СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале рассматривается одно из напрвлений психодиагностики - диагностика нарушений умственного развития, раскрываются методики, позволяющие установить наличие или отсутствие признаков нарушения познавательных процессов и речи детей с нарушениями интеллекта.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с умственной отсталостью»

Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с умственной отсталостью   Лейпожих Светлана Ильинична Учитель начальных классов МКОУ Тазовская школа - интернат.

Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с умственной отсталостью

Лейпожих Светлана Ильинична

Учитель начальных классов

МКОУ Тазовская школа - интернат.

План Комплексное обследование ребенка в условиях ПМПК. Методы обследования детей. Дефектологическое обследование умственно отсталых детей. Дефектологическое обследование детей школьного возраста. Организация и содержание деятельности психолого- педагогического консилиума (ППк). Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися.

План

  • Комплексное обследование ребенка в условиях ПМПК.
  • Методы обследования детей.
  • Дефектологическое обследование умственно отсталых детей.
  • Дефектологическое обследование детей школьного возраста.
  • Организация и содержание деятельности психолого- педагогического консилиума (ППк).
  • Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися.
Медицинское обследование Медицинское обследование: офтальмологическое, отоларингологическое, соматическое, неврологическое и психиатрическое исследования ребенка. РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и др.

Медицинское обследование

Медицинское обследование:

  • офтальмологическое,
  • отоларингологическое,
  • соматическое,
  • неврологическое и психиатрическое исследования ребенка.
  • РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и др.
Психолого-педагогическое обследование Психолог: особенности психического развития; навыки опрятности, самообслуживания, общения с детьми; состояние моторики, характер игры и др. личность в целом. Учитель-дефектолог: общая осведомленность, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т. д.,

Психолого-педагогическое обследование

  • Психолог: особенности психического развития; навыки опрятности, самообслуживания, общения с детьми; состояние моторики, характер игры и др. личность в целом.
  • Учитель-дефектолог: общая осведомленность, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т. д.,
Логопедическое обследование обследование артикуляционного аппарата, импрессивной речи (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и экспрессивной речи (повторной, номинативной, самостоятельной) речи, письменной речи, речевой памяти.

Логопедическое обследование

  • обследование артикуляционного аппарата,
  • импрессивной речи (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и
  • экспрессивной речи (повторной, номинативной, самостоятельной) речи,
  • письменной речи,
  • речевой памяти.
Показатели: Эмоциональная реакция ребенка на факт обследования Понимание инструкции и цели задания Характер деятельности Реакция на результат работы

Показатели:

  • Эмоциональная реакция ребенка на факт обследования
  • Понимание инструкции и цели задания
  • Характер деятельности
  • Реакция на результат работы
Методы обследования МЕТОД БЕСЕДЫ: точность представлений ребенка о себе, своих родителях; способность дифференцировать понятия «семья», «родственники», «друзья» и т. д.; характер представлений о времени; представления о явлениях природы, различии времен года с учетом их признаков; умение ориентироваться в пространстве; запас сведений об окружающей среде

Методы обследования

МЕТОД БЕСЕДЫ:

  • точность представлений ребенка о себе, своих родителях;
  • способность дифференцировать понятия «семья», «родственники», «друзья» и т. д.;
  • характер представлений о времени;
  • представления о явлениях природы, различии времен года с учетом их признаков;
  • умение ориентироваться в пространстве;
  • запас сведений об окружающей среде
Методы обследования МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ:  характер деятельности практические действия анализа, обобщения, классификации координация движений: общая и мелкая моторика

Методы обследования

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ:

  • характер деятельности
  • практические действия анализа, обобщения, классификации
  • координация движений: общая и мелкая моторика
Методы обследования МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ РИСУНКОВ: свободное рисование рисование на заданную тему характер изображения процесс рисования использование цвета пропорции

Методы обследования

МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ РИСУНКОВ:

  • свободное рисование
  • рисование на заданную тему
  • характер изображения
  • процесс рисования
  • использование цвета
  • пропорции
Методы экспериментально-психологического исследования Апробированные методики С.Я. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой и др. Методики: «Кубики Кооса», «Исключение неподходящего предмета», «Последовательность событий», «Опосредованное запоминание по Леонтьеву», «Пиктограмма» и др.

Методы экспериментально-психологического исследования

  • Апробированные методики С.Я. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой и др.

