СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология семьи и семейных отношений

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то - только совместно с кем-либо.   Если с момента существования брака (объединения мужчины и женщины) значимыми были хозяйственная, экономическая, детородная, воспитательная функции, то к настоящему моменту повсеместно усиливаются психотерапевтическая функция, функция эмоциональной поддержки.   Брак в его современном виде оценивается с позиций достижения экзистенционального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами. При заключении брака востребованными становятся чувства. Именно любовь ведет к созданию семьи.   Даже пресловутый «брак по расчету» предполагает или допускает возникновение любви («стерпится - слюбится»). Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество.   Человек приходит в этот мир один, в одиночестве же и покидает его. Кроме того, земная жизнь длится весьма недолго. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял нас, необходимо быть кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке, семье.   Проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания. Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.   Содержание данного курса направлено на формирование адекватного представления о предмете и задачах психологии семейных отношений на современном этапе, ее основных направлениях, возможностях практического использования.   Задача же излагаемого материала состоит в том, чтобы дать систематизированное обзорное представление об эволюции семейных отношений, показать характерные черты и особенности жизненного цикла семьи, выявить главные проблемы психологии семейных отношений.   Изложение материала сосредоточено на исследовании роли семьи в формировании личности, общих вопросах теории семьи и семейных отношений, семейных интеракциях, супружеских проблемах, воспитании детей, социальном и институциональном контекстах семьи, функционировании семейной системы, организации и динамике семейных отношений, психологическом климате семьи, вопросах психокоррекционной работы с семьей.   Основная цель курса - содействие студентам в усвоении курса: познакомить со структурой изучаемого курса, помочь осознать его место и значение в структуре изучаемых дисциплин, использовать как информационную базу при написании контрольных, курсовых и дипломных работ.   Основные задачи курса:

  • сформировать у студентов знания об основных подходах к исследованию семьи;
  • познакомить студентов со структурой основных понятий, используемых в психологии семьи;
  • на основе современного состояния научного знания познакомить студентов с психологическими механизмами основных процессов, происходящих в семье;
  • ознакомить студентов с основными феноменами, представленными в практике семейной психологии;
  • сформировать у студентов базовые установки относительно организации и проведения консультативной беседы по семейным проблемам.

Тематический список по курсу «Психология семьи и семейных отношений»: (для быстрого доступа к теме, нажмите на тему ниже)   Тема 1. Введение в психологию семейных отношений Тема 2. Исторический очерк становления психологии семьи Тема 3. Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества Тема 4. Характеристика современной семьи Тема 5. Функционально-ролевая структура семейных отношений Тема 6. Жизненный цикл семьи Тема 7. Психология эмоциональных отношений Тема 8. Супружеские отношения Тема 9. Детско-родительские отношения Тема 10. Психология сексуальности Тема 11. Подготовка молодежи к семейной жизни Тема 12. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений   Презентация - пример работы студента по курсу

Просмотр содержимого документа
«Психология семьи и семейных отношений»

  ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ

  ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ

Эволюционный подход

  • Эволюционный подход.  Наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений принадлежит швейцарскому историку  И. Я. Баховену , выпустившему в свет в 1861 г. книгу  «Материнское право. Исследования гинекократии старого времени и ее религиозной и правовой природы» , а также шотландскому юристу  Дж. Ф. Мак-Леннану , опубликовавшему в 1865 г. исследование  «Первобытный брак» . Оба автора подчеркивают идею изменчивости форм брака. 
  • Уже в античные времена имелись представления как о «патриархальности» семейного уклада, так и о наличии беспорядочной половой связи, получившей название «промискуитета».Отцом  «патриархальной теории»  называют  Платона . Его идеи патриархальности, как отвечающие природе человека и служащие исходной ячейкой государства, последовательно развивал  Аристотель
  • В средние века и в эпоху Просвещения патриархальная теория царствовала безраздельно. Идея же группового брака отмечалась уже в «Истории»  Геродота , который указывал на общность жен у целого ряда народов.  И. Я. Баховен  разработал концепцию гетеризма, через который прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на материнском праве и высоком положении женщин в обществе («гинекократия»). 
  • Идеи  матриархата  и исторического развития семьи нашли поддержку у  Дж. Леббока, И. Колера, М. М. Ковалевского, Л. Штернберга, Л. Г. Моргана, Ф. Энгельса . Исследователи пришли к мысли, что первой формой рода оказывается материнский род, основанный, на коллективном хозяйстве и экзогамно-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. В качестве основной причины изменчивости семейных отношений, связанной с переходом от материнского рода к отцовскому и возникновением моногамной семьи, вслед за  Л. Г. Морганом и Ф. Энгельсом  они считают разложение коллективной собственности, обретение хозяйственной самостоятельности и появление частной собственности и наследования. 

