СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 2-4 классов и их родителей по развитию учебной мотивации "Родители и дети - команда для успеха!"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическое занятие с элементами тренинга "Родители и дети - команда для успеха!" является своевременным и необходимым интсрументом для профилактики школьной дезадаптации, укрепления детско-родительских отношений, формирования у ребенка устойчивой внутренней мотивации к обучению.

Просмотр содержимого документа
«Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся 2-4 классов и их родителей по развитию учебной мотивации "Родители и дети - команда для успеха!"»

АНО СОШ «Академическая гимназия»














Психологическое занятие

с элементами тренинга для учащихся

2-4 классов и их родителей

по развитию учебной мотивации

«Родители и дети –

команда для успеха!»











Разработала: Мурашкина Ю.А.,
педагог – психолог, нейропсихолог, специалист

Службы психолого-педагогического сопровождения

АНО СОШ «Академическая гимназия»








г. Москва 2025 г.

Актуальность. Актуальность развития учебной мотивации младших школьников обусловлена комплексом социальных, психологических и педагогических вызовов, с которыми сталкивается современная семья и система образования на этапе начального обучения ребенка.

1. Психологические особенности возраста (2-4 класс).

Кризис учебной мотивации. Именно в этот период «исчезает» естественная познавательная мотивация, характерная для первоклассников. Учеба превращается из увлекательной игры в систему обязанностей. Формируется так называемая «выученная беспомощность» — если ребенок сталкивается с неудачами и не чувствует поддержки, он перестает верить в свои силы.

Возрастной кризис 7-10 лет. Ребенок начинает осознавать себя как личность, стремится к самостоятельности, но еще остро нуждается в поддержке и одобрении значимых взрослых. Конфликты с родителями из-за учебы учащаются.

Снижение интереса к учебе. Если не поддерживать внутреннюю мотивацию, она быстро замещается внешней (оценки, давление родителей), что менее эффективно в долгосрочной перспективе.

2. Современные вызовы в образовании и воспитании.

Цифровизация и клиповое мышление. Дети младшего школьного возраста растут в мире гаджетов, что приводит к снижению концентрации внимания, усидчивости и способности к глубокому усвоению материала. Родители часто не знают, как противостоять этому влиянию и организовать учебный процесс дома.

Рост академической нагрузки и стресса. Повышенные требования школьной программы, проектная деятельность, диагностические работы создают напряжение как для детей, так и для родителей.

Дефицит живого, качественного общения. В условиях занятости родителей общение с ребенком часто сводится к функциональным вопросам: «Уроки сделал?», «Какие оценки?». Это создает эмоциональный разрыв и превращает родителя в «надзирателя», а не в союзника.

3. Проблемы во взаимодействии «Родитель-Ребенок-Школа».

Неэффективные модели поведения родителей. Часто родители, желая помочь, либо полностью берут контроль над выполнением домашних заданий (гиперопека), либо, наоборот, пускают все на самотек (гипоопека). Оба подхода убивают в ребенке самостоятельность и ответственность.

Коммуникационные разрывы. Родители не всегда понимают, как именно помочь ребенку, не как сделать за него, а как направить и поддержать. Дети, в свою очередь, не умеют просить о помощи и озвучивать свои трудности.

Конфликт интересов. Учеба становится полем битвы, а не зоной сотрудничества. Это разрушает доверительные отношения в семье.

Тренинговая форма проведения занятия «Родитель + Ребенок» предлагает практическое решение этих проблем через:

1. Формирование единого ценностного поля. Родители и дети вместе работают над общими задачами, учатся слышать друг друга и договариваться. Они перестают быть по разные стороны «учебной баррикады».

2. Обучение через опыт. Элементы тренинга позволяют не просто узнать теорию, а прочувствовать и отрепетировать новые модели поведения: как правильно хвалить, как справляться с ошибками, как ставить реалистичные цели.

3. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей. Родители на практике узнают эффективные техники поддержки учебной деятельности, которые смогут применять дома.

4. Развитие эмоционального интеллекта и мягкие навыки у детей. Дети учатся безопасно работать в команде, коммуницировать, аргументировать свою позицию и управлять своими эмоциями (например, страхом перед контрольной).