Методики:

  • «Кубики Кооса»,
  • «Исключение неподходящего предмета»,
  • «Последовательность событий»,
  • «Опосредованное запоминание по Леонтьеву»,
  • «Пиктограмма» и др.
Психологическая диагностика Цель: изучение уровня сформированности возрастных новообразований. Задачи: раннее выявление отклонений в развитии; определение причин и характера нарушений; выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка; определение образовательных потребностей; обоснование психолого-педагогического прогноза.

Психологическая диагностика

Цель: изучение уровня сформированности возрастных новообразований.

Задачи:

  • раннее выявление отклонений в развитии;
  • определение причин и характера нарушений;
  • выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка;
  • определение образовательных потребностей;
  • обоснование психолого-педагогического прогноза.
Педагогическая диагностика Цель: определить уровень сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной), степень развития ведущей и типичных видов деятельности. Педагогическое обследование вторично и решает задачи определения актуального уровня, направлений и интенсивности коррекционно-педагогического воздействия.

Педагогическая диагностика

Цель: определить уровень сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной), степень развития ведущей и типичных видов деятельности.

Педагогическое обследование вторично и решает задачи определения актуального уровня, направлений и интенсивности коррекционно-педагогического воздействия.

Актуальные проблемы раннее выявление и ранняя коррекционная помощь детям с ОВЗ, включение родителей детей с ОВЗ в коррекционно-образовательный процесс.

Актуальные проблемы

  • раннее выявление и ранняя коррекционная помощь детям с ОВЗ,
  • включение родителей детей с ОВЗ в коррекционно-образовательный процесс.
Основные линии развития СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ     ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОЙСТЕЙ

Основные линии развития

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РАЗВИТИЕ

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОЙСТЕЙ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ беседа с родителями ребенка и ребенком, средства общения (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые), контакт ребенка со взрослым, поведение и эмоционально-волевая сфера, особенности характера, бытовые навыки (еда, одевание, умывание, опрятность,

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

  • беседа с родителями ребенка и ребенком,
  • средства общения (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые),
  • контакт ребенка со взрослым,
  • поведение и эмоционально-волевая сфера,
  • особенности характера,
  • бытовые навыки (еда, одевание, умывание, опрятность,
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ходьба (по прямой, с препятствиями, по лесенке), бег (за взрослым, самостоятельно), прыжки (на 2-х ногах, через ленту), ползание, лазание, перелазание, бросание

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

  • ходьба (по прямой, с препятствиями, по лесенке),
  • бег (за взрослым, самостоятельно),
  • прыжки (на 2-х ногах, через ленту),
  • ползание, лазание, перелазание,
  • бросание
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня: сенсорного развития, развития наглядно-действенного мышления; представления об окружающем мире; развитие коммуникативных способностей и развитие речи.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня:

  • сенсорного развития,
  • развития наглядно-действенного мышления;
  • представления об окружающем мире;
  • развитие коммуникативных способностей и развитие речи.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ  Задание 1.  «Найди домики для фигурок»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Задание 1. «Найди домики для фигурок»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ Задание 2.  «Спрячь матрешек в домики»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Задание 2. «Спрячь матрешек в домики»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ  Задание 3.  « Цветные шарики»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Задание 3. « Цветные шарики»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ  Задание 4 « Сложи разрезную картинку»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Задание 4 « Сложи разрезную картинку»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ  Задание 5 «Достань рыбку» (сачок, палочка)

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Задание 5 «Достань рыбку» (сачок, палочка)

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ  Задание 6.  «Игрушки»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Задание 6. «Игрушки»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ  Задание 7  «Покажи картинку»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Задание 7 «Покажи картинку»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ  Задание 8 «Покажи картинку»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ

Задание 8 «Покажи картинку»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ  Задание 9. «Выполни действие»

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ

Задание 9. «Выполни действие»

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Задание 10.  «Играем вместе»

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задание 10. «Играем вместе»

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Задание 11.  «Нарисуй клубок»

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задание 11. «Нарисуй клубок»

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Задание 12 « Построй из кубиков башенку»

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задание 12 « Построй из кубиков башенку»

УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ОСОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ № Основные линии развития 1 1.1 Актуальный уровень Социальное развитие представления о себе Зона ближайшего развития 1.2 Ниже зоны ближайшего развития ближайшее окружение 1.3 навык опрятности 1.4 навык еды 1.5 навык одевания 1.6 навык умывания

УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ОСОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ

