СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое занятие для старшеклассников по профориентации "человек-техника"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие рассчитано для старшеклассников. Целью данного занятия является выделить подтип профессий типа "человек-техника".

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие для старшеклассников по профориентации "человек-техника"»

Психологическое занятие по психологии

профориентационной направленности для старшеклассников.

Тема: «Характеристика профессий типа «человек-техника».


Цель: выделить подтип профессий типа «человек-техника».

Задачи:

  • Познакомить с типом профессий «человек-техника»

  • Помочь сформулировать понятие ПВК (профессионально важные качества), охарактеризовать признаки ПВК профессий типа «человек-техника».

  • Формировать у учащихся понятие оценки своих возможностей, необходимость учитывать личностные качества, что поможет уменьшить вероятность ошибок в выборе будущей профессии.

  • Научить адекватно оценивать себя, слушать и следовать инструкциям методик.

  • Подвести к пониманию необходимости учитывать тип будущей профессии. Научить применять полученные знания в повседневной жизни.

  • Познакомить учащихся с перечнем школьных предметов, на изучение которых необходимо обратить особое внимание.


Основные понятия: тип профессии «человек-техника», ПВК (профессионально важные качества).


Ход урока:

  1. Орг.момент. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на занятии! Желаю вам отличного настроения и получения знаний для определения своего будущего профессионального выбора.

  1. Повторение пройденного на прошлом уроке материала.

Тип профессии – это классификация профессий по характерным признакам, предмету труда и т.д.

«Ведущие предметы труда в различных типах профессий». Вы уже знаете, что ведущий предмет труда в профессиях типа «человек – человек» - это социальные системы, сообщества, группы населения.

Тип профессии


Ведущий предмет труда

1.

человек-человек

Социальные системы, сообщества, группы населения.

Работа людей в рамках одного типа профессии имеет определённые различия, поэтому сходные по виду деятельности выделяют в следующие подтипы:

  1. Торгово-сервисное обслуживание.

  2. Лечение.

  3. Обучение, воспитание, культурно-просветительская работа.

  4. Защита прав и безопасность.

  5. Организация и управление.

  1. Актуализация знаний.

Сегодня мы познакомимся с подтипом профессий типа «человек-техника» и профессионально-важными качествами для данного типа профессий.

Для формирования интереса к изучаемой теме учащимся задаются вопросы:

- Какие технические изобретения вы знаете? Как отличается жизнь человека, жившего в XVII в. от жизни современного человека в бытовом плане?

Ученики приводят примеры.

Психолог дополняет ответы, приводит примеры:

  • Помещения для хранения продуктов, наполняемые льдом, появились несколько тысяч лет назад. В 1803 году американский предприниматель Томас Мур представил миру прототип кухонного холодильника, изготовленного своими руками. В настоящее время практически в каждой семье есть бытовой холодильник.

  • Одно из важнейших изобретений XIX века – электрическая лампочка накаливания. 

  • Изобретение мобильной связи.


- Что происходит с развитием общества? (технологизация, автоматизирование и т.д.)

- Какие профессии становятся неактуальными, невостребованными? (например, телефонистка).

- Какие новые профессии возникают в связи с техническим прогрессом? (оператор станков и т.д.)

Подведение к выводу:

Появились новые современные профессии и специальности, про которые раньше не было слышно, да и сейчас услышав название некоторых современных профессий, остается гадать, что должен делать этот человек. В основном это коснулось мира компьютерных и информационных технологий, сферы потребления. Современный мир техники становится разнообразнее, и в связи с этим увеличивается кол-во профессий, связанных с разработкой и обслуживанием технического оборудования. Выделение подтипов в технических профессиях даёт возможность ориентироваться в этом многообразии.


  1. Изучение нового материала.

- Давайте определим ведущий предмет труда в профессиях «человек-техника».

Тип профессии


Ведущий предмет труда

2.

человек-техника

Техника, неживая природа, виды энергии.


Приводится список профессий: инженер, электрик, монтажник, веб - дизайнер, оператор станков, проектировщик, теплотехник, программист, токарь, инженер - нанотехнолог.

Задание: выделить из данного списка группы, сходные по виду деятельности. Для этого необходимо обговорить, что конкретно выполняет специалист из приведенного списка профессий. В ходе обсуждения выделяются следующие подтипы:

  1. Сборка и наладка оборудования.

  2. Ремонт оборудования.

  3. Разработка, конструирование.

  4. Управление машинами, аппаратами.

  5. Обработка материалов.


- В чём особенность работы с техническими объектами? (они могут быть точно замерены, иметь точные параметры).

Соответственно при работе с техникой необходима от работника точность выполнения, концентрация внимания, умение размышлять.

- Какие, по вашему мнению, профессиональные качества необходимы человеку, работающему в сфере «человек-техника»?

Подвести учащихся к формулированию ПВК для данного подтипа профессий.

Составляется список ПВК для профессий типа «человек-техника»:

  • хороший уровень развития внимания (концентрация, переключение, распределение);

  • логическое мышление;

  • хорошая координация движений;

  • дисциплинированность;

  • высокая работоспособность;

  • высокий темп деятельности;

  • аккуратность;

  • хорошая память.


