Психолого-педагогическая и коммуникативная компетенции
(выполнена на 96,72%)
Выберите ОДИН правильный вариант
Кейс: В группу обучающихся младшего школьного возраста общеобразовательной школы поступил ребенок с нарушением зрения. В период адаптации слабовидящий ребенок не смог сформировать дружеских отношений с одноклассниками. Все это привело к трудностям включения ребенка в групповые и подгрупповые формы работы и формированию социальных контактов.
Какие рекомендации вы можете дать педагогу и обучающимся для формирования у слабовидящего ребенка социальных контактов?
- Предложить слабовидящему ребенку индивидуальные занятия с психологом
- Назначить для слабовидящего куратора из числа членов группы
- Разрешить /предложить слабовидящему тактильно обследование лица собеседника
- Провести с детьми группы и их родителями воспитательную беседу о толерантности и эмпатии
Выберите ОДИН правильный вариант
Особенность психического развития обучающихся с нарушениями слуха
- относительная замедленность овладения двигательными навыками
- недостаточно точная координация и ритмическая организация движение
- нарушение или отсутствие речевой коммуникации
- замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом
Выберите ДВА правильных варианта
Особыми образовательными потребностями для детей с умственной отсталостью являются:
- наглядно-действенный характер содержания образования
- формирование адекватных зрительных образов
- обеспечение обязательности профильного трудового образования
- развитие и использование слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях
Вставьте пропущенное слово (единственное число, именительный падеж, строчные буквы)
Обучение по … учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность
- индивидуальному
Установите соответствие между сферами, в которых наблюдаются изменения у ребенка с расстройствами аутистического спектра и возникающими особыми образовательными потребностями
Социальное взаимодействие | А. Обеспечение дополнительными индивидуальными занятиями с педагогом по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию и взаимодействие с педагогом, адекватно воспринимать похвалу и замечания |
Общение | Б. Адресная помощь в коррекции двигательных, речевых, личностных особенностей |
Поведение | В. Развитие возможностей вербальной и невербальной коммуникации: обращение за информацией и помощью, выражение своего отношения, оценка, согласие или отказ, рассказ о впечатлениях |
| Г. Психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами, одноклассниками, членами семьи и детского коллектива. |
Запишите букву напротив соответствующей цифры, по одной в каждую ячейку.
1 - Г 2 - В 3 - А
Выберите ОДИН правильный вариант
Кейс: Родители ребенка с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата двенадцати лет имеют завышенный уровень притязаний. Родители настаивают чтобы ребенок в дальнейшем получил профессию ландшафтного дизайнера.
Какую стратегию профориентационных мероприятий данного ребенка вы считаете наиболее эффективной?
- Организовать практико-ориентированное занятие по ландшафтному дизайну в группе нормативно развивающихся сверстников.
- Организовать экскурсию на предприятие, предоставляющее рабочие места, адекватные возможностям ребенка
- Отказать в приеме ребенка в группу по обучению ландшафтному дизайну, сославшись на Методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (Приказ от 4 августа 2014 г. № 515).
- Порекомендовать пройти ребенку профориентационное тестирование
Выберите ОДИН правильный вариант
При диагностике в целях профессионального самоопределения применяют...
- Характерологический опросник К. Леонгарда
- Методика А.Е. Голомштока «Диагностика интересов»
- Методика Дж. Холланда
- Школьный тест умственного развития
Выберите ДВА правильных варианта
Благоприятный трудовой прогноз лиц с интеллектуальными нарушениями обуславливают
- возможности адаптации к условиям обычного производства
- устойчивое формирование общественно ценных потребностей и интересов
- быстро осваивают новые трудовые действия
- проявляют инновационную инициативу
Вставьте пропущенное слово (единственное число, именительный падеж, строчные буквы)
Одной из основных задач … работы собучающимися с ОВЗ является формирование профессиональных интересов, при котором должно предусматриваться согласованность притязаний с реальными возможностями получения соответствующего образования
- профориентационной
10. Установите последовательность этапов профориентационной работы обучающихся с ОВЗ
А. определяется психологический тип личности, на основании этого определяется круг
профессий, которыми может наиболее успешно овладеть обучающийся
Б. изучается профессиональная направленность личности обучающегося, путем
выявления его интересов и склонностей
В. выявляется информированность обучающегося о существующих профессиях, о
классификации профессий по типам и классам
Г. выявляется преобладающая склонность обучающегося к различным сферам
деятельности
Запишите буквы в нужном порядке по одной в каждую ячейку.