Основные линии развития

1

1.1

Актуальный уровень

Социальное развитие

представления о себе

Зона ближайшего развития

1.2

Ниже зоны

ближайшего развития

ближайшее окружение

1.3

навык опрятности

1.4

навык еды

1.5

навык одевания

1.6

навык умывания

УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ОСОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ № Основные линии развития 2 2.1 Физическое развитие Актуальный уровень Зона ближайшего развития ходьба 2.2 Ниже зоны ближайшего развития бег 2.3 прыжки 2.4 2.5 лазание, ползание бросание

УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ОСОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ

Основные линии развития

2

2.1

Физическое

развитие

Актуальный уровень

Зона ближайшего развития

ходьба

2.2

Ниже зоны

ближайшего развития

бег

2.3

прыжки

2.4

2.5

лазание, ползание

бросание

УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ОСОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ № Основные линии развития 3 Актуальный уровень Познавательное развитие 3.1 Зона ближайшего развития Сенсорная сфера 3.1.1 3.1.2 Ниже зоны ближайшего развития форма величина 3.1.3 цвет 3.1.4 целостность восприятия 3.2  Наглядно-действенное мышление  3.3 Представления об окружающем 3.4 Коммуник. способности и речь 3.4.1 3.4.2 понимание речи активная речь

УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ОСОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ

Основные линии развития

3

Актуальный уровень

Познавательное развитие

3.1

Зона ближайшего развития

Сенсорная сфера

3.1.1

3.1.2

Ниже зоны

ближайшего развития

форма

величина

3.1.3

цвет

3.1.4

целостность восприятия

3.2

Наглядно-действенное мышление

3.3

Представления об окружающем

3.4

Коммуник. способности и речь

3.4.1

3.4.2

понимание речи

активная речь

УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ОСОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ № Основные линии развития 4 Актуальный уровень Деятельность 4.1 Зона ближайшего развития Предметно-игровые действия 4.2 Ниже зоны ближайшего развития Рисунок 4.3 Конструирование

УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ОСОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ

Основные линии развития

4

Актуальный уровень

Деятельность

4.1

Зона ближайшего развития

Предметно-игровые действия

4.2

Ниже зоны

ближайшего развития

Рисунок

4.3

Конструирование

Психолого-педагогические методы изу­чение работ обучающихся, экспериментальная беседа, наблюде­ние, экспериментально-психологические методы,  тесты

Психолого-педагогические методы

  • изу­чение работ обучающихся,
  • экспериментальная беседа,
  • наблюде­ние,
  • экспериментально-психологические методы,
  • тесты
Исследования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления сложные варианты досок Сегена, «Почтовый ящик», кубики Кооса (Никитина), матрицы Равена, «Колумбово яйцо», разрезные картинки, классификацию с учетом од­ного признака (цвет или форма) и др.

Исследования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления

  • сложные варианты досок Сегена,
  • «Почтовый ящик»,
  • кубики Кооса (Никитина),
  • матрицы Равена,
  • «Колумбово яйцо»,
  • разрезные картинки,
  • классификацию с учетом од­ного признака (цвет или форма) и др.
Кубики Кооса (Кубики Никитина)

Кубики Кооса (Кубики Никитина)

Матрицы Равена

Матрицы Равена

Невербальные аналогии

Невербальные аналогии

Исследование словесно-логического мышления исключение предметов, не подходящих к данной ро­довой категории; исключение неподходящего понятия; выделение существенных признаков; простые аналогии; сложные аналогии; сравнение понятий; классификация картинок с изображением предметов различных родовых групп; понимание пословиц, метафор, загадок; понимание простых, сложных текстов; понимание сюжетных картин (со скрытым смыслом, с нелепым содержанием; завершение текстов; установление причинно-следственных зависимостей и др.

Исследование словесно-логического мышления

  • исключение предметов, не подходящих к данной ро­довой категории;
  • исключение неподходящего понятия;
  • выделение существенных признаков;
  • простые аналогии;
  • сложные аналогии;
  • сравнение понятий;
  • классификация картинок с изображением предметов различных родовых групп;
  • понимание пословиц, метафор, загадок;
  • понимание простых, сложных текстов;
  • понимание сюжетных картин (со скрытым смыслом, с нелепым содержанием;
  • завершение текстов;
  • установление причинно-следственных зависимостей и др.
Методика Добрынина Н.Ф. 1 2 А 3 С 4 И 5 Р 6 Л 7 М 8 Е 9 О К МОРЕ ЛЕС КРЕСЛО РЕКА

Методика Добрынина Н.Ф.

