Тема: «Психолого-педагогическая готовность детей
к школьному обучению»
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Составляющие школьной готовности.
Физиологическая готовность ребенка – уровень физического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.
Социальная (личностная) готовность – готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обусловлены ситуацией школьного обучения (кризис 6-7 лет, состояние самооценки, навыки общения, особенности поведения и мн.др.)
Психологическая готовность – готовность к усвоению определенной части культуры в форме учебной деятельности.
Рассмотрим подробнее психологическую готовность ребенка к школьному обучению, основу которой составляет сформированность учебно-важных качеств (УВК).
Учебно-важными качествами являются:
- мотивы учения (отношение к школе и учению, отношение к учителям, к себе, к окружающим, к детям) – это внутреннее побуждение ребенка к активности;
- зрительный анализ (образное мышление);
- уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
- способность принимать и понимать учебную задачу (ребенок хочет выполнять задание и понимает, что и как надо делать);
- элементарные речевые, математические и другие учебные знания и умения;
- графические навыки – развитие мелкой и крупной моторики (развитие пальцев рук, крупных движений и т.п.);
- произвольность регуляции деятельности – соблюдение инструкции взрослого, умение действовать самостоятельно, умение действовать по образцу (самоконтроль, саморегуляция);
- обучаемость – восприимчивость к обучающей помощи взрослого;
- вербальная механическая память (слуховая, зрительная).
От стартового уровня развития у ребенка учебно-важных качеств (УВК) зависит его успешность/неуспешность обучения в школе, особенно на первых порах.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач в подготовке ребенка к школе: формирование у ребенка правильных представлений о школе, о процессе учения; формирование положительного эмоционального отношения к школе; формирование опыта учебной деятельности.
Тип мотива | Характеристика поведения и возможный ответ ребенка |
Социальные мотивы | «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно» |
Учебно-познавательные | Стремление к новым знаниям, желание научиться читать, писать, широкий круг интересов |
Оценочный мотив | «Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки» |
Позиционный мотив | «Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель» |
Внешние мотивы, не связанные со школой условия | «Я пойду в школу, потому что мама так сказала» |
Игровые – воспринимает школу как новую игру | «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями» |
Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования и др.) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах её решения.
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Общие рекомендации
по формированию адекватной самооценки
и правильных представлений о себе у детей дошкольного возраста.
Оптимизация родительско-детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях со сверстниками, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.
Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него всё получится.
Формирование «внутренней позиции» школьника.
Появление в сознании ребенка стремления быть школьником и учиться в школе является показателем того, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника.
В наиболее явной форме особенности внутренней позиции детей 6-7 –летнего возраста проявляются в игре в школу. Давно замечено, что содержание игры всегда соответствует актуальным потребностям ребенка (исследования Л.И. Божович). Было установлено, что дети 4-5 лет не проявляют особого интереса к игре в школу. В выполняемых детьми игровых действиях отсутствовало отношение к школе по существу: дети обыгрывали приход в школу и уход из неё, перемены, звонки на урок и с урока, сбор в школу, приготовление школьного обеда и др. «нешкольные» дела.
Совсем иначе выглядела игра в школу у детей 6-7 лет. Урок занимал в игре центральное место и был наполнен типичным учебным содержанием (целые листки заполнены буквами, цифрами, примерами, поставленными отметками и т.п.).
Из всего вышесказанного следует два важных вывода:
кардинальное изменение представлений ребенка о школе, появление собственно внутренней позиции школьника происходит на рубеже 6-летнего возраста.
ориентация на внешние моменты возникает у детей раньше, чем ориентация на содержание школьно-учебной действительности, поэтому, с одной стороны, формирование внутренней позиции школьника нужно начинать с пробуждения интереса у детей к внешней школьной атрибутике и начинать эту работу можно с детьми 4-5 лет; с другой стороны, преимущественная ориентация на внешние моменты школьной действительности у ребенка 6-7 лет свидетельствует о несформированности внутренней позиции школьника и социально-психологической неготовности к обучению в школе.
Вводные навыки.
Речевые знания и умения:
- знание букв, умение читать;
- звуковой анализ слова;
- построение фразы;
- словарный запас;
- фонематический слух;
- звукопроизношение.
2. Математические знания и представления:
- счет в пределах 10 (прямой и обратный);
- состав числа, решение арифметических задач с «+» и «-»;
- представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
- пространственные представления (верх – низ, право – лево).
3. Навыки учебной работы:
- посадка за столом (партой);
- способ удержания пишущего предмета;
- умение слушать и выполнять задание педагога;
- знание и выполнение правил поведения на занятии.
Использованная литература.
Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.
Гвоздева Е., Плотникова Н. Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму. 5-7 лет. – СПб.: изд. «Речь», 2012.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Расскажи стихи руками. – М.: изд. А/О «СОВЕР», 1992.
Тесты длядетей, сборник тестов и развивающих упражнений. /сост. М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева.– СПб.: Дельта, 1997.