Ответ: В, Б, Г, А.
Выберите ОДИН правильный вариант
Кейс: В организацию дополнительного образования обратились мама ребенка с ОВЗ. Ее запрос: «Могут ли педагоги учреждения заниматься с ее ребенком в течение 1,5 – 2 часов в каком-либо из кружков дополнительного образования?». Администрация пригласила маму на личную встречу-консультацию. Педагог имеет возможность спланировать консультацию по данному запросу.
Какой из вариантов первой консультации вы считаете более удачным?
- Экскурсия по учреждению, рассказ о предоставляемых услугах дополнительного образования, посещение выставок работ педагогов и детей
- Беседа о ребенке (особенности развития, характер нарушения, необходимые условия)
- Определение особенностей и приоритетов родительского воспитания (физическое здоровье, психическое развитие, степень включенности в образовательный процесс, стиль воспитания, родительская позиция)
- Предложение посетить секцию, педагог которой имеет опыт работы с детьми с ОВЗ
12. Выберите ОДИН правильный вариант
Основная цель психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и с инвалидностью в процессе дополнительного образования…
- расширение представлений родителей о возможностях дополнительного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью
- развитие психолого-педагогической грамотности относительно особенностей детей с ОВЗ и инвалидностью
- расширение сферы педагогических компетенций
- формирование адаптивности как личностного качества родителя
13. Выберите ДВА правильных варианта
Основные принципы организации эффективного взаимодействия педагогов системы дополнительного образования с родителями детей с ОВЗ и с инвалидностью
- Вариативность и доступность дополнительного образования
- Информационная открытость организации дополнительного образования
- Необходимость мотивирования родителей
- Обеспечение безопасности и психологического комфорта детей
14. Вставьте пропущенное слово
Для пассивной позиции родителя, воспитывающего ребенка с ОВЗ и с инвалидностью характерно отсутствие … об особенностях развития и характере нарушений ребенка
- знаний
15. Установление соответствия
Установите соответствие особенностей проявления эмоциональной сферы детей с ОВЗ и с инвалидностью
Эмоциональная холодность в общении | А. Дети с интеллектуальными нарушениями |
Инфантильность эмоционально-волевой сферы | Б. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата |
Четкая дифференциация мимических проявлений партнера | В. Дети с расстройствами аутистического спектра |
Эксцентрическая невнятность мимики | Г. Дети с нарушением слуха |
| Д. Дети с нарушением зрения |
Запишите букву напротив соответствующей цифры, по одной в каждую ячейку.
1 – В 2 – А 3 – Г 4 – Д
16. Выберите ОДИН правильный вариант
Кейс: В организацию дополнительного образования поступила девочка 6 лет с тяжелыми нарушениями речи и сенсорной дезинтеграцией. На групповых занятиях художественной гимнастикой ребенок отказался выполнять задания по инструкции педагога под музыкальное сопровождение.
Какие рекомендации можно предложить педагогу и родителям в данном случае на время адаптационного периода?
- порекомендовать выполнение заданий только по показу и в малых группах
- предоставить ребенку на занятии возможность деятельности без внешнего контроля взрослого
- порекомендовать выполнение заданий только по инструкции без музыкального сопровождения
- порекомендовать для ребенка пассивное участие в занятиях
17. Выберите ОДИН правильный вариант
Данная категория детей с ОВЗ испытывает наибольшие трудности при воспроизведении рифмованных текстов
- дети с расстройствами аутистического спектра
- дети с тяжелыми нарушениями речи
- дети с тяжелыми нарушениями зрения
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
18. Выберите ДВА правильных варианта
Какие альтернативные средства коммуникации чаще всего применяют в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра?