Патриархат и Матриархат

  • Эволюционистский подход исходит из теории изначального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом. Позднее теория экзогамного рода дополняется идеей о дуально-родовой организации, возникающей в ходе соединения двух матрилинейных экзогамных племен или фраттрий. 
  • Предполагалось, что род состоял из двух половин, фраттрий, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, находили себе мужей и жен среди мужчин и женщин другой половины рода.  П. А. Сорокин  указывает главные положения эволюционистского подхода: 

1)почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; 

2)на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений; 

3)эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни; 

4)эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному. 

  • Согласно  эволюционизму  семейные отношения развиваются в прогрессивном направлении: от низших форм к высшим, при этом подчеркивается их социальная обусловленность, историческая предопределенность и репрезентированность в семейной жизнедеятельности и системе родства. В связи с этим отечественный социолог  А. И. Антонов  именует данный подход концепцией  инвариантности семьи , т. к. суть его сводится к тому, что люди всегда будут вступать в брак, обзаводиться детьми и тем самым участвовать в родственно-семейных отношениях. 

Функциональный подход

Согласно функциональному подходу семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник структурно-функционального направления изучения семьи  Э. Дюркгейм  сконцентрировал усилия научных поисков на механизмах сплоченности семьи, роли каждого члена семьи в семейной жизни, на взаимосвязи разводов и самоубийств. 

Он обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации. Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Смена исторических форм семьи, возникновение экзогамии выводится из табу инцеста (запрета на кровосмешение). Табу рассматривалось как средство функциональной интеграции семейных отношений ( Э. Вестермарк ). Подчеркивается влияние добровольности брака (взамен брака по договору родителей) на его нестабильность, а уменьшение количества современной семьи на семейную солидарность ( Э. Дюркгейм ). 

Динамика семейных отношений Функционалистам принадлежит разработка проблем материнства и отцовства ( Б. Малиновский ). В функциональном подходе большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. С именем  У. Огборна  впервые связывают установление феномена перехода от семьи, основанной на следовании социокультурным предписаниям, к семье, в основе которой лежат межличностные предпочтения.  В терминологии  Э. Берджесса  это выражено как переход от «семьи-института» к «семье-товариществу» (или супружеству-партнерству). Отечественный социолог  А. И. Антонов  обсуждает эту терминологию как перестройку ведущих мотивов заключения и сохранения брака. В функциональном подходе  в отличие  от эволюционистского ключевым моментом выступает проблема ответственности, понимаемая узко — во внутрисемейных отношениях и широко — в контексте общественных отношений. Мера ответственности способна задавать  динамику семейных отношений . 

Динамика семейных отношений

Функционалистам принадлежит разработка проблем материнства и отцовства ( Б. Малиновский ). В функциональном подходе большое внимание уделяется анализу исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам. С именем  У. Огборна  впервые связывают установление феномена перехода от семьи, основанной на следовании социокультурным предписаниям, к семье, в основе которой лежат межличностные предпочтения. 

В терминологии  Э. Берджесса  это выражено как переход от «семьи-института» к «семье-товариществу» (или супружеству-партнерству). Отечественный социолог  А. И. Антонов  обсуждает эту терминологию как перестройку ведущих мотивов заключения и сохранения брака. В функциональном подходе  в отличие  от эволюционистского ключевым моментом выступает проблема ответственности, понимаемая узко — во внутрисемейных отношениях и широко — в контексте общественных отношений. Мера ответственности способна задавать  динамику семейных отношений

Этологический подход

.  Истоки этого направления следует отнести к появлению книги  Ч. Дарвина  «Происхождение человека и половой отбор» , впервые переведенной в России в 1873 г. Представители этого подхода оперируют главным образом методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, часто рудиментарных инстинктивных основах поведения человека. Сторонники этологического подхода отвергают промискуитет как изначальную форму брачных отношений, т. к. он противоречит инстинктивной потребности детей иметь родителей и материнскому (родительскому) инстинкту взрослых. 

