоционального «выгорания» учителя Из опыта работы»

Психологическое сопровождение здоровья всех участников образовательного учреждения

Профилактика эмоционального «выгорания» учителя

Из опыта работы



В проекте реформирования образования перед школой и обществом поставлены новые стратегические задачи, которые во многом могут быть реализованы при активном содействии психологической службы. Занимаясь умственным, психическим и физическим развитием ребенка, беспокоясь о здоровье и гигиене его тела, мы подчас забываем о его духовном развитии. А «духовность человека – это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное – это то, что отличает человека, что присуще только ему и ему одному». Не вводя в свое повествование термин «психологическое здоровье», именно о таком здоровье беспокоился Я.Корчак, когда писал:  « Все современное воспитание направлено на то, чтобы ребенок был удобен, оно последовательно, шаг за шагом, стремится усыпить, подавить, истребить все, что является волей и свободой его духа, силой его требований и намерений. Вежлив, послушен, хорош, удобен, и мысли нет о том, что будет внутренне безволен и жизненно немощен». 

 

Взрослые не часто задумываются над тем, ради каких ценностей будет жить в будущем сегодняшний малыш, ребенок, подросток, юноша, в чем будет находить или уже находит смысл своего существования. Полезно прислушаться к Н.А.Бердяеву, который отмечал, что «высшие цели жизни не экономические и не социальные, а духовные. Величие народа, его вклад в историю человечества определяется не могуществом государства, не развитием экономики, а духовной культурой».

развивающей образовательной среды немыслима без сохранения психологического здоровья участников общеобразовательного пространства.

Понятия  психологическое здоровье и «профессиональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. Дело в том, что  учителя  подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения.



Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации  личности учителя.

Существуют внешние и внутренние факторы провоцирующие «выгорание».

 К внешним факторам, провоцирующим выгорание можно отнести:

-хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность учителя;

- дестабилизирующая организация деятельности;

-повышенная ответственность за исполняемые функции;

-неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности;

-психологически трудный контингент, с которым имеет дело учитель в сфере общения.

К внутренним факторам, провоцирующим выгорание можно отнести:

-склонность к эмоциональной ригидности;

-интенсивная интериоризация ( восприятие и переживание);

-слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;

- нравственные дефекты и дезориентация личности.

Эмоциональное выгорание – это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса.

Сохранение и укрепление психологического здоровья учителя, профилактика его эмоционального выгорания   в образовательном пространстве напрямую связанно с сохранением и укреплением психологического здоровья ребенка.



Цель разработки: Совершенствование образовательного пространства путем сохранения психологического здоровья учителя, профилактики его эмоционального «выгорания», способствующего формированию личности, стремящейся к саморазвитию и обладающей гуманистической культурой, способной успешно адаптироваться в социуме.

 Основные задачи:

1.Способствовать созданию благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного развития участников образовательного пространства.

2. Оказывать содействие педагогическому коллективу школы в повышении профессиональной компетенции, в гармонизации социально- психологического климата. Содействовать формированию нового педагогического мышления и индивидуального стиля учителя через организацию тренингов.

3. Повышать психологическую компетентность учителя по профилактике эмоционального «выгорания».

4.Организовать мониторинг психологического здоровья учителя.

5. Оборудовать сенсорную комнату, как один из способов профилактика профессионального выгорания учителя и  сохранения психологического здоровья учителя и ученика.

   Ожидаемый результат:

  1. Систематизация работы по профилактике эмоционального «выгорания»
    учителя.

  2. Сохранение психологического здоровья учителя.

  3. Сохранение контингента учителей.

  4. Выпускник, психологически здоровый, обладающий активной гражданской позицией.

  5. Формирование корпоративной этики учителя, способствующей сохранению психологического здоровья.

   Новизна разработки:


  1. Психологическое здоровье учителя как ценность.

  2. Мониторинг психологического здоровья учителя.

  3. Опыт использования в школе повышенного уровня  сенсорной комнаты. 

     Актуальность

      1. Внимание государства к личности учителя.

2.Создание условий для профилактики эмоционального «выгорания» учителя в условиях образовательного учреждения

 3.Создание ситуации комфорта для учителя с целью уменьшения негативных социальных воздействий.

4. Повышение стрессоустойчивости учителя в период модернизации образования и введения ЕГЭ.

5. Мониторинг индивидуального развития личности учителя   и эффективности образовательной среды.

6. Развитие индивидуальности и психологической неповторимости каждого участника образовательного процесса.



Содержание работы:  Работа  по профилактике профессионального «выгорания» учителя строится по следующим направлениям:

Психологическое просвещение - формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития.

Формы и методы работы: лекции, беседы, школа «Молодой учитель», Психологическая газета, Психологический бюллетень, педсоветы.

Психологическая диагностика -  психологическое  изучение  особенностей учителя на протяжении всего периода работы, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей.  

      Формы и методы работы: мониторинг личностной сферы, мониторинг эмоционального комфорта учителей. Диагностика  профессионального «выгорания». Самодиагностика. Тест Люшера.



Психологическая коррекция  и развитие - активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности.

Формы и методы работы: Занятия в сенсорной комнате, релаксационные занятия, обучающие занятия по снятию напряжения, активации и энегризации, тренинги, индивидуальные занятия

Консультативная деятельность - оказание помощи педагогам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.

         Формы и методы работы: индивидуальные консультации, групповые консультации

 

Социально - диспетчерская деятельность - направлена на получение  педагогами социально-педагогической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного психолога.

        Формы и методы работы: сотрудничество психологов ОУ с психологическими центрами города   Продолжительность внедрения:

2018-2019учебный год: подготовка методического обеспечения и материальной базы инновации

2019-2020 учебный год: Повышение компетентности учителя в вопросах сохранения психологического здоровья: педсоветы, консультации. Диагностика и самодиагностика эмоционального «выгорания». изучение методического материала, сбор информации, подбор методик

2021-2022 учебный год: организация и проведение занятий в сенсорной комнате.

Объем финансирования: 2019- – создание материальной базы для реализации проекта Оборудование сенсорной комнаты: -  материальное обеспечение: -комплект светового оборудования для сенсорной комнаты: 200 т., мебель 40000р.  

Расходы на заработную плату в пределах действующего штатного расписания и тарификации. Помещение для организации сенсорной комнаты имеется.

 

Дополнительные возможности и перспективы разработки:

1.Разработка спецкурса по профилактике эмоционального «выгорания» учителя. 

2.Сопровождение учителя в стрессовых жизненных ситуациях. 

3.Распространение опыта работы. 

4.Организация занятий в сенсорной комнате с учащимися. 

5.Организация занятий с родителями учащихся. 

6.Организация занятий в сенсорной комнате со всеми сотрудниками.

 

Уровень проработанности проекта: Проект находится на организационном этапе.

Кадровые ресурсы: в проекте задействованы психолог и учителя.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!