5. Создание поддерживающего сообщества. Участники видят, что они не одиноки в своих трудностях, делятся опытом и находят поддержку в лице других семей и психолога/педагога.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Родители и дети - команда для успеха!» является своевременным и необходимым инструментом для:

• Профилактики школьной дезадаптации и выгорания.

• Укрепления детско-родительских отношений через совместную деятельность.

• Перевода родителя из роли контролера в роль наставника и вдохновителя.

• Формирования у ребенка устойчивой внутренней мотивации к обучению, основанной на интересе и осознании успеха.

Это инвестиция не только в текущие академические успехи ребенка, но и в формирование гармоничной, успешной и счастливой личности, способной к непрерывному обучению на протяжении жизни.



Психологическое занятие с элементами тренинга

для учащихся 2-4 классов и их родителей

по развитию учебной мотивации

«Родители и дети – команда для успеха!»

Целевая группа: родители и дети (учащиеся 2-4 классов начальной школы).

Оптимальный размер группы: 6-8 детско-родительских пар (12-16 участников).

Продолжительность: 1 час 45 минут - 2 часа.

Цель: Укрепление детско-родительских отношений через формирование у родителей навыков поддержки учебной мотивации ребенка и у детей - позитивного восприятия учебной деятельности при поддержке родителей.

Задачи:

  1. Для родителей:

Познакомить с ключевыми факторами учебной мотивации младших школьников;

Осознать влияние стиля родительского общения на мотивацию ребенка;

Отработать навыки конструктивной поддержки, похвалы и помощи в преодолении трудностей;

Научиться совместному целеполаганию с ребенком.

  1. Для детей:

Понять важность обучения и собственной роли в нем;

Увидеть поддержку и интерес родителей к своим школьным делам;

Развить навыки выражения своих чувств и потребностей в учебе;

Укрепить чувство уверенности в своих силах.

  1. Для пары (родитель+ребенок):

Улучшить взаимопонимание и доверие в контексте учебы;

Развить навыки сотрудничества и совместного решения учебных задач;

Создать позитивный опыт совместной деятельности, связанной со школой.

Принципы:

  • Добровольность. Участие только по желанию.

  • Конфиденциальность. «Что происходит на тренинге - остается на тренинге».

  • Безоценочность. Отсутствие критики и сравнений.

  • Активность и диалог. Максимум практики, обмена опытом, работы в парах.

  • Равенство и партнерство. Родитель и ребенок - равные участники процесса.

  • Опора на сильные стороны. Фокус на успехах и ресурсах.

  • Игровая форма. Соответствие возрасту детей.

Материалы и оборудование:

  • Просторное помещение, стулья по кругу, столики для работы в парах.

  • Флипчарт или доска, маркеры.

  • Бумага А4, цветные карандаши/фломастеры, ручки.

  • Карточки с изображениями эмоций (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие).

  • Карточки с названиями предметов или школьных ситуаций (русский язык, математика, чтение, домашняя работа, контрольная, ответ у доски).

  • Мяч.

  • Пазл (один на пару или общий).

  • Маленькие призы/стикеры для поощрения (опционально).

  • Музыка для релаксации/активизации.

  • Анкеты для обратной связи.

Ход занятия:

I. Вводная часть (15-20 минут).
Приветствие и знакомство (10 мин).

Психолог приветствует участников, представляет себя, кратко озвучивает тему и цели тренинга.

Упражнение №1. «Мяч знакомств». 

Участники встают в круг. Психолог бросает мяч одному из участников со словами: «Я рад(а) видеть тебя, [Имя участника]! Какой твой любимый предмет/занятие в школе?» (для ребенка) или «Какой Ваш любимый способ отдохнуть после работы?» (для родителя). Поймавший мяч отвечает на вопрос и бросает мяч с аналогичным вопросом следующему.

Принятие правил группы (5 мин). 

Психолог предлагает участникам совместно выработать правила работы (например, «говорим по одному», «слушаем друг друга», «не перебиваем», «уважаем мнение», «доверяем»). Кратко записываются на флипчарте.

Упражнение №2. Разминка «Зеркало» (5 мин). 

Родитель и ребенок встают друг напротив друга. Один – «ведущий», другой – «зеркало». Ведущий делает медленные движения (поднять руку, улыбнуться, наклонить голову), «зеркало» максимально точно повторяет. Через 1-2 минуты меняются ролями. 