  • Согласно этологическому подходу исторический период застал человечество с четырьмя системами брачных отношений: групповым браком,  полигинией  (один мужчина и несколько женщин),  полиандрией  (одна женщина и несколько мужчин) и  моногамией  (один мужчина и одна женщина); последняя в двух формах — пожизненная и допускающая развод. Этологи констатируют естественный характер всех перечисленных форм брачно-семейных отношений и их изменчивость. 
  • С биологической точки зрения многообразие брачно-семейных отношений — это удивительный факт, т. к. брачная система — видовой признак и является константой.  Необычность этологической точки  зрения заключается в предположении изначальной моногамности предков человека, утверждении того, что затем на каком-то этапе эволюции предки человека свернули к групповому браку с заботой пра-мужчин о пра-женщинах. Сосуществование программ моногамного и группового брака было длительным.
Эмпирический подход Согласно эмпиризму семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Родоначальником эмпирического подхода считают  Ф. Ле Пле , полагавшего спонтанную устойчивость семьи при смене поколений благодаря склонности к солидарности и сплоченности.  В качестве эмпирического метода исследования Ле Пле широко использовал анализ бюджета семьи как количественного выражения многообразия внутрисемейного функционирования и микросреды семьи, организация которой зависит от структурных изменений семейных отношений, связанных с воспитанием детей.  Ле Пле  подчеркивал нестабильный характер семейных отношений, оказавшихся под прессингом индустриализации и урбанизации, что проявляется в разрозненном существовании родителей и детей, в ослаблении отцовского авторитета. 

Эмпирический подход

Согласно эмпиризму семья рассматривается как малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Родоначальником эмпирического подхода считают  Ф. Ле Пле , полагавшего спонтанную устойчивость семьи при смене поколений благодаря склонности к солидарности и сплоченности. 

В качестве эмпирического метода исследования Ле Пле широко использовал анализ бюджета семьи как количественного выражения многообразия внутрисемейного функционирования и микросреды семьи, организация которой зависит от структурных изменений семейных отношений, связанных с воспитанием детей.  Ле Пле  подчеркивал нестабильный характер семейных отношений, оказавшихся под прессингом индустриализации и урбанизации, что проявляется в разрозненном существовании родителей и детей, в ослаблении отцовского авторитета. 

Сциентистский подход

  • Семейные отношения рассматриваются в нем во взаимосвязи личности и общества. К создателям и сторонникам этого подхода относят  У. Джемса, Ч. Кули, У. Томаса, Ф. Знанецкого, Ж. Пиаже, З. Фрейда  и других. Межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как «единство взаимодействующих личностей» — вот ключевые моменты теорий сциентистской социально-психологической направленности. Кроме перечисленных подходов к истории изучения психологии семейных (значимых) отношений существует немало других. 
  • Большой вклад в анализ теоретических схем и концепций исследования семьи внес американский социолог  Р. Хилл.  Согласно  Р. Хиллу , первые 5 подходов к изучению семьи, обладающие конструктами, следующие: 
  • институционально-исторический подход (эволюционизм); 
  • структурно-функциональный подход; 
  • интеракционистско-ролевой анализ, символический интеракционизм; 
  • ситуационно-психологический подход; 
  • дивелопменталистский подход (основанный на развитии жизненного цикла семьи). 
  • Первые два подхода ориентированы на изучение семьи по роли и функциям, выполняемым в обществе, а также динамики семейных структур и их социальных последствий. Три последующих сводятся к теории социального поведения личности и групп. Рассмотрим теории социально-психологической направленности, изучающие проблему отношений.
ПРОБЛЕМАТИКА ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

ПРОБЛЕМАТИКА ЗНАЧИМЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Проблемы отношений со значимыми другими давно находятся в поле внимания психологов.  А. А. Кроник и Е. А. Кроник  описали последовательность изучения этой проблематики, которую примем за основу дальнейшего обсуждения. Классик психологии личности  У. Джемс  предположил, что человек имеет столько же социальных Я, сколько имеется индивидов, которые признают его и имеют представление о нем. 

