Психологическое занятие по психологии
профориентационной направленности для старшеклассников.
Тема: «Характеристика профессий типа «человек-техника».
Цель: выделить подтип профессий типа «человек-техника».
Задачи:
Познакомить с типом профессий «человек-техника»
Помочь сформулировать понятие ПВК (профессионально важные качества), охарактеризовать признаки ПВК профессий типа «человек-техника».
Формировать у учащихся понятие оценки своих возможностей, необходимость учитывать личностные качества, что поможет уменьшить вероятность ошибок в выборе будущей профессии.
Научить адекватно оценивать себя, слушать и следовать инструкциям методик.
Подвести к пониманию необходимости учитывать тип будущей профессии. Научить применять полученные знания в повседневной жизни.
Познакомить учащихся с перечнем школьных предметов, на изучение которых необходимо обратить особое внимание.
Основные понятия: тип профессии «человек-техника», ПВК (профессионально важные качества).
Ход урока:
Орг.момент. Психологический настрой на урок.
- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на занятии! Желаю вам отличного настроения и получения знаний для определения своего будущего профессионального выбора.
Повторение пройденного на прошлом уроке материала.
Тип профессии – это классификация профессий по характерным признакам, предмету труда и т.д.
«Ведущие предметы труда в различных типах профессий». Вы уже знаете, что ведущий предмет труда в профессиях типа «человек – человек» - это социальные системы, сообщества, группы населения.
№ | Тип профессии | Ведущий предмет труда |
1. | человек-человек | Социальные системы, сообщества, группы населения. |
Работа людей в рамках одного типа профессии имеет определённые различия, поэтому сходные по виду деятельности выделяют в следующие подтипы:
Торгово-сервисное обслуживание.
Лечение.
Обучение, воспитание, культурно-просветительская работа.
Защита прав и безопасность.
Организация и управление.
Актуализация знаний.
Сегодня мы познакомимся с подтипом профессий типа «человек-техника» и профессионально-важными качествами для данного типа профессий.
Для формирования интереса к изучаемой теме учащимся задаются вопросы:
- Какие технические изобретения вы знаете? Как отличается жизнь человека, жившего в XVII в. от жизни современного человека в бытовом плане?
Ученики приводят примеры.
Психолог дополняет ответы, приводит примеры:
Помещения для хранения продуктов, наполняемые льдом, появились несколько тысяч лет назад. В 1803 году американский предприниматель Томас Мур представил миру прототип кухонного холодильника, изготовленного своими руками. В настоящее время практически в каждой семье есть бытовой холодильник.
Одно из важнейших изобретений XIX века – электрическая лампочка накаливания.
Изобретение мобильной связи.
- Что происходит с развитием общества? (технологизация, автоматизирование и т.д.)
- Какие профессии становятся неактуальными, невостребованными? (например, телефонистка).
- Какие новые профессии возникают в связи с техническим прогрессом? (оператор станков и т.д.)
Подведение к выводу:
Появились новые современные профессии и специальности, про которые раньше не было слышно, да и сейчас услышав название некоторых современных профессий, остается гадать, что должен делать этот человек. В основном это коснулось мира компьютерных и информационных технологий, сферы потребления. Современный мир техники становится разнообразнее, и в связи с этим увеличивается кол-во профессий, связанных с разработкой и обслуживанием технического оборудования. Выделение подтипов в технических профессиях даёт возможность ориентироваться в этом многообразии.
Изучение нового материала.
- Давайте определим ведущий предмет труда в профессиях «человек-техника».
№ | Тип профессии | Ведущий предмет труда |
2. | человек-техника | Техника, неживая природа, виды энергии. |
Приводится список профессий: инженер, электрик, монтажник, веб - дизайнер, оператор станков, проектировщик, теплотехник, программист, токарь, инженер - нанотехнолог.
Задание: выделить из данного списка группы, сходные по виду деятельности. Для этого необходимо обговорить, что конкретно выполняет специалист из приведенного списка профессий. В ходе обсуждения выделяются следующие подтипы:
Сборка и наладка оборудования.
Ремонт оборудования.
Разработка, конструирование.
Управление машинами, аппаратами.
Обработка материалов.
- В чём особенность работы с техническими объектами? (они могут быть точно замерены, иметь точные параметры).
Соответственно при работе с техникой необходима от работника точность выполнения, концентрация внимания, умение размышлять.
- Какие, по вашему мнению, профессиональные качества необходимы человеку, работающему в сфере «человек-техника»?
Подвести учащихся к формулированию ПВК для данного подтипа профессий.
Составляется список ПВК для профессий типа «человек-техника»:
хороший уровень развития внимания (концентрация, переключение, распределение);
логическое мышление;
хорошая координация движений;
дисциплинированность;
высокая работоспособность;
высокий темп деятельности;
аккуратность;
хорошая память.
При выборе профессий типа «человек-техника», необходимо обратить особое внимание на такие школьные предметы, как алгебра, геометрия, физика, химия, технология, черчение.
Закрепление изученного материала
Предлагается выполнить самостоятельную работу:
Самодиагностика качеств своей личности и соотнесение этих качеств с ПВК профессии типа «человек – техника».
а) Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной (Приложение 1)
б) С целью развития внимания предлагается выполнить задание «Найди слова» (Приложение 2)
Выразить свое отношение к профессиям типа «человек-техника» (возможно описание своего изобретения, его преимущества).
Сконструировать из бумаги предмет, применив технику оригами (Приложение 3).
Обсуждение результатов выполнения заданий.
- Согласны ли вы с полученными результатами? С какими трудностями столкнулись при выполнении практических заданий? Какие выводы для себя сделали?
Подведение итогов.
Ведущим предметом труда в профессиях типа «человек-техника» является техника, неживая природа, виды энергии.
Знание профессионально важных качеств дает возможность правильного выбора своего профессионального пути, при этом свести количество ошибок к минимуму.
Рефлексия.
Обсуждение эффективности работы на занятии (учащимся предлагается высказать свое мнение).
Приложение 1
Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной
Инструкция к тесту
У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, поставьте плюс, если нет – минус.
Тест
1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.
2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.
3. Я люблю читать книги.
4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.
5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.
6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.
7. Я люблю играть в шахматы.
8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.
10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.
11. Мне нравится все делать своими руками.
12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.
13. Я придаю большое значение сказанному слову.
14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.
15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.
16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.
17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.
18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.
19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.
20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.
21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.
22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).
23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.
24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.
25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.
26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.
27. Я понимаю красоту математических формул.
28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.
29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.
30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.
31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.
32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.
33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.
34. Я понимаю красоту природы и искусства.
35. Не люблю ходить одним и тем же путем.
36. Мне нравится работа, требующая физической активности.
37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.
38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.
39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.
40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
№ Тип мышления Вопросы
1 Предметно-действенное 1 6 11 16 21 26 31 36
2 Абстрактно-символическое 2 7 12 17 22 27 32 37
3 Словесно-логическое 3 8 13 18 23 28 33 38
4 Наглядно-образное 4 9 14 19 24 29 34 39
5 Креативность (творческое) 5 10 15 20 25 30 35 40
Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:
0-2 балла - низкий,
3-5 баллов - средний,
6-8 баллов - высокий.
Приложение 2
ж | в | д | т | д | а | л | ь | к | о | с | э | ь | а |
к | о | э | а | у | к | е | в | р | к | б | о | р | т |
р | ф | т | ч | л | г | е | б | а | о | с | м | а | п |
а | и | о | ц | о | е | ф | у | й | я | н | ы | д | а |
б | о | п | б | р | о | ц | д | ю | и | у | б | о | ж |
м | т | х | а | у | м | е | ы | ц | ч | е | л | ч | г |
я | а | у | р | б | о | б | р | а | с | р | б | а | р |
о | н | и | к | а | ю | я | ф | м | е | и | щ | н | и |
м | о | д | с | м | ж | т | е | в | д | с | м | н | е |
з | е | а | ы | а | с | ц | с | а | г | у | з | и | г |
л | щ | т | з | м | а | б | м | у | а | н | а | м | л |
л | т | ч | р | о | р | л | л | т | л | о | з | в | а |
у | м | ш | д | т | г | и | г | с | о | к | э | у | я |
в | с | о | л | н | ц | е | о | л | л | о | м | и | д |
ж | в | д | т | д | а | л | ь | к | о | с | э | ь | а |
к | о | э | а | у | к | е | в | р | к | б | о | р | т |
р | ф | т | ч | л | г | е | б | а | о | с | м | а | п |
а | и | о | ц | о | е | ф | у | й | я | н | ы | д | а |
б | о | п | б | р | о | ц | д | ю | и | у | б | о | ж |
м | т | х | а | у | м | е | ы | ц | ч | е | л | ч | г |
я | а | у | р | б | о | б | р | а | с | р | б | а | р |
о | н | и | к | а | ю | я | ф | м | е | и | щ | н | и |
м | о | д | с | м | ж | т | е | в | д | с | м | н | е |
з | е | а | ы | а | с | ц | с | а | г | у | з | и | г |
л | щ | т | з | м | а | б | м | у | а | н | а | м | л |
л | т | ч | р | о | р | л | л | т | л | о | з | в | а |
у | м | ш | д | т | г | и | г | с | о | к | э | у | я |
в | с | о | л | н | ц | е | о | л | л | о | м | и | д |
ж | в | д | т | д | а | л | ь | к | о | с | э | ь | а |
к | о | э | а | у | к | е | в | р | к | б | о | р | т |
р | ф | т | ч | л | г | е | б | а | о | с | м | а | п |
а | и | о | ц | о | е | ф | у | й | я | н | ы | д | а |
б | о | п | б | р | о | ц | д | ю | и | у | б | о | ж |
м | т | х | а | у | м | е | ы | ц | ч | е | л | ч | г |
я | а | у | р | б | о | б | р | а | с | р | б | а | р |
о | н | и | к | а | ю | я | ф | м | е | и | щ | н | и |
м | о | д | с | м | ж | т | е | в | д | с | м | н | е |
з | е | а | ы | а | с | ц | с | а | г | у | з | и | г |
л | щ | т | з | м | а | б | м | у | а | н | а | м | л |
л | т | ч | р | о | р | л | л | т | л | о | з | в | а |
у | м | ш | д | т | г | и | г | с | о | к | э | у | я |
в | с | о | л | н | ц | е | о | л | л | о | м | и | д |
Приложение 3