1

2

А

3

С

4

И

5

Р

6

Л

7

М

8

Е

9

О

К

  • МОРЕ
  • ЛЕС
  • КРЕСЛО
  • РЕКА
Таблицы Шульте

Таблицы Шульте

Активность внимания, наблюдательность, зрительная память

Активность внимания, наблюдательность, зрительная память

Исследование внимания Занимательные упражнения: «Что изменилось?», «Летает – не летает»,  «Съедобное – не­съедобное», «Кто найдет ошибки?» (в рисунке, в тексте и т.д.).

Исследование внимания

Занимательные упражнения:

  • «Что изменилось?»,
  • «Летает – не летает»,
  • «Съедобное – не­съедобное»,
  • «Кто найдет ошибки?» (в рисунке, в тексте и т.д.).
Овладение чтением знание алфа­вита, умение составлять из букв слоги, из слогов целые слова, техника чтения (послоговое, целыми словами, синтетическое чтение), понимание смысла прочитанного.

Овладение чтением

  • знание алфа­вита,
  • умение составлять из букв слоги,
  • из слогов целые слова,
  • техника чтения (послоговое, целыми словами, синтетическое чтение),
  • понимание смысла прочитанного.
Исследование письма двигательные навыки, пространственное восприятие и ориентация; перешифровка звука на букву; звуко-буквенный анализ и синтез; грамматика и умение пользоваться правилами при пись­ме, составление предло­жений с заданными словами, рассказов по опорным словам, восстановление текстов и др.

Исследование письма

  • двигательные навыки,
  • пространственное восприятие и ориентация;
  • перешифровка звука на букву;
  • звуко-буквенный анализ и синтез;
  • грамматика и умение пользоваться правилами при пись­ме,
  • составление предло­жений с заданными словами, рассказов по опорным словам, восстановление текстов и др.
Исследование счета понятия о числе и составе числа, соотнесение число с количеством. знание чис­лового ряда, место числа в числовом ряду, сравнение числа, множества и т. д., овла­дение счетными операциями в пределах десятка, при переходе через разряд, понятиями «на столько-то боль­ше», «меньше», «дороже», «дешевле», «старше», «моло­же» и т. п.

Исследование счета

  • понятия о числе и составе числа,
  • соотнесение число с количеством.
  • знание чис­лового ряда,
  • место числа в числовом ряду,
  • сравнение числа, множества и т. д.,
  • овла­дение счетными операциями в пределах десятка, при переходе через разряд, понятиями «на столько-то боль­ше», «меньше», «дороже», «дешевле», «старше», «моло­же» и т. п.
Понимание арифметических задач понимание условия задачи, построение плана решения, постановка вопросов к дей­ствиям, выполнение счетных операций, проверка пра­вильности решения, задачи с пропущенным звеном и др.

Понимание арифметических задач

  • понимание условия задачи,
  • построение плана решения,
  • постановка вопросов к дей­ствиям,
  • выполнение счетных операций,
  • проверка пра­вильности решения,
  • задачи с пропущенным звеном и др.
Примерное Положения о психолого-педагогическом консилиуме 9 сентября 2019 г. вышло распоряжение № Р-93 об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации

Примерное Положения о психолого-педагогическом консилиуме

  • 9 сентября 2019 г. вышло распоряжение № Р-93 об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации
Состав ППк заместитель руководителя организации, заместитель председателя ППк, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь ППк

Состав ППк

  • заместитель руководителя организации,
  • заместитель председателя ППк,
  • учитель-логопед,
  • педагог-психолог,
  • учитель-дефектолог,
  • социальный педагог,
  • секретарь ППк
Задачи ППк выявление трудностей в освоении образовательных программ,; разработка рекомендаций по организации ППС обучающихся; консультирование участников образовательных отношений; контроль за выполнением рекомендаций ППк.

Задачи ППк

  • выявление трудностей в освоении образовательных программ,;
  • разработка рекомендаций по организации ППС обучающихся;
  • консультирование участников образовательных отношений;
  • контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Режим деятельности ППк Плановые заседания ППк (не реже 1 раза в полугодие). Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося; при отрицательной (положительной) динамике обучения; при возникновении новых обстоятельств,; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.

Режим деятельности ППк

  • Плановые заседания ППк (не реже 1 раза в полугодие).
  • Внеплановые заседания ППк проводятся
  • при зачислении нового обучающегося;
  • при отрицательной (положительной) динамике обучения;
  • при возникновении новых обстоятельств,;
  • с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
Литература Забрамная С. Д., Левченко И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития. М.: Изд-во «Творческий центр», 2007 Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.

Литература

  • Забрамная С. Д., Левченко И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития. М.: Изд-во «Творческий центр», 2007
  • Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.