Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей (слайд)
«Учитель экспериментатор – это…»
Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях введения ФГОС.
Задачи:
создание благоприятных условий для работы группы;
углубление процесса самопознания.
Участники: 12-15 педагогов, психолог.
Оборудование: школьный колокольчик, аудиозапись шума моря, маркеры, раздаточный материал для групп, буклеты с рекомендациями по снятию стрессового напряжения.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть. Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть. Меня зовут – Цуникова Ольга Александровна. Я являюсь педагогом – психологом двух общеобразовательных школ Кировского района: МКОУ «Бережковская ООШ» и МКОУ «Будо-Анисовская ООШ». Своё практическое занятие на мастер – классе я хотела бы начать с выполнения вместе с вами с
Упражнение – «Приветствие по кругу» (игрушка)
Педагог – психолог; Коллеги, для выполнения этого упражнения прошу вас сесть в круг расслабится, закрыть глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит слева от меня. Он примет мое приветствие в виде игрушки и с закрытыми глазами точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны.
Ознакомление с темой тренинга, его целью (слайд)
Педагог - психолог. А теперь я прошу вас, коллеги, разделится на 3 группы и сесть за столы.
Основная часть
Участники занимают места за столами
Педагог – психолог: Тема нашего занятия: «Учитель-экспериментатор — это...». Почему я взяла эту тему? Вы все знаете, что мы, педагоги – психологи, учителя и воспитатели работаем в эксперименте, т. каждый из нас на своих занятиях и уроках использует различные методики преподавания, т. проводит эксперименты. И я хотела бы, чтобы все вы сегодня подумали лишний раз, провели самоанализ, расслабились. Цель занятия: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях эксперимента при введении ФГОС. В ходе занятия мы попробуем проанализировать те качества, которыми мы все безусловно обладаем, и что нам понадобится в дальнейшем. Для работы в группе нам необходимо принять правила.
Правила группы (слайд)
Общение по принципу «здесь и теперь». Следует говорить о том, что волнует участников именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе.
Все активны.
Взаимная вежливость.
Безоценочность суждений.
Искренность.
Доверительный стиль общения.
Педагог – психолог. Для того чтобы начать самоанализ, у вас на столе лежат конверты «Предложения на карточках». Я предлагаю каждому из вас вытянуть карточку и закончить написанное на ней предложение. (карточки) (Время выполнения задания 2 мин.)
Предложения на карточках:
Я доверяю людям, которые...
Самая большая радость для меня — это...
Я люблю, когда...
Мне радостно, когда...
Я горжусь тем, что...
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...
Думаю, что самое важное для меня...
Мне особенно приятно...
Человек, которому я могу доверять...
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...
Мои друзья...
Самое большое достижение в моей жизни...
Я ценю в людях...
Я чувствую себя уверенно, когда...
Человек считается успешным, если....
Педагог – психолог; С первым задание в группе вы справились. Хорошо. Молодцы. Мы переходим к следующему заданию.
Задание "Каким должен быть учитель-экспериментатор?" (слайд)
Педагог – психолог. Вам предлагаются варианты качеств, которыми должен обладать учитель-экспериментатор. Они так же в конвертах лежат у вас на столах. Вам надо выбрить три наиболее важных для вашей группы качества и расположить их по степени значимости. На обсуждение вам отводится три минуты. Выбранные вами качества запишите на предложенных вам листах бумаги.
Варианты качеств: коммуникабельность, готовность к диалогу, гуманность, самоконтроль поведения, оптимизм, уверенность в себе, эмпатийность, толерантность, стремление к самосовершенствованию, искренность, эрудиция, креативность.
Честолюбие справедливость
Смелость дружелюбие
Бодрость нежность
Чистоплотность благие намерения
Ум доброта
Склонность к рассуждению полезность
Храбрость честность
Творчество верность
Любознательность опрятность
Энергичность организованность
Энтузиазм оригинальность
Настойчивость спокойствие
Дипломатичность упорство
Общительность правдолюбие
Пунктуальность заботливость
Склонность к риску понимание
Чувствительность остроумие
Сила талант
Умение слушать другого альтруизм
По окончании обсуждения представители команд выходят к доске и вывешивают качества, аргументируя свою точку зрения. На выполнение задания отводится 1-2 минуты.
С заданием справились хорошо. Переходим к следующему заданию.
Решение проблем (карточки).
У вас на столах лежат проблемные ситуаций, которые могут возникнуть в ходе проведения любого занятия или на перемене. Вам необходимо с ними познакомится. Осудить решение этой ситуации и записать лист бумаги возможные варианты решения этой проблемной ситуации отводится 3 минуты.
Во время проведения эксперимента возникают различные проблемы. Одна из таких проблем на начальном этапе эксперимента — овладение навыками работы на персональном компьютере. Представьте себе, что вам более 35 лет и у вас возникли затруднения в освоении компьютерной грамотности. Ваши действия в сложившейся ситуации?
