СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология готовности ребёнка к школьному обучению

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации  освещены ключевые психологические аспекты на проблему готовности к обучению детей в школе.

Психологическая готовность к школе , что это?

«Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

Просмотр содержимого документа
«Психология готовности ребёнка к школьному обучению»

ПСИХОЛОГИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Проблемы дошкольников, будущих первоклассников, остаются актуальными и в настоящее время. Отсутствие у родителей информации об уровне развития ребёнка, его особенностях, способах коррекции проблем воспитания приводят к конфликтам учителя и родителей, а самое главное, к школьной дезадаптации, повышенной тревожности, формированию негативного отношения к школе, снижению мотивации к обучению у будущих первоклассников.

ПСИХОЛОГИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Проблемы дошкольников, будущих первоклассников, остаются актуальными и в настоящее время. Отсутствие у родителей информации об уровне развития ребёнка, его особенностях, способах коррекции проблем воспитания приводят к конфликтам учителя и родителей, а самое главное, к школьной дезадаптации, повышенной тревожности, формированию негативного отношения к школе, снижению мотивации к обучению у будущих первоклассников.

В данной презентации  освещены ключевые психологические аспекты на проблему готовности к обучению детей в школе . Учитель начальных классов  Смыслова Вера Александровна

В данной презентации

освещены

ключевые психологические аспекты

на проблему готовности к обучению детей в школе .

Учитель начальных классов

Смыслова Вера Александровна

Психологическая готовность к школе , что это? «Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. При освещении данного материала следует подготовиться к диалогу со слушателями с целью выявления понимания предложенных терминов.

Психологическая готовность к школе ,

что это?

«Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.

При освещении данного материала следует подготовиться к диалогу со слушателями с целью выявления понимания предложенных терминов.

Включает следующие составляющие: 1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться; 2 ) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

Включает следующие составляющие:

1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться;

2 ) умственную или познавательную готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;

3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;

4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

Психологическая готовность к школе Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе   Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Психологическая готовность к школе

  • Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника.
  • Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.   Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.   В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы), плакать. Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
  • Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы), плакать. Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
Ребенок должен уметь вступать в общение  и с учителем и со сверстниками.
  • Ребенок должен уметь вступать в общение

и с учителем и со сверстниками.

Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.   Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе.   Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом.   То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. Решение. Попадая в коллектив класса, Саша столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к Саше будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
  • Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра.

Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе , к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что
  • Отношение к самому себе , к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т.д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение. Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.
Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.   Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.
  • Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе. Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.
Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.  С чем связано такое рассогласование?  Будет ли ребенок успешно учиться в школе?  Что необходимо предпринять?  Решение. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.
  • Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу. С чем связано такое рассогласование? Будет ли ребенок успешно учиться в школе? Что необходимо предпринять? Решение. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет, необходимо заботиться о формировании социально-психологической готовности ребенка.
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.  Такие ученики ведут себя в школе
  • Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно.
  • При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ:  Если обещаете что то, выполняйте, ребенок копирует Ваше поведение и у него складывается доверие к окружающему миру через Вас! Не стоит заставлять ребенка ходить в школу, если он психологически не готов ! При плохой адаптации к школе - не оставляйте ребенка в группе продленного дня! Не запугивать ребенка школой!  На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.   Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе не легки.  Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ:

  • Если обещаете что то, выполняйте, ребенок копирует Ваше поведение и у него складывается доверие к окружающему миру через Вас!
  • Не стоит заставлять ребенка ходить в школу, если он психологически не готов !
  • При плохой адаптации к школе - не оставляйте ребенка в группе продленного дня!
  • Не запугивать ребенка школой!

На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения. Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе не легки.

Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе,

положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!