Общешкольное родительское собрание
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ВЫПУСКНИКАМ
В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ В ФОРМЕ ОГЭ и ЕГЭ
Каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата,
постигает самую важную в жизни науку – умение не сдаваться,
а провалившись – вдохнуть полной грудью и идти дальше.
Психологически период завершения обучения в школе представляет особую трудность для учеников потому, что это время первого взрослого испытания: оно показывает, насколько выпускники готовы к взрослой жизни, насколько их уровень притязаний адекватен их возможностям. Поэтому результаты выпускных экзаменов имеют для детей особую значимость.
Таким образом, подготовка к экзаменам и их сдача – время, когда 9 и 11-классники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Это период интенсивной подготовки, огромных физических и эмоциональных нагрузок на организм человека.
Старшеклассники испытывают стресс. Стресс – негативные чувства и представления, которые возникают у людей, когда им кажется, что они не в состоянии справиться с требованиями ситуации. Стресс – это то, что ведет к болезням и быстрому старению организма.
Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. Что же можно сделать в этой ситуации?
Во-первых, для этого необходимо выяснить, что у Вас вызывает волнение перед экзаменом?
1. Страх – «А вдруг не сдам».
2. Недостаточная подготовка.
3. Волнение окружающих.
Во-вторых, определив причину своей тревожности, при подготовке к экзаменам без стресса нужно выполнить следующие рекомендации:
Наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события.
Поэтому для Вас важна УВЕРЕННОСТЬ В ТОМ, ЧТО ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО! Мысли об экзамене ДОЛЖНЫ БЫТЬ ТОЛЬКО ПОЗИТИВНЫЕ.
Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а возможность проявить себя, проверить свои силы, получше узнать свои сильные стороны, обратить внимание на то, что еще предстоит улучшить, усовершенствовать, приобрести экзаменационный опыт, стать более внимательным и организованным.
Перед началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить или повторять незнакомый, новый.
Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается. Для этого необходимо знать свои «активные часы» (Экспресс-диагностика «Жаворонки и совы»).
К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.
Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь, чтобы их количество не превышало семи. Смысловые куски материала необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой. Текст можно сильно сократить, представив его в виде схемы типа «звезды», «дерева» и т.п. При этом восприятие и качество запоминания значительно улучшаются за счет большей образности записи.
Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. Вообще говоря, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию.
Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться. Не забывайте о прогулках и спортивных развлечениях, делайте перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте – сон вам необходим. Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
Приемы, мобилизирующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов.
Перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай.
Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий.
Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг». Для этого нужно нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут смотреть на него.
Накануне экзамена
Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Перед экзаменом:
Не старайтесь повторить весь материал в последнюю минуту.
Не ходите на экзамен с пустым желудком.
Возьмите конфету или что-нибудь другое, чтобы отвлечься от волнения.

Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ?
И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Приведи в порядок свои эмоции, соберись с мыслями. Смело входи в класс с уверенностью, что все получится. Чем больше ты будешь оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.
Сядь удобно, выпрями спину. Сосредоточься на словах «Я спокоен, я совершенно спокоен». Повтори их не спеша несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение.
1. В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! Оттого, насколько внимательно ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
2. В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
3. Приступая к работе, сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
4. Начни с легкого, то есть начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
5. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
6. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
7. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект –забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.
8. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
9. Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на этих заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
10. Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
11. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
12. Не паникуй! Самое главное - успокоиться и сосредоточиться, и тогда успех не заставит себя ждать!
Способы снять нервно-психическое напряжение:
спортивные занятия;
контрастный душ;
стирка белья или мытье посуды;
скомкать лист бумаги и выбросить;
громко спеть свою любимую песню;
покричать то громко, то тихо;
вдохнуть глубоко 10 раз;
погулять на чистом воздухе;
потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».
Во время экзаменов нужно спать не менее 9 часов. Это обеспечит полноценный отдых и восстанавливает силы.
На экзамен нужно прийти в точно назначенное время, т.к. ожидание более утомительно для нервной системы, чем сам экзамен.
Меню из продуктов, которые помогут улучшить память
МОРКОВЬ – облегчает заучивание наизусть.
АНАНАС – для удержания в память большого объёма текста.
АВАКАДО – источник энергии для кратковременной памяти.
КРЕВЕТКИ – не дадут вниманию ослабнуть.
РЕПЧАТЫЙ ЛУК – помогает при переутомлении или психической усталости.
ОРЕХИ – укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.
ЧЕРНИКА – способствует кровообращению мозга.
ПАПРИКА – способствует выделению «гармона счастья» – эндорфина.
КЛУБНИКА – быстро нейтрализует отрицательные эмоции.
БАНАНЫ содержат серотонин – вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».
Желаем удачи!!!