В условиях современной школы учитель испытывает большие психологические нагрузки. По данным социологических исследований, профессия учителя в ряду стрессогенных находится на 5-м месте после профессий журналиста, сотрудника МЧС, космонавта, врача-хирурга. Как сберечь здоровье учителя в сложных условиях?
Ученики проводят большую часть дня в своих учебных кабинетах или в довольно маленьких холлах. Это создает дополнительную эмоциональную и физическую нагрузку. Что может сделать учитель, чтобы снизить утомляемость учеников? Обсуждение.
Советы по снятию эмоционального напряжения (раздаточный)
Ведущий. Современный учитель обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только учителя, но и учеников. Существуют разные способы снятия стресса.
Участникам предлагается в течение пяти минут обсудить и предложить свои варианты выхода из стрессовых ситуаций.
Релаксация. Упражнение «Прогулка к морю» (музыка)
Данная медитативная техника направлена на расслабление и снятие напряжения; выполняется под музыку.
Педагог - психолог. Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и свободно, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, и теплая волна расслабления проходит по мышцам. Представьте, что вы стоите на небольшой скале и смотрите вдаль. Перед вами море, небо и солнце. Море спокойное, бесконечное, уходящее вдаль и сливающееся с горизонтом.
Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы спускаетесь на берег, снимаете обувь и босиком бежите по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная. Вы раскидываете руки, запрокидываете голову. Солнечные лучи и легкий приятный ветерок ласково прикасаются к вашему лицу, набежавшая волна брызгами окутывает вас. На губах у вас солоноватый привкус моря и улыбка счастья. Ваше тело становится легким и гибким. Вам хочется, как маленькому ребенку, веселиться — бегать, прыгать, брызгаться, смеяться. Позвольте себе эти несколько минут быть самим собой и делать все, что хочется.
Вам пора возвращаться. Вот вы опять на Скале и смотрите на этот мирный, прекрасный уголок, который подарил вам отдых и счастье. Это ваше место, и вы всегда можете сюда вернуться, если будет нужна поддержка. Для этого придумайте свой ключ к этому месту — какой-нибудь жест — и запомните его. Теперь вы всегда, в любой ситуации можете получить поддержку. Не спеша попрощайтесь с этим местом. Пришло время возвращаться в реальность. Медленно откройте глаза. Мы снова в комнате.
Завершение. Рефлексия (игрушка)
В заключение ведущий предлагает участникам сообщить группе – что лично для каждого было важным в общей работе.
Подведение итогов
Педагог - психолог. По окончании нашего занятия мы можем утверждать, что учитель-экспериментатор — это… (далее приводятся выводы, к которым пришли группы во время занятия):
личность с развитыми качествами (перечислить качества);
учитель-экспериментатор способен решить возникающие на его пути проблемы, учитывая не только свои интересы, но интересы школьника;
это человек, владеющий навыками саморегуляции: может продуктивно работать и находить время для отдыха...
ЛИТЕРАТУРА
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. — СПб.: Питер, 2006. (Серия «Эффективный тренинг»).
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В. и [др.]; под общей ред. Битяновой М.Р. — СПб.: Питер, 2006. (Серия «Практикум по психологии»).
Кривцова С.И. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. - М.,Генезис, 1997.
Кривцова С.И., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М.:Генезис, 1997.
Поляков С.Д. Психопедагогический тренинг-практикум //Материалы Второй Всероссийской недели школьной психологии.
Сидоренко Е.В. Опыты реориентационного тренинга. – СПб, 1995.
П
Я доверяю людям, которые...
редложения на карточках:
Самая большая радость для меня — это...
Я люблю, когда...
Мне радостно, когда...
Я горжусь тем, что...
Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...
Думаю, что самое важное для меня...
Мне особенно приятно...
Человек, которому я могу доверять...
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...
Мои друзья...
Самое большое достижение в моей жизни...
Я ценю в людях...
Я чувствую себя уверенно, когда...
Человек считается успешным, если...
Варианты качеств:.
Проблемная ситуация № 1
Во время проведения эксперимента возникают различные проблемы. Одна из таких проблем на начальном этапе эксперимента — овладение навыками работы на персональном компьютере. Представьте себе, что вам более 35 лет и у вас возникли затруднения в освоении компьютерной грамотности. Ваши действия в сложившейся ситуации?
Проблемная ситуация № 2
В условиях современной школы учитель испытывает большие психологические нагрузки. По данным социологических исследований, профессия учителя в ряду стрессогенных находится на 5-м месте после профессий журналиста, сотрудника МЧС, космонавта, врача-хирурга. Как сберечь здоровье учителя в сложных условиях?
Проблемная ситуация № 3
Ученики проводят большую часть дня в своих учебных кабинетах или в довольно маленьких холлах. Это создает дополнительную эмоциональную и физическую нагрузку. Что может сделать учитель, чтобы снизить утомляемость учеников?