II. Основная часть (60-70 минут).
Блок 1. Мир эмоций и учебы (20 мин).

Упражнение №3. «Эмоциональная палитра школы» (10 мин).

На флипчарте нарисована большая таблица с колонками: «Предмет/Ситуация», «Эмоция ребенка», «Эмоция родителя».

Психолог показывает карточку с предметом/ситуацией (например, «Математика», «Домашняя работа» и т.д.).

Дети выбирают карточку с эмоцией, которую они чаще всего испытывают в этой ситуации, и кратко объясняют почему (если хотят).

Родители делают то же самое, глядя на ту же ситуацию.

Психолог кратко фиксирует ответы в таблице. 

Рефлексия (5 мин): Что удивило? Какие эмоции преобладают? Как эмоции родителя могут влиять на ребенка?

Мини-лекция «Что такое мотивация? Откуда берется?» (5 мин). 

Психолог простым языком объясняет:

Мотивация - это желание учиться.

Виды: «хочу знать» (внутренняя) и «чтобы не ругали/получить пятерку» (внешняя).

Что помогает мотивации: интерес, успех, поддержка, понимание «зачем?», вера в свои силы.

Что мешает: страх ошибки, скука, давление, сравнение, непосильные задачи.

Блок 2. Язык поддержки (25 мин).

Упражнение №4. «Волшебная похвала» (Работа в детско-родительских парах) (15 мин).

Часть 1. Дети рисуют. 

Детям раздается бумага и карандаши. Задание: «Нарисуй ситуацию, когда у тебя что-то хорошо получилось в учебе (выучил стихотрворение, решил задачу, получил хорошую оценку)».

Часть 2. Родители учатся. 

Пока дети рисуют, психолог работает с родителями.

Обсуждение:

Чем похвала отличается от оценки («Молодец, 5!» и «Ты так старательно выводил буквы, я вижу твой прогресс!»)?

Важность описательной похвалы (конкретика: «Ты сам догадался, как решить этот пример!»), похвалы за усилия («Я вижу, ты очень сосредоточенно работал над этим заданием»), за стратегию («Ты здорово разбил большую задачу на маленькие шаги»).

Опасность «но» в похвале («Молодец, но вот здесь ошибка»).

Часть 3. Практическая часть. Дети показывают родителям свой рисунок и рассказывают про ситуацию успеха. Родители пробуют использовать описанные приемы похвалы. Психолог наблюдает, мягко корректирует при необходимости.

Обсуждение (10 мин). Как чувствовали себя дети, услышав такую похвалу? Что было сложно родителям? Какие фразы запомнились?

Блок 3. Вместе к цели! (25 мин).

Упражнение №5. «Лестница успеха» (Работа в детско-родительских парах) (20 мин).

Каждая пара получает лист бумаги с нарисованной лестницей (3-5 ступенек).

Шаг 1 (Цель). Обсудить и записать на самой верхней ступеньке одну небольшую, конкретную, достижимую учебную цель ребенка на ближайшую неделю (НЕ оценку!). Например, «Выучить 5 новых словарных слов по русскому», «Решить 3 задачи на скорость без ошибок», «Прочитать 3 страницы книги вечером перед сном».

Шаг 2 (Шаги). На ступеньках ниже записать конкретные маленькие шаги, которые нужно сделать, чтобы достичь цели. (Например, для слов: 1. Прочитать слова. 2. Проговорить их по слогам. 3. Написать каждое слово 3 раза. 4. Попросить маму/папу продиктовать. 5. Проверить себя).

Шаг 3 (Поддержка). Обсудить и записать рядом с лестницей: «Чем могу помочь я (родитель)?» и «Что нужно от меня (ребенок)?» (Например, Родитель: «Проведу диктант вечером в среду». Ребенок: «Напомни мне вечером повторить слова»).

Шаг 4 (Награда). Придумать маленькое приятное поощрение за достижение цели (совместная игра, любимый фрукт, выбор мультфильма и т.д.).

Презентация (5 мин). Несколько пар (по желанию) кратко представляют свою «Лестницу успеха».

