СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого – педагогическая диагностика «Аддиктивное поведение личности в пубертатный период»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Аддиктивное поведение личности в пубертатный период»

Просмотр содержимого документа
«Психолого – педагогическая диагностика «Аддиктивное поведение личности в пубертатный период»»

Психолого – педагогическая диагностика

«Аддиктивное поведение личности в пубертатный период»


Проблема нравственно – полового воспитания довольно давно преследует подростков из поколения в поколение. Проблема глобальная, необходимо диагностировать все риски на ранних этапах. В первую очередь данной проблемой должны занимать родители и образовательное учреждение. Но каждая структура полностью контролировать жизнь ребенка не в силах, родители в меру своих возможностей зачастую не ведут такие беседы с детьми, так как стесняются или боятся услышать отказ от разговора на данную тему с подростком.

Мы предлагаем некоторые диагностики, для выявления детей в зоне риска, для предотвращения кризисных ситуаций в которых может оказаться подросток в силу своей неосведомленности в половой сфере.

  1. Методика «Сделаем вместе» Р.Р. Калинина

Цель: Методика предназначена для выявления и оценивания уровня развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником. Описание теста

Для проведения методики, необходимы мозаика и картинки с изображением предмета, состоящего из небольшого количества мозаичных фигур. Можно использовать простые паззлы (puzzle).

В исследовании участвуют два ребенка одного возраста. При подборе пары необходимо учитывать, что дети скорее придерживаются нравственных норм при общении с теми, к кому они относятся с симпатией. Поэтому в пару не рекомендуется брать двух друзей. Лучше, если это дети, малознакомые друг с другом, не поддерживающие постоянных отношений между собой.

Инструкция к тесту:

Дети, сейчас мы с вами поиграем в мозаику. Из нее можно составлять разные узоры. Давайте мы по этой картинке сложим узор. Попробуйте!

Детям предлагается картинка-образец. Они осваивают игру. После того как взрослый (воспитатель, учитель или психолог, проводящий это исследование) видит, что дети достаточно уверенно манипулируют фигурками, он предлагает им следующую картинку: «А теперь я каждому дам фигурки, и вы вместе составьте вот этот рисунок».

Акцент делается на слове «вместе». Детям дается ровно столько фигурок, сколько их необходимо для составления предъявленной картинки; фигурки делятся взрослым между детьми поровну.

Примечание

Для проведения исследования обычно достаточно 2-3 картинок (не считая тренировочной картинки-образца). При явном доминировании одного из детей взрослый дает ему значительно меньше фигурок, чем его партнеру. В среднем процедура исследования занимает 15-20 мин.

Во время выполнения задания детьми взрослый не вмешивается в их работу, не подсказывает, не дает рекомендаций, не делает замечаний, не комментирует их действия, если даже действия одного из детей кажутся ему неподобающими (отталкивает партнера, забирает все фигурки себе или, наоборот, смотрит в окно, не проявляет интереса к заданию). Задача взрослого – лишь фиксировать поведение детей.

Обработка результатов теста

При анализе протоколов выделяют признаки, которые объединяются в четыре комплексных параметра (симптома комплекса).

Отрицательная нравственная направленность личности:

забирает (берет) фигурки партнера (от 0 до 2 баллов, в зависимости от степени выраженности данного признака);

на забирание у себя фигурок реагирует негативно, например, отталкивает руку, удерживает или прикрывает фигурки, подает реплики типа: «Не дам!», «Мое!» (от 0 до 2 баллов);

пытается регулировать поведение партнера, оценивает его действия (реплики типа: «Делай давай!», «Ты что, совсем?») (0-2 балла);,

использует в речи личные местоимения типа «я», «мне» (0-1 балл);

не понимает слова «вместе», стремясь выполнить задание, использует только свои фигурки (0-2 балла);

не работает один (0-1 балла).

Положительная нравственная направленность личности:

помогает партнеру, например, поправляет его фигурки, советует, подает реплики типа: «Сейчас я тебе помогу», «Давай помогу» (0-2 балла);

отдает свои фигурки; передвигает их на центральную часть стола или ближе к партнеру, работает на столе партнера (0-2 балла);

использует в речи личные местоимения множественного числа, типа «нас», «мы» (0-1 балл);

сразу понимает слово «вместе» и пытается наладить сотрудничество (0-2 балла);

работает вместе с партнером (0-1 балл).

Общительность, контактность ребенка:

речь, обращенная к партнеру (1 балл начисляется за каждую реплику, но не более 5 баллов);

речь, обращенная к взрослому (1 балл за каждую реплику, но не более 5 баллов);

реагирует действием на советы партнера (0-2 балла).

Заинтересованность в предложенной деятельности:

строит сам или вместе с партнером, т. е. активно выполняет задание (0-2 балла);

следит за работой партнера (0-2 балла);

дает советы и реплики по поводу работы (0-2 балла).

Баллы суммируются по каждому симптому комплексу.

  1. Методика: Диагностика этики поведения

«Незаконченные предложения»

Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: само утверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

  1. Методика при работе с родителями: «Мера заботы».

Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет Вам разобраться, насколько верна Ваша воспитательная позиция.

Перед Вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отношение к воспитанию.

Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу. 
«Категорически не согласен» - 1 балл. 
«Я не спешил бы с этим согласиться» - 2 балла. 
«Это, пожалуй, верно» - 3 балла. 
«Совершенно верно, я считаю именно так» - 4 балла.

  1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

  2. Для хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

  3. Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время мытья, чтобы он не упал и не ушибся.

  4. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

  5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

  6. Воспитание - это тяжелый труд.

  7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.

  8. Если мать не справляется со своими обязанностями по отношению к детям, это, скорее всего, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

  9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребенка не испортишь.

  10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон жизни.

  11. Не следует приучать ребенка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любой работе.

  12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

  13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.

  14. Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.

  15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в друзья.

Обработка результатов
Если вы набрали свыше 40 баллов, то Вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребенка - главный мотив Вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у Вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас». 
От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений. 
Если Вы набрали менее 25 баллов, то Вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают Ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!

На основании данных диагностических работ, мы можем разработать психолого – педагогический план работы с подростками в отношении которых совершенно насилие.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!