Психолого-педагогическая диагностика обучающихся с умственной отсталостью
Лейпожих Светлана Ильинична
Учитель начальных классов
МКОУ Тазовская школа - интернат.
План
- Комплексное обследование ребенка в условиях ПМПК.
- Методы обследования детей.
- Дефектологическое обследование умственно отсталых детей.
- Дефектологическое обследование детей школьного возраста.
- Организация и содержание деятельности психолого- педагогического консилиума (ППк).
- Коррекционная работа с умственно отсталыми обучающимися.
Медицинское обследование
Медицинское обследование:
- офтальмологическое,
- отоларингологическое,
- соматическое,
- неврологическое и психиатрическое исследования ребенка.
- РЭГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, аудиография и др.
Психолого-педагогическое обследование
- Психолог: особенности психического развития; навыки опрятности, самообслуживания, общения с детьми; состояние моторики, характер игры и др. личность в целом.
- Учитель-дефектолог: общая осведомленность, сформированность учебных навыков, знаний по письму, чтению, математике и т. д.,
Логопедическое обследование
- обследование артикуляционного аппарата,
- импрессивной речи (фонетический слух, понимание слов, простых предложений, логико-грамматических конструкций) и
- экспрессивной речи (повторной, номинативной, самостоятельной) речи,
- письменной речи,
- речевой памяти.
Показатели:
- Эмоциональная реакция ребенка на факт обследования
- Понимание инструкции и цели задания
- Характер деятельности
- Реакция на результат работы
Методы обследования
МЕТОД БЕСЕДЫ:
- точность представлений ребенка о себе, своих родителях;
- способность дифференцировать понятия «семья», «родственники», «друзья» и т. д.;
- характер представлений о времени;
- представления о явлениях природы, различии времен года с учетом их признаков;
- умение ориентироваться в пространстве;
- запас сведений об окружающей среде
Методы обследования
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ:
- характер деятельности
- практические действия анализа, обобщения, классификации
- координация движений: общая и мелкая моторика
Методы обследования
МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ РИСУНКОВ:
- свободное рисование
- рисование на заданную тему
- характер изображения
- процесс рисования
- использование цвета
- пропорции
Методы экспериментально-психологического исследования
- Апробированные методики С.Я. Рубинштейн, Б.В. Зейгарник, С.Д. Забрамной, Е.А. Стребелевой и др.
Методики:
- «Кубики Кооса»,
- «Исключение неподходящего предмета»,
- «Последовательность событий»,
- «Опосредованное запоминание по Леонтьеву»,
- «Пиктограмма» и др.
Психологическая диагностика
Цель: изучение уровня сформированности возрастных новообразований.
Задачи:
- раннее выявление отклонений в развитии;
- определение причин и характера нарушений;
- выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка;
- определение образовательных потребностей;
- обоснование психолого-педагогического прогноза.
Педагогическая диагностика
Цель: определить уровень сформированности основных линий развития (социальной, физической, познавательной), степень развития ведущей и типичных видов деятельности.
Педагогическое обследование вторично и решает задачи определения актуального уровня, направлений и интенсивности коррекционно-педагогического воздействия.
Актуальные проблемы
- раннее выявление и ранняя коррекционная помощь детям с ОВЗ,
- включение родителей детей с ОВЗ в коррекционно-образовательный процесс.
Основные линии развития
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
РАЗВИТИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОЙСТЕЙ
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- беседа с родителями ребенка и ребенком,
- средства общения (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые),
- контакт ребенка со взрослым,
- поведение и эмоционально-волевая сфера,
- особенности характера,
- бытовые навыки (еда, одевание, умывание, опрятность,
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- ходьба (по прямой, с препятствиями, по лесенке),
- бег (за взрослым, самостоятельно),
- прыжки (на 2-х ногах, через ленту),
- ползание, лазание, перелазание,
- бросание
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Педагогическое обследование познавательного развития предполагает выявление уровня:
- сенсорного развития,
- развития наглядно-действенного мышления;
- представления об окружающем мире;
- развитие коммуникативных способностей и развитие речи.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Задание 1. «Найди домики для фигурок»
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Задание 2. «Спрячь матрешек в домики»
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Задание 3. « Цветные шарики»
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Задание 4 « Сложи разрезную картинку»
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Задание 5 «Достань рыбку» (сачок, палочка)
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Задание 6. «Игрушки»
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Задание 7 «Покажи картинку»
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ
Задание 8 «Покажи картинку»