Социолог  Ч. Кули  приходит к идее «зеркального Я», суть которого сводится к тому, что как в зеркале в воображении человек пытается представить, как в мыслях других людей отражается его внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья и т. д.  А. А. Брудный  пишет об этом так:  «В процессе общения человек осознает свою индивидуальность, личность обретает самое себя. Конечно, человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека, но он и сам становится зеркалом для других людей. Они отражаются в его сознании, населяют его, субъективно реальные даже в случае своего физического отсутствия. Родные (и прежде всего родители) и близкие люди, с которыми человека связывает общая судьба, прочно входят в его внутренний мир»

Американский социальный психолог  Дж. Мид  вводит представление об «обобщенном другом» — в нем кристаллизуются частные точки зрения других людей на данного человека. Именно образ «обобщенного другого» и определяет, по мнению Мида, самосознание и поведение человека. Следующим шагом в конкретизации идеи «зеркального Я» стала  «референтная группа»  — понятие, введенное  Г. Хайманом  для обозначения группы, которую индивид использует как точку соотнесения (эталон) при оценке себя и других. К референтной группе можно отнести и семью в силу ее значимости для индивида. 

Референтная группа

Человек ведет себя, во многом ориентируясь на семейные нормы, в них формируется его совесть.  Г. Лотце  утверждал, что, обращаясь к своему внутреннему миру, человек обнаруживает в нем знание всеобщих истин, опыт переживаний тех или иных явлений и веру в ту цель, которая придает значимость происходящему. Психологическим измерителем значимостей являются нравственные чувства, а среди них одно из центральных мест отведено совести.  «Социальное Я» Джемса  —  «зеркальное Я»   Кули  —  «обобщенный другой»   Мида  —  «референтная группа»   Хаймана  — это ступени психологического изучения роли других людей в достижении человеком идентичности. 

Те, кто участвует в этом процессе, выполняют самые главные роли в жизни каждого человека, являются значимыми другими. В этот круг попадают прежде всего члены семьи индивида. Введение в психологию понятия «значимый другой» приписывают американскому психологу и психотерапевту  Г. Салливану . Он основательно описал влияние значимых других на онтогенез личности. 

К. Ясперс  подчеркивал близость обладающих самобытием людей как лучшее, что может быть нам даровано сегодня.  «Эти люди служат друг другу гарантией того, что бытие есть» . Истоки отечественных традиций в исследовании значимых других определены взглядами  С. Л. Франка и А. Ф. Лазурского , подчеркивавших важность отношений человека к окружающим его явлениям. 

  • Предлагая намеренно или ненамеренно образцы своей активности, личность специфическим образом продолжает себя в других людях, осуществляет преобразование их личностных смыслов, мотивов, поведения. Личность индивида не просто продолжается в других людях, она и есть эта продолженность,  «инобыбытие человека в человеке» , личность в личности, на которую оказывается влияние.  Б. С. Братусь  выделяет несколько уровней в структуре личности. 
  • В основании его  иерархизации  — важнейший для характеристики личности, типичный способ отношения к другому человеку, другим людям и, соответственно, к самому себе. 
  • 1-й уровень  — эгоцентрический, он определяется стремлением к собственному удобству, выгоде, отношение к себе здесь как к единице самоценности. 
  • 2-й уровень  — группоцентрический, на нем человек идентифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к другим людям зависит от того, входят эти другие в его группу или нет. 
  • 3-й уровень  — просоциальный или гуманистический характеризуется ориентацией на благо всех других. Принцип самоценности человека становится всеобщим.
  • 4-й уровень  — духовный или эсхатологический, характеризуется сакральной направленностью. 
  • А.А. Кроник  дает такое определение значимости:  «Значимость — это свойство людей, вещей, идей, всего существующего в мире сделать нас добрее или злее, правдивее или лживее, прекраснее или безобразнее, т. е. приближать к истинному жизненному предназначению или отдалять от него» . Он выяснил, что сходство и контраст характеров не являются решающими факторами сближения.

По Кроникам, образование Значимости происходит при наличии целевой (для того, чтобы) и причинной (потому, что) характерообразующих связях.  «В самом общем плане это своеобразный язык, с помощью которого каждый из нас старается понять свои отношения с друзьями и близкими» . Характерообразующими связями он называет связи, в которых проявление (или формирование) определенного свойства характера одного человека зависит от проявления какого-либо свойства характера другого человека.

Я и Другой

Мы, если многое связывает;

Ты, если я влияю на него сильнее, чем он на меня.

В исследованиях  А. А. Кроник и Е. А. Кроник  изучалось влияние значимых других на черты характера. Связь между влиятельностью другого человека и его местом в иерархии значимых фактически линейная. Приведенные данные подтвердили, что большее влияние оказывает другой человек на особенности характера, заостряя одни черты и смягчая другие, чем более один человек зависит от другого, тем значимее роль другого в жизни.

Я и Другой

Вы, если он влияет на меня сильнее, чем я на него;

Ты, если я влияю на него сильнее, чем он на меня.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!