Психология педагогической
оценки
Одним из главных аспектов взаимодействия педагога с учениками является стимулирование им их учебной деятельности . Как бы ни оценивал учитель учебные успехи учащихся, все его оценки в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний.
Отметка является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая—наказанием.
- Надо иметь в виду, что крайние значения отметок не всегда обладают той стимулирующей силой, которую имеют средние по величине оценки. Например, лучшим стимулом к достижению успехов часто становится оценка 4, а не 5, 3, а не 2 или 1.
- Оптимальным является тот случай, когда оценка, полученная по пятибалльной системе, на один балл выше или ниже той, которую обычно по данному предмету имеет ребенок.
Стимулирование учебной и воспитательной деятельности детей должно иметь комплексный характер, включать в себя систему разнообразных побудителей, каждый из которых применяется не часто и в зависимости от того, какие другие интересы и потребности ребенка в данный момент времени являются актуальными.
Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов:
Органические — это стимулы,
связанные
с удовлетворением
органических потребностей
ребенка.
Материальные стимулы
связаны с
приобретением в
собственное пользование
каких-либо вещей.
Моральные стимулы обращены
к чувствам ребенка и связаны
с удовлетворением его
духовных потребностей.
Социально-психологические
стимулы содержат
в себе мотивы, связанные с
системой человеческих
отношений.
Индивидуальные стимулы ,
содержат в себе нечто
весьма личное, существенное
для данного человека
Педагогическая оценка - это многообразный процесс с рядом стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой в педагогической характеристике учащегося.
Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей у ребенка, с другой стороны, включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых детей.
Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, приобретению знаний, умений и навыков, выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения.
Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы:
- Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности
- Персональные педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности
- Материальные педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе
- Моральная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание
- Результативные педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности
- Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности
- Количественные педагогические оценки соотносятся с объемом выполненной работы
- Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности
В силу того, что воздействие оценки на развитие школьника многосторонне, она может обладать многими функциями. По Б.Г. Ананьеву оценка может быть:
Ориентирующей ,
воздействующей на
умственную
работу школьника,
содействующей
осознанию
учеником процесса
этой работы
и пониманию
им собственных знаний
Стимулирующей ,
воздействующей на
аффективно-волевую
сферу посредством
переживания
успеха и неуспеха,
формирования
притязаний и
намерений,
поступков и
отношений
Воспитывающей
- под
непосредственным
влиянием отметки
происходит
«ускорение
или замедление
темпов умственной
работы и т.д.»
Ананьев ввел понятие «парциальных» отметок , т.е. относящимися к известному частичному знанию или навыку. Различные типы парциальных оценок группируются в три большие группы:
- Исходные оценки -отсутствие оценки -опосредованная оценка -неопределенная оценка
- Отрицательные оценки -замечание -отрицание -порицание
- Положительные оценки -согласие -ободрение -одобрение
Различия между оценкой и отметкой
- Оценка - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом.
- Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.
«Оценка» — значительно более широкое понятие, чем «отметка». Оценка предполагает содержательный анализ результатов труда ученика, в том числе и затраченных им усилий, а также отношения к учебному заданию, и в этом смысле она предшествует отметке
Необъективность педагогической оценки
- Ошибки "великодушия", или "снисходительности" , проявляются в выставлении педагогом завышенных оценок.
- Ошибки "центральной тенденции" проявляются у педагогов в стремлении избежать крайних оценок.
- Ошибка "ореола" связана с известной предвзятостью педагогов и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное.
- Ошибки "контраста" при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога.
- Ошибка "близости" находит свое выражение в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе "отличника" учитель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.
- "Логические" ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые кажутся им логически связанными.
Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется такие важные качества личности как самооценка и уровень притязаний. В этой связи оценка действует по принципу изменения самооценки, т.е. изменения мнений и отношений к личности со стороны членов социальной группы, а оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности.
Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей . Главные из них — это внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека.
Список использованной литературы
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – СП-б.: Наука, 1997. - 386с.
- Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования
- Цукерман Г.А., Шияновская С.И. Оценка без отметки. - Рига, 2003. - 374 с.