Параметры оценки ребенка | Возможные варианты развития изучаемых параметров ребенка |
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА |
Внимание | Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает |
Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их |
Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их |
Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке |
Память | При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко |
При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом |
Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его |
Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки |
Мышление | Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. |
Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает |
В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач |
Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны». |
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА |
Отношение к делам, поручениям |
Общественная активность | Активно участвует во всех общественных делах. |
Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. |
Редко принимает участие в общественных делах. |
Трудолюбие | Любое поручение ребенок выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. |
Дела по дому и поручения взрослых выполняет. |
Часто уклоняется от дел и поручений, выполняет их недобросовестно. |
Ответственность | Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело. |
Часто выполняет в срок порученное ему дело. |
Редко доводит до конца порученные ему дела. |
Организованность | Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу. |
Правильно распределяет и в срок выполняет свою работу только под контролем взрослого. |
Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. |
Аккуратность | Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Одет опрятно, подтянут - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. |
Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности. |
Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Не заботится о своем внешнем виде. Не бережет общественное имущество. |
Стремление к успеху, первенству | Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается. |
Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха. |
Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка». |
Решительность | Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. |
Иногда колеблется перед ответственным решением. |
Редко решается принять какое-либо ответственное решение |
Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение |
Настойчивость | Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. |
Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. |
Редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. |
Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. |
Отношение к людям |
Положение ребенка в классе |
Авторитет в классе | Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела |
Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п. |
В классе авторитетом не пользуется. |
Симпатии одноклассников | Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. |
Пользуется симпатией только у части одноклассников. |
В классе его не любят. |
Отношения со взрослыми |
Вежливость, тактичность | Всегда проявляет должное уважение к другим людям. |
Иногда бывает невежлив и нетактичен. |
Часто бывает слишком резок, затевает ссоры, оскорбляет других, грубит. |
Самокритичность | Адекватно воспринимает критику, прислушивается к советам, старается исправить свои недостатки. |
Часто прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. |
Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления |
Отношения со сверстниками |
Общительность | Всегда охотно и с удовольствием вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. |
Общается с ограниченным кругом людей. |
Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. Замкнут, необщителен. |
Коллективизм | Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. |
Как правило, помогает товарищам, когда его просят. |
Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи. |
Бескорыстие | В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой. |
Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей. |
В своих поступках руководствуется собственной выгодой, а пользой дела. |
Честность, правдивость | Всегда правдив по отношению к учителям и воспитателям, товарищам. Говорит правду даже тогда, когда это ему «невыгодно». |
Редко обманывает, почти всегда правдив по отношению к другим людям |
Часто говорит неправду ради собственной выгоды |
Справедливость | Активно борется с тем, что считает несправедливым. |
Редко выступает против того, что считает несправедливым. |
Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости. |
Отношение к себе |
Скромность | Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг. |
Иногда, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах. |
Часто хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами или еще не сделанными делами |
Уверенность в себе | Очень уверен в себе. Редко советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. |
Уверен в себе. Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае необходимости. |
Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться. |
Самоконтроль | Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. |
Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. |
Часто не может подавить нежелательные эмоции. Плохо владеет своими чувствами, легко выходит из себя. |