Психология
"трудных" детей
Педагог-психолог
Прудникова А.А
«Трудный ребенок» — кто он?
С ним неприятно и тяжело общаться, он нарушает дисциплину, дерзит, дерется или, наоборот, апатичен и безволен, идет на поводу у «отрицательного лидера».
Классификация «трудных» детей
"по причине"
Дети с нарушениями в сфере общения: это и причина, и проявление отклонений в их развитии.
01
Дети с нарушением эмоциональной сферы (крайне возбудимые или апатичные, аутичные).
02
Дети с нарушениями интеллекта (обычно это выявляется с помощью медиков).
03
Дети с нарушением волевой сферы (упрямые и своевольные или, наоборот, безвольные и безразличные).
04
Классификация «трудных» детей
"по степени «трудности»"
- Неодобряемое поведение (периодически возникает у всех подростков и детей).
- Порицаемое поведение (значительные нарушения порядка и дисциплины).
- Девиантное поведение (нравственно порицаемое: ложь, подлость, эгоизм, агрессивность и т.д.).
- Делинквентное поведение (предпреступное: умышленное нарушение норм человеческих отношений: кражи, драки, вымогательство и прочее).
- Преступное поведение.
Экстремальное поведение (наркомания и другие разрушающие личность явления).
Причины трудного поведения
- Наследственность (биологический фактор)
выражается в физиологических особенностях детей,
т.е. не устойчивость жизненно важных систем
организма (в первую очередь нервную систему).
- Социальный фактор отражает взаимодействие
ребенка с социумом.
- Психологический заключается в особенностях
темперамента, акцентуации характера, что влечет за
собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение
асоциальных установок, склонность к «уходам» от
трудных ситуаций или полное подчинение им
(неуверенность в себе, личный душевный разлад).
Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения.
В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.
Исходя из типичных ошибок семейного воспитания, возможно выделение четырех условных групп трудных детей:
1.Дети, выросшие в условиях грубости, жестокости, несправедливости
2 Безнадзорные дети
3. Избалованные, изнеженные дети
4. Дети развращенные дурным примером взрослых (родители ведут нечестный, аморальный образ жизни).
ДЕТИ ПЛОХО ВЕДУТ СЕБЯ, ПОТОМУ ЧТО:
они просто хотят внимания, они упрямы, они избалованы, они эгоистичны, они несобранны, они похожи на своих родителей, у них плохая наследственность.
они хотят быть чьими-то, они хотят чувствовать себя сильными, они хотят чувствовать себя значимыми, они хотят чувствовать, что у них есть дом, они хотят исследовать окружающий мир и экспериментировать.
ПОЭТОМУ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО НЕУДОВЛЕТВОРЕНА КАКАЯ-ТО ПОТРЕБНОСТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ СООБЩАЕТ НАМ ОБ ЭТОМ.
Рекомендации для целенаправленного
воздействия
на личность трудных детей и подростков.
Группы педагогических приемов:
Созидательные – содействуют улучшению взаимодействий между взрослым и ребенком, установлению душевного контакта:
- Проявление доброты, внимания заботы;
- Просьба;
Поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).
Приемы, способствующие формированию у детей правильного поведения.
- Убеждение и личный пример.
Убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример – важный аргумент правоты взрослого.
- Доверие.
- Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.
- Вовлеченность в интересную деятельность.
- Пробуждение гуманных чувств.
- Нравственное упражнение.
Помощь "трудным" детям
Даже если ваше чадо далеко «не подарок» — быть не может, чтобы в нем не было замечательных и достойных похвалы качеств!
- Помогите ребенку найти дело по душе, которое даст ему возможность раскрыться с лучшей стороны. Каждый человек хочет добиться признания и уважения окружающих; сделайте так, чтобы ваш ребенок тоже мог почувствовать собственную значимость: он замечательно танцует, пишет стихи, готовит борщ лучше мамы — всегда можно найти, за что похвалить подростка! Поощряйте занятия в кружках, секциях и ансамблях, помогите сыну или дочери найти друзей по интересам.
- Помогите ребенку найти дело по душе, которое даст ему возможность раскрыться с лучшей стороны. Каждый человек хочет добиться признания и уважения окружающих; сделайте так, чтобы ваш ребенок тоже мог почувствовать собственную значимость: он замечательно танцует, пишет стихи, готовит борщ лучше мамы — всегда можно найти, за что похвалить подростка! Поощряйте занятия в кружках, секциях и ансамблях, помогите сыну или дочери найти друзей по интересам.
- Родители и педагоги прежде всего должны установить с подростком контакт и помочь ему преодолеть психологические проблемы, т.к. «неудобное» поведение «трудного», как правило, — следствие душевного дискомфорта и неприятия мира.
- Родители и педагоги прежде всего должны установить с подростком контакт и помочь ему преодолеть психологические проблемы, т.к. «неудобное» поведение «трудного», как правило, — следствие душевного дискомфорта и неприятия мира.
- Иногда исправить положение позволяют силовые упражнения для подростков, особенно если они выполняются "за компанию" с кем-то из родителей — в этом случае не только происходит "выплескивание" негативной энергии "трудного " ребенка, но и налаживаются отношения с родителями.
- Иногда исправить положение позволяют силовые упражнения для подростков, особенно если они выполняются "за компанию" с кем-то из родителей — в этом случае не только происходит "выплескивание" негативной энергии "трудного " ребенка, но и налаживаются отношения с родителями.
Нет плохих, неисправимых детей, есть трудные судьбы, неграмотное воспитание и безответственность, легкомыслие, а порой и жестокость родителей по отношению к своему ребенку.
«Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли».
(С. Давидович)