СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическая информация для родителей будущих первоклассников

Просмотр содержимого документа
«"Психолого-педагогическая готовность ребенка к школьному обучению"»

Тема: «Психолого-педагогическая готовность детей

к школьному обучению»

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Составляющие школьной готовности.

  1. Физиологическая готовность ребенка – уровень физического развития, уровень биологического развития, состояние здоровья.

  2. Социальная (личностная) готовность – готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, которые обусловлены ситуацией школьного обучения (кризис 6-7 лет, состояние самооценки, навыки общения, особенности поведения и мн.др.)

  3. Психологическая готовность – готовность к усвоению определенной части культуры в форме учебной деятельности.

Рассмотрим подробнее психологическую готовность ребенка к школьному обучению, основу которой составляет сформированность учебно-важных качеств (УВК).

Учебно-важными качествами являются:

- мотивы учения (отношение к школе и учению, отношение к учителям, к себе, к окружающим, к детям) – это внутреннее побуждение ребенка к активности;

- зрительный анализ (образное мышление);

- уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

- способность принимать и понимать учебную задачу (ребенок хочет выполнять задание и понимает, что и как надо делать);

- элементарные речевые, математические и другие учебные знания и умения;

- графические навыки – развитие мелкой и крупной моторики (развитие пальцев рук, крупных движений и т.п.);

- произвольность регуляции деятельности – соблюдение инструкции взрослого, умение действовать самостоятельно, умение действовать по образцу (самоконтроль, саморегуляция);

- обучаемость – восприимчивость к обучающей помощи взрослого;

- вербальная механическая память (слуховая, зрительная).

От стартового уровня развития у ребенка учебно-важных качеств (УВК) зависит его успешность/неуспешность обучения в школе, особенно на первых порах.



Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач в подготовке ребенка к школе: формирование у ребенка правильных представлений о школе, о процессе учения; формирование положительного эмоционального отношения к школе; формирование опыта учебной деятельности.

Тип мотива

Характеристика поведения и возможный ответ ребенка

Социальные мотивы

«Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»


Учебно-познавательные

Стремление к новым знаниям, желание научиться читать, писать, широкий круг интересов

Оценочный мотив

«Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»


Позиционный мотив

«Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»

Внешние мотивы, не связанные со школой условия

«Я пойду в школу, потому что мама так сказала»

Игровые – воспринимает школу как новую игру

«Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»



Основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования и др.) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах её решения.

Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.

Общие рекомендации

по формированию адекватной самооценки

и правильных представлений о себе у детей дошкольного возраста.

  1. Оптимизация родительско-детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем – требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

  2. Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях со сверстниками, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

  3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

  4. Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него всё получится.



Формирование «внутренней позиции» школьника.

Появление в сознании ребенка стремления быть школьником и учиться в школе является показателем того, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника.

В наиболее явной форме особенности внутренней позиции детей 6-7 –летнего возраста проявляются в игре в школу. Давно замечено, что содержание игры всегда соответствует актуальным потребностям ребенка (исследования Л.И. Божович). Было установлено, что дети 4-5 лет не проявляют особого интереса к игре в школу. В выполняемых детьми игровых действиях отсутствовало отношение к школе по существу: дети обыгрывали приход в школу и уход из неё, перемены, звонки на урок и с урока, сбор в школу, приготовление школьного обеда и др. «нешкольные» дела.

Совсем иначе выглядела игра в школу у детей 6-7 лет. Урок занимал в игре центральное место и был наполнен типичным учебным содержанием (целые листки заполнены буквами, цифрами, примерами, поставленными отметками и т.п.).

Из всего вышесказанного следует два важных вывода:

  1. кардинальное изменение представлений ребенка о школе, появление собственно внутренней позиции школьника происходит на рубеже 6-летнего возраста.

  2. ориентация на внешние моменты возникает у детей раньше, чем ориентация на содержание школьно-учебной действительности, поэтому, с одной стороны, формирование внутренней позиции школьника нужно начинать с пробуждения интереса у детей к внешней школьной атрибутике и начинать эту работу можно с детьми 4-5 лет; с другой стороны, преимущественная ориентация на внешние моменты школьной действительности у ребенка 6-7 лет свидетельствует о несформированности внутренней позиции школьника и социально-психологической неготовности к обучению в школе.



Вводные навыки.

  1. Речевые знания и умения:

- знание букв, умение читать;

- звуковой анализ слова;

- построение фразы;

- словарный запас;

- фонематический слух;

- звукопроизношение.

2. Математические знания и представления:

- счет в пределах 10 (прямой и обратный);

- состав числа, решение арифметических задач с «+» и «-»;

- представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);

- пространственные представления (верх – низ, право – лево).

3. Навыки учебной работы:

- посадка за столом (партой);

- способ удержания пишущего предмета;

- умение слушать и выполнять задание педагога;

- знание и выполнение правил поведения на занятии.











Использованная литература.

  1. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.

  2. Гвоздева Е., Плотникова Н. Развитие мелкой моторики. Подготовка руки к письму. 5-7 лет. – СПб.: изд. «Речь», 2012.

  3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

  4. Расскажи стихи руками. – М.: изд. А/О «СОВЕР», 1992.

  5. Тесты длядетей, сборник тестов и развивающих упражнений. /сост. М.Н. Ильина, Л.Г. Парамонова, Н.Я. Головнева.– СПб.: Дельта, 1997.