СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология педагогической оценки

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психология педагогической оценки»

Психология педагогической оценки

Психология педагогической

оценки

 Одним из главных аспектов взаимодействия педагога с учениками является стимулирование им их учебной деятельности . Как бы ни оценивал учитель учебные успехи учащихся, все его оценки в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний. 

Одним из главных аспектов взаимодействия педагога с учениками является стимулирование им их учебной деятельности . Как бы ни оценивал учитель учебные успехи учащихся, все его оценки в конечном счете сводятся к системе поощрений и наказаний. 

 Отметка   является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая—наказанием.   Надо иметь в виду, что крайние значения отметок не всегда обладают той стимулирующей силой, которую имеют средние по величине оценки. Например, лучшим стимулом к достижению успехов часто становится оценка 4, а не 5, 3, а не 2 или 1.  Оптимальным является тот случай, когда оценка, полученная по пятибалльной системе, на один балл выше или ниже той, которую обычно по данному предмету имеет ребенок.

Отметка   является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка является поощрением, а плохая—наказанием. 

  • Надо иметь в виду, что крайние значения отметок не всегда обладают той стимулирующей силой, которую имеют средние по величине оценки. Например, лучшим стимулом к достижению успехов часто становится оценка 4, а не 5, 3, а не 2 или 1. 
  • Оптимальным является тот случай, когда оценка, полученная по пятибалльной системе, на один балл выше или ниже той, которую обычно по данному предмету имеет ребенок.
Стимулирование учебной и воспитательной деятельности детей должно иметь комплексный характер, включать в себя систему разнообразных побудителей, каждый из которых применяется не часто и в зависимости от того, какие другие интересы и потребности ребенка в данный момент времени являются актуальными.

Стимулирование учебной и воспитательной деятельности детей должно иметь комплексный характер, включать в себя систему разнообразных побудителей, каждый из которых применяется не часто и в зависимости от того, какие другие интересы и потребности ребенка в данный момент времени являются актуальными.

Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов:   Органические —  это стимулы, связанные с удовлетворением  органических потребностей ребенка.  Материальные  стимулы связаны с приобретением в  собственное пользование каких-либо вещей. Моральные  стимулы обращены  к чувствам ребенка и связаны  с удовлетворением его духовных потребностей.  Социально-психологические стимулы  содержат в себе мотивы, связанные с системой человеческих  отношений.  Индивидуальные стимулы ,   содержат в себе нечто весьма личное, существенное  для данного человека

Комплексность стимулирования означает одновременное использование различных стимулов: 

Органические  это стимулы,

связанные

с удовлетворением

органических потребностей

ребенка. 

Материальные стимулы

связаны с

приобретением в

собственное пользование

каких-либо вещей.

Моральные  стимулы обращены

к чувствам ребенка и связаны

с удовлетворением его

духовных потребностей. 

Социально-психологические

стимулы содержат

в себе мотивы, связанные с

системой человеческих

отношений. 

Индивидуальные стимулы ,  

содержат в себе нечто

весьма личное, существенное

для данного человека

Педагогическая оценка - это многообразный процесс с рядом стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой в педагогической характеристике учащегося. 

Педагогическая оценка - это многообразный процесс с рядом стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной оценкой в педагогической характеристике учащегося. 

 Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей у ребенка, с другой стороны, включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых детей.

Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей у ребенка, с другой стороны, включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых детей.

 Под  эффективностью   педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, приобретению знаний, умений и навыков, выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения. 

Под  эффективностью   педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагогически эффективной считается такая оценка, которая создает у ребенка стремление к самосовершенствованию, приобретению знаний, умений и навыков, выработке у себя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения. 