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ
Задание 9. «Выполни действие»
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задание 10. «Играем вместе»
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задание 11. «Нарисуй клубок»
ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задание 12 « Построй из кубиков башенку»
УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ОСОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ
№
Основные линии развития
1
1.1
Актуальный уровень
Социальное развитие
представления о себе
Зона ближайшего развития
1.2
Ниже зоны
ближайшего развития
ближайшее окружение
1.3
навык опрятности
1.4
навык еды
1.5
навык одевания
1.6
навык умывания
УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ОСОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ
№
Основные линии развития
2
2.1
Физическое
развитие
Актуальный уровень
Зона ближайшего развития
ходьба
2.2
Ниже зоны
ближайшего развития
бег
2.3
прыжки
2.4
2.5
лазание, ползание
бросание
УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ОСОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ
№
Основные линии развития
3
Актуальный уровень
Познавательное развитие
3.1
Зона ближайшего развития
Сенсорная сфера
3.1.1
3.1.2
Ниже зоны
ближайшего развития
форма
величина
3.1.3
цвет
3.1.4
целостность восприятия
3.2
Наглядно-действенное мышление
3.3
Представления об окружающем
3.4
Коммуник. способности и речь
3.4.1
3.4.2
понимание речи
активная речь
УРОВНИ СФОРМИРОВАНОСТИ ОСОВНЫХ ЛИНИЙ РАЗВИТИЯ
№
Основные линии развития
4
Актуальный уровень
Деятельность
4.1
Зона ближайшего развития
Предметно-игровые действия
4.2
Ниже зоны
ближайшего развития
Рисунок
4.3
Конструирование
Психолого-педагогические методы
- изучение работ обучающихся,
- экспериментальная беседа,
- наблюдение,
- экспериментально-психологические методы,
- тесты
Исследования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления
- сложные варианты досок Сегена,
- «Почтовый ящик»,
- кубики Кооса (Никитина),
- матрицы Равена,
- «Колумбово яйцо»,
- разрезные картинки,
- классификацию с учетом одного признака (цвет или форма) и др.
Кубики Кооса (Кубики Никитина)
Матрицы Равена
Невербальные аналогии
Исследование словесно-логического мышления
- исключение предметов, не подходящих к данной родовой категории;
- исключение неподходящего понятия;
- выделение существенных признаков;
- простые аналогии;
- сложные аналогии;
- сравнение понятий;
- классификация картинок с изображением предметов различных родовых групп;
- понимание пословиц, метафор, загадок;
- понимание простых, сложных текстов;
- понимание сюжетных картин (со скрытым смыслом, с нелепым содержанием;
- завершение текстов;
- установление причинно-следственных зависимостей и др.
Методика Добрынина Н.Ф.
1
2
А
3
С
4
И
5
Р
6
Л
7
М
8
Е
9
О
К
Таблицы Шульте
Активность внимания, наблюдательность, зрительная память
Исследование внимания
Занимательные упражнения:
- «Что изменилось?»,
- «Летает – не летает»,
- «Съедобное – несъедобное»,
- «Кто найдет ошибки?» (в рисунке, в тексте и т.д.).
Овладение чтением
- знание алфавита,
- умение составлять из букв слоги,
- из слогов целые слова,
- техника чтения (послоговое, целыми словами, синтетическое чтение),
- понимание смысла прочитанного.
Исследование письма
- двигательные навыки,
- пространственное восприятие и ориентация;
- перешифровка звука на букву;
- звуко-буквенный анализ и синтез;
- грамматика и умение пользоваться правилами при письме,
- составление предложений с заданными словами, рассказов по опорным словам, восстановление текстов и др.
Исследование счета
- понятия о числе и составе числа,
- соотнесение число с количеством.
- знание числового ряда,
- место числа в числовом ряду,
- сравнение числа, множества и т. д.,
- овладение счетными операциями в пределах десятка, при переходе через разряд, понятиями «на столько-то больше», «меньше», «дороже», «дешевле», «старше», «моложе» и т. п.
Понимание арифметических задач
- понимание условия задачи,
- построение плана решения,
- постановка вопросов к действиям,
- выполнение счетных операций,
- проверка правильности решения,
- задачи с пропущенным звеном и др.
Примерное Положения о психолого-педагогическом консилиуме
- 9 сентября 2019 г. вышло распоряжение № Р-93 об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации
Состав ППк
- заместитель руководителя организации,
- заместитель председателя ППк,
- учитель-логопед,
- педагог-психолог,
- учитель-дефектолог,
- социальный педагог,
- секретарь ППк
Задачи ППк
- выявление трудностей в освоении образовательных программ,;
- разработка рекомендаций по организации ППС обучающихся;
- консультирование участников образовательных отношений;
- контроль за выполнением рекомендаций ППк.
Режим деятельности ППк
- Плановые заседания ППк (не реже 1 раза в полугодие).
- Внеплановые заседания ППк проводятся
- при зачислении нового обучающегося;
- при отрицательной (положительной) динамике обучения;
- при возникновении новых обстоятельств,;
- с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях.
Литература
- Забрамная С. Д., Левченко И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития. М.: Изд-во «Творческий центр», 2007
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.