III. Заключительная часть (25-30 минут).

Упражнение №6. «Пазл доверия» (10 мин).

Большой пазл (или несколько маленьких на пару) раздается участникам.

Задача: всем вместе (или в парах) собрать пазл.

Символика: Каждый вклад важен, только вместе можно создать целостную картину (успеха, доверия, сотрудничества).

Рефлексия и обратная связь (10 мин).

Психолог предлагает участникам поделиться:

Детям: Что самое интересное/полезное было сегодня? Что нового узнал про маму/папу?

Родителям: Какое открытие сделали для себя? Какой навык заберете с собой?

Всем: Какое чувство уносите с собой?

Краткий обзор ключевых идей тренинга (факторы мотивации, важность поддержки, совместное целеполагание).

Упражнение №7. Ритуал завершения «Солнышко пожеланий» (5 мин).

Психолог рисует на флипчарте большое солнце без лучиков.

Каждый участник (ребенок или родитель) по очереди подходит и рисует лучик, говоря короткое пожелание себе, друг другу или всем участникам («Желаю себе больше интересных задачек!», «Желаю нам с сыном терпения!», «Желаю всем радости от учебы!»).

Прощание и вручение памяток (5 мин).

Психолог благодарит всех за работу.

Вручает небольшие памятки для родителей с ключевыми тезисами тренинга и практическими советами по поддержке мотивации.

Детям можно вручить маленькие тематические значки или медали «Юный мотиватор».

Сбор анонимных анкет обратной связи.


Методические рекомендации:

  • Баланс. Следите за равным вовлечением родителей и детей. Не давайте детям «затеряться» или родителям «доминировать».

  • Гибкость. Будьте готовы адаптировать время и сложность упражнений под динамику группы. Если дети устали – добавьте подвижную разминку.

  • Язык. Говорите просто и понятно для детей. При объяснении родителям сложных понятий используйте примеры.

  • Безоценочность. Акцентируйте внимание на процессе, усилиях, стратегиях, а не только на результате. Избегайте слов «правильно/неправильно» в оценке действий участников, заменяйте на «интересно», «по-другому».

  • Обратная связь. Давайте ее конструктивно, используя «Я-сообщения» («Я заметил(а), что, когда Вы описывали усилия сына, он улыбнулся»).

  • Родительские «ловушки». Будьте готовы к типичным реакциям родителей: желание учить ребенка прямо на тренинге, фокус на оценках, сравнение детей. Тактично возвращайте фокус на сотрудничество и поддержку.

  • Инклюзивность. Если в группе есть ребенок с ОВЗ, заранее продумайте адаптацию упражнений.

  • Безопасность. Пресекайте любые проявления насмешек или критики в адрес других участников.

  • Энергия. Поддерживайте позитивный и энергичный темп.

Возможные сложности и пути решения:

  • Ребенок стесняется/отказывается участвовать. Не давите. Предложите роль наблюдателя сначала. Вовлекайте через родителя в парных упражнениях. Используйте невербальные методы (рисунок).

  • Родитель критикует ребенка во время упражнений. Тактично вмешайтесь, напомните о правилах безоценочности. Предложите сформулировать мысль в виде поддержки или пожелания.

  • Конфликт в паре. Аккуратно помогите им сфокусироваться на задании, переключить внимание. Если конфликт серьезный, предложите короткий перерыв или поговорите наедине.

  • Нехватка времени. Заранее определите, какие блоки можно немного сократить (без потери сути). Рефлексию сокращать нежелательно.

Ожидаемые результаты:

  • Родители. Улучшили понимание механизмов учебной мотивации; освоили навыки конструктивной похвалы и поддержки; осознали важность сотрудничества и совместного целеполагания; получили практические инструменты для помощи ребенку.

  • Дети. Ощутили поддержку родителей; повысили уверенность в своих силах; получили позитивный опыт обсуждения учебы с родителем; увидели ценность совместных усилий.

  • Пары. Укрепили доверие и взаимопонимание в контексте учебы; создали позитивный опыт совместной деятельности; научились договариваться и ставить общие цели.



Литература:

  1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения»;

  2. Цукерман Г.А. «Виды общения в обучении»;

  3. Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»;

  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;

  5. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»;

  6. Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии: сборник сказок, игр и терапевтических программ».