- Пиктограммы
- Жестовый язык
- PECS (система коммуникации с помощью обмена карточек)
- Глобальное чтение
19. Вставьте пропущенное слово
… технологии в образовательном процессе – комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса.
- здоровьесберегающие
20. Выберите ОДИН правильный вариант
Кейс. Педагог обращает внимание на особые достижения ученика шестого класса с нарушением слуха в математике, решении логических задач, информатике и предлагает маме обучающегося подумать о возможности обучения ее сына по программе дополнительного образования для интеллектуально одаренных школьников при математическом факультете вуза. Занятия с обучающимися ведут преподаватели вуза и аспиранты математического факультета. Ребята занимаются в небольших группах, участвуют в олимпиадах по математике, проектной деятельности. Как правило, связывают свою будущую профессию с математикой и информатикой.
Мама предложение педагога восприняла с большой осторожностью. Вместо дополнительных занятий по математике, по мнению мамы, лучше подтянуть сложные для ребенка предметы (литература, история). Тем более, что обучение еще в одном коллективе у новых учителей может вызвать у ребенка стресс, его могут не принять подростки из этого кружка для математически одаренных. Возможно, будут задания, которые он не сможет решить, будет сильно переживать из-за неуспеха. Из-за нарушений слуха, могут возникнуть проблемы, связанные с ориентацией в большом здании вуза. И вместо положительного отношения к математике, в итоге возникнет нежелание заниматься.
Согласно мнению классного руководителя, мама очень ответственная, тревожная, много внимания уделяет воспитанию сына, сильно переживает из-за сложностей с предметами, где нужно говорить, пересказывать, устно отвечать у доски. Старается оградить ребенка от трудностей, опекает.
Какую из стратегий взаимодействия с мамой одаренного школьника вы считаете наиболее оптимальной для изменения родительских установок?
- Рассказать маме подростка выдающихся достижениях математически одаренных людей с ОВЗ, профессиональных перспективах ребенка в этой области
- Организовать встречу руководителя математического кружка и мамы обучающегося, чтобы она смогла получить ответы на свои вопросы и переживания
- Организовать для обучающегося дополнительные индивидуальные занятия по литературе и истории
- Подготовить школьника к участию в городской олимпиаде по математике, что позволит показать реальный уровень развития математических способностей ученика
21. Выберите ОДИН правильный вариант
Кейс. Родители второклассника с нарушением зрения и сложностями социально-психологической адаптации решили записать ребенка в студию дополнительного образования. По их мнению, в театре ребенок научится выражать эмоции и легче устанавливать контакты. Ребенок не посещал детский сад, испытывает сложности в ситуации общения с ровесниками, отказывается отвечать у доски. Избирателен в контактах, часто остается в одиночестве в кабинете на переменах, слушает музыку, пытается играть на фортепьяно после уроков. Порекомендуйте направленность студии.
По вашему мнению, что будет более эффективным для социально-психологической адаптации ребенка?
- обучение в музыкальной студии или в музыкальной школе
- посещение коммуникативных тренингов совместно с одноклассниками
- перевод на индивидуальное обучение на определенный период
- обучение в театральной студии
22. Выберите ДВА правильных варианта
Признаки интеллектуально одаренного ребенка
- внимательность, заинтересованность на занятии
- предпочтение общества взрослых
- способность отвечать на вопросы (в том числе достаточно сложные)
- склонность нарушать инструкции педагога
23. Вставьте пропущенное слово
Склонность к социально рискованному поведению, высокая самооценка, отсутствие страха вести себя не так как принято в обществе, автономность, умение прогнозировать эмоциональное состояние другого – являются признаками социальной и /или … одаренности
- лидерской
24. Установите соответствие
Качество личности | Вид одаренности |
Чувство юмора, оптимизм | А. Интеллектуальная одаренность |
Результативность в ситуации стресса | Б. Лидерская одаренность |
Предпочтение индивидуальной работы | В. Академическая одаренность |
Добросовестность, умение доводить начатое дело до конца | Г. Психомоторная (спортивная) одаренность |
| Д. Художественная одаренность |
Запишите букву напротив соответствующей цифры, по одной в каждую ячейку.
1 - Б 2 - Г 3 - А 4 – В