При выборе профессий типа «человек-техника», необходимо обратить особое внимание на такие школьные предметы, как алгебра, геометрия, физика, химия, технология, черчение.


  1. Закрепление изученного материала

Предлагается выполнить самостоятельную работу:

  1. Самодиагностика качеств своей личности и соотнесение этих качеств с ПВК профессии типа «человек – техника».

а) Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной (Приложение 1)

б) С целью развития внимания предлагается выполнить задание «Найди слова» (Приложение 2)

  1. Выразить свое отношение к профессиям типа «человек-техника» (возможно описание своего изобретения, его преимущества).

  2. Сконструировать из бумаги предмет, применив технику оригами (Приложение 3).

Обсуждение результатов выполнения заданий.

- Согласны ли вы с полученными результатами? С какими трудностями столкнулись при выполнении практических заданий? Какие выводы для себя сделали?


  1. Подведение итогов.

Ведущим предметом труда в профессиях типа «человек-техника» является техника, неживая природа, виды энергии.

Знание профессионально важных качеств дает возможность правильного выбора своего профессионального пути, при этом свести количество ошибок к минимуму.

  1. Рефлексия.

Обсуждение эффективности работы на занятии (учащимся предлагается высказать свое мнение).



















Приложение 1

Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной

Инструкция к тесту

У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если вы согласны с высказыванием, поставьте плюс, если нет – минус.

Тест

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспоминания.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.

19. Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых стихотворений.

24. Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.

33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34. Я понимаю красоту природы и искусства.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Мне нравится работа, требующая физической активности.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39. Мне легко представить в образах содержание рассказа или фильма.

40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.





Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

№    Тип мышления                         Вопросы

1     Предметно-действенное           1    6    11    16    21    26    31    36

2     Абстрактно-символическое     2    7    12    17    22    27    32    37

3     Словесно-логическое                3    8    13    18    23    28    33    38

4     Наглядно-образное                    4    9    14    19    24    29    34    39

5     Креативность (творческое)       5    10   15    20    25   30    35    40

Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти строк. Каждая строка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления:

   0-2 балла - низкий,

   3-5 баллов - средний,

   6-8 баллов - высокий.









































Приложение 2

ж

в

д

т

д

а

л

ь

к

о

с

э

ь

а

к

о

э

а

у

к

е

в

р

к

б

о

р

т

р

ф

т

ч

л

г

е

б

а

о

с

м

а

п

а

и

о

ц

о

е

ф

у

й

я

н

ы

д

а

б

о

п

б

р

о

ц

д

ю

и

у

б

о

ж

м

т

х

а

у

м

е

ы

ц

ч

е

л

ч

г

я

а

у

р

б

о

б

р

а

с

р

б

а

р

о

н

и

к

а

ю

я

ф

м

е

и

щ

н

и

м

о

д

с

м

ж

т

е

в

д

с

м

н

е

з

е

а

ы

а

с

ц

с

а

г

у

з

и

г

л

щ

т

з

м

а

б

м

у

а

н

а

м

л

л

т

ч

р

о

р

л

л

т

л

о

з

в

а

у

м

ш

д

т

г

и

г

с

о

к

э

у

я

в

с

о

л

н

ц

е

о

л

л

о

м

и

д



ж

в

д

т

д

а

л

ь

к

о

с

э

ь

а

к

о

э

а

у

к

е

в

р

к

б

о

р

т

р

ф

т

ч

л

г

е

б

а

о

с

м

а

п

а

и

о

ц

о

е

ф

у

й

я

н

ы

д

а

б

о

п

б

р

о

ц

д

ю

и

у

б

о

ж

м

т

х

а

у

м

е

ы

ц

ч

е

л

ч

г

я

а

у

р

б

о

б

р

а

с

р

б

а

р

о

н

и

к

а

ю

я

ф

м

е

и

щ

н

и

м

о

д

с

м

ж

т

е

в

д

с

м

н

е

з

е

а

ы

а

с

ц

с

а

г

у

з

и

г

л

щ

т

з

м

а

б

м

у

а

н

а

м

л

л

т

ч

р

о

р

л

л

т

л

о

з

в

а

у

м

ш

д

т

г

и

г

с

о

к

э

у

я

в

с

о

л

н

ц

е

о

л

л

о

м

и

д



ж

в

д

т

д

а

л

ь

к

о

с

э

ь

а

к

о

э

а

у

к

е

в

р

к

б

о

р

т

р

ф

т

ч

л

г

е

б

а

о

с

м

а

п

а

и

о

ц

о

е

ф

у

й

я

н

ы

д

а

б

о

п

б

р

о

ц

д

ю

и

у

б

о

ж

м

т

х

а

у

м

е

ы

ц

ч

е

л

ч

г

я

а

у

р

б

о

б

р

а

с

р

б

а

р

о

н

и

к

а

ю

я

ф

м

е

и

щ

н

и

м

о

д

с

м

ж

т

е

в

д

с

м

н

е

з

е

а

ы

а

с

ц

с

а

г

у

з

и

г

л

щ

т

з

м

а

б

м

у

а

н

а

м

л

л

т

ч

р

о

р

л

л

т

л

о

з

в

а

у

м

ш

д

т

г

и

г

с

о

к

э

у

я

в

с

о

л

н

ц

е

о

л

л

о

м

и

д





Приложение 3






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!