Психолого–педагогическая характеристика детей
с общим недоразвитием речи III уровня.
Общее недоразвитие речи – это вариант структуры дефекта, который может наблюдаться при различных клинических вариантах речевой патологии, таких как: алалия, ринолалия и дизартрия. При общем недоразвитии речи у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы: фонематическая, лексико – грамматическая, звуковая и смысловая стороны, при сохранном слухе и интеллекте. В теоретической литературе подробно проанализированы вопросы, посвященные анализу и описанию общего недоразвития речи (ОНР). Р. Е. Левина это объясняет тяжестью, разнообразием и частотой возникновения проявления данного речевого дефекта у дошкольников.
Общее недоразвитие речи у детей, изучается в многообразных аспектах: медико-педагогических, психолого-педагогических, физиологических и клинических. Левина выделила три уровня речевого развития, в которых отражаются типичные состояния компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи. Каждый уровень речевого развития характеризуется конкретным соотношением первичного и вторичного дефекта, задерживающий формирование зависящих от него компонентов речи. Повышение речевой активности, изменение мотивационной стороны речи, проявления новых языковых возможностей, характеризуется перемещением с одного уровня речи на другой.
По данным Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной третий уровень характеризуют тем, что речь детей становится наиболее развернутой, грубых фонетических и лексических отклонений уже не замечается. Частичные проблемы встречаются в развитии лексики, грамматического строя и фонетики. Так же недостатки встречаются в чтении и в письме.
Общее недоразвитие речи третьего уровня характеризуется следующими недостатками:
- на фоне развернутой речи отмечается неточное знание и употребление многих обиходных слов.
- наибольшую часть словаря занимаются существительные и глаголы.
- мало слов, которые характеризуют качества, состояние и признаки предметов и действий.
- при использовании простых предлогов, наблюдаются ошибки, а сложные предлоги не используются;
- недостаточно сформирована грамматических форма языка, встречаются ошибки в падежных окончаниях, неправильное использование временных и видовых форм глаголов, часто встречаются ошибки в управлении и согласовании.
- словообразовательный способ дети практически не пользуют;
- в активной речи используются простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения (сочиненные и подчиненные);
- многие дети в этот период еще имеют недостатки в произношении звуков и нарушениях структуры слова, что формирует трудности в овладении звуковым анализом и синтезом;
- дети на этом уровне уже хорошо понимают обиходную речь, но иногда проявляется незнание отдельных слов и выражений, а также смешение смысловых значений слов, которые близки по звучанию.
- ребенок еще неполностью овладевает многими грамматическими формами, частое проявление можно увидеть при чтении учебных и художественных текстов.
- при чтении и письме обнаруживаются ошибки, имеющие специфический характер, которые находятся в прямой зависимости от уровня развития речи ребенка.
Необходимо учитывать, что отдельные пробелы в развитии фонетической, лексической и грамматической стороны речи, могут в начале казаться малосущественными, но их совместный комплекс при обучении, ставит ребенка в очень трудное в школе. Степень усвоения учебного материала низка, несмотря на внешнюю сформированность речи. Так же грамматические правила, в данных условиях, усваиваются плохо.
Таким образом, можно сделать вывод, что дети с общим недоразвитием речи третьего уровня могут использовать предложения, хорошо понимают обиходную речь, но не точно знают и употребляют с ошибками.