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы:  Предметные   оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности  Персональные   педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности Материальные  педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе  Моральная   педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание Результативные  педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности Процессуальные  педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности Количественные педагогические оценки соотносятся с объемом выполненной работы Качественные   педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы:

  • Предметные   оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности 
  • Персональные   педагогические оценки, напротив, относятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятельности
  • Материальные  педагогические оценки включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе 
  • Моральная   педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание
  • Результативные  педагогические оценки относятся к конечному результату деятельности
  • Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности
  • Количественные педагогические оценки соотносятся с объемом выполненной работы
  • Качественные   педагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности, аккуратности
В силу того, что воздействие оценки на развитие школьника многосторонне, она может обладать многими функциями.  По Б.Г. Ананьеву оценка может быть:   Ориентирующей ,  воздействующей на  умственную работу школьника, содействующей осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний Стимулирующей , воздействующей на аффективно-волевую сферу посредством переживания успеха и неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений Воспитывающей  - под непосредственным влиянием отметки  происходит «ускорение или замедление темпов умственной  работы и т.д.»

В силу того, что воздействие оценки на развитие школьника многосторонне, она может обладать многими функциями. По Б.Г. Ананьеву оценка может быть:

Ориентирующей ,

воздействующей на

умственную

работу школьника,

содействующей

осознанию

учеником процесса

этой работы

и пониманию

им собственных знаний

Стимулирующей ,

воздействующей на

аффективно-волевую

сферу посредством

переживания

успеха и неуспеха,

формирования

притязаний и

намерений,

поступков и

отношений

Воспитывающей

- под

непосредственным

влиянием отметки

происходит

«ускорение

или замедление

темпов умственной

работы и т.д.»

Ананьев ввел понятие «парциальных» отметок , т.е. относящимися к известному частичному знанию или навыку. Различные типы парциальных оценок группируются в три большие группы:  Исходные оценки  -отсутствие оценки  -опосредованная оценка  -неопределенная оценка Отрицательные оценки  -замечание  -отрицание  -порицание Положительные оценки  -согласие  -ободрение  -одобрение

Ананьев ввел понятие «парциальных» отметок , т.е. относящимися к известному частичному знанию или навыку. Различные типы парциальных оценок группируются в три большие группы:

  • Исходные оценки -отсутствие оценки -опосредованная оценка -неопределенная оценка
  • Отрицательные оценки -замечание -отрицание -порицание
  • Положительные оценки -согласие -ободрение -одобрение
Различия между оценкой и отметкой Оценка  - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Отметка (балл)  является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.  «Оценка» — значительно более широкое понятие, чем «отметка». Оценка предполагает содержательный анализ результатов труда ученика, в том числе и затраченных им усилий, а также отношения к учебному заданию, и в этом смысле она предшествует отметке  

Различия между оценкой и отметкой

  • Оценка  - это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом.
  • Отметка (балл)  является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением. 

«Оценка» — значительно более широкое понятие, чем «отметка». Оценка предполагает содержательный анализ результатов труда ученика, в том числе и затраченных им усилий, а также отношения к учебному заданию, и в этом смысле она предшествует отметке  

Необъективность педагогической оценки

  • Ошибки "великодушия", или "снисходительности" , проявляются в выставлении педагогом завышенных оценок.
  • Ошибки "центральной тенденции" проявляются у педагогов в стремлении избежать крайних оценок. 
  • Ошибка "ореола" связана с известной предвзятостью педагогов и проявляется в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное. 
  • Ошибки "контраста" при оценивании других людей состоят в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога.
  •   Ошибка "близости" находит свое выражение в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе "отличника" учитель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.
  • "Логические" ошибки проявляются в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые кажутся им логически связанными.
 Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется такие важные качества личности как самооценка и уровень притязаний. В этой связи оценка действует по принципу изменения самооценки, т.е. изменения мнений и отношений к личности со стороны членов социальной группы, а оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности.

Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется такие важные качества личности как самооценка и уровень притязаний. В этой связи оценка действует по принципу изменения самооценки, т.е. изменения мнений и отношений к личности со стороны членов социальной группы, а оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности личности.

 Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей . Главные из них — это внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека. 

Наряду с видами педагогических оценок выделяются способы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей . Главные из них — это внимание, одобрение, выражение признания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека. 

Список использованной литературы Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – СП-б.: Наука, 1997. - 386с.  Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования   Цукерман Г.А., Шияновская С.И. Оценка без отметки. - Рига, 2003. - 374 с.

Список использованной литературы

  • Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – СП-б.: Наука, 1997. - 386с. 
  • Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования
  •   Цукерман Г.А., Шияновская С.И. Оценка без отметки. - Рига, 2003. - 374 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!