СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках дисциплины "Специальная педагогика и психология" преподаватель Ю.С.Митина научила нас, студентов, писать правильную характеристику. Прикрепленный файл может стать своеобразным шаблоном для написания характеристики, которую должен писать классный руководитель при направлении ребенка на ПМПК.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая характеристика на ребенка»

Характеристика


Выполнила: Волошук Анастасия Александровна, студентка педагогического образования с двумя профилями: «Математика и информатика»

ФИО ребенка: Анастасия Б.

Возраст: 19 лет

Поведение в ситуации обследования 

а) В контакт вступает легко; интерес в общении проявляет; на вопросы отвечает, но сама о себе не рассказывает;

б) Поведение: без особенностей, при некоторых видах заданий ведет себя скованно;

в) Эмоциональная сфера: спокойна. Реакция на одобрение адекватная. Неудачи самостоятельно оценивает, не сдается и продолжает выполнять задание.

г) Темп работы: высокий;

д) Работоспособность: высокая. Во время обследования Настя внимательна и сосредоточена на заданиях.


  1. Особенности внешнего вида: нет особенностей.


  1. Ведущая рука ребенка:

Я дала ребенку трубочку из листа и попросила взять ее и посмотреть через нее. Настя взяла трубочку правой рукой, посмотрела через правый глаз.
Я попросила ребенка сложить руки в «позу Наполеона». Сверху оказалась левая рука.Я попросила ребенка послушать часы. Он приложил правое ухо.

Я попросила ребенка сложить руки в пистолет. Сверху оказался правый большой палец.

Следовательно, ведущая рука ребенка правая.

  1. Согласованность действия рук:

Я попросила ребенка написать любое слово на листе. Настя взял ручку, начала писать правой рукой. Второй рукой помогала себе.

Я попросила ребенка вырезать круг по контуру. Она взяла ножницы и листочек в разные руки. Вырезала правой рукой, а другой рукой держала листок.

Левая рука участвует в выполнении действий, замыкает действия ведущей руки, т.е. согласованность действий обеих рук сформирована.

  1. Мелкая моторика:

Я предложила ребенку достать из банки с крупами и макаронами одну штуку.
Настя достала одну частичку крупы, достать получилось с первого раза.

Ребенку дано задание из приложений 1,2.

В приложении 1 требовалось провести линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги. В приложении 2 требовалось дорисовать узоры, не отрывая карандаш от бумаги.

Настя держала карандаш неправильно – под углом 90 градусов. Но задание 1 выполнила без ошибок. В задании 2 допустила одну ошибку – вместо квадрата нарисовала треугольник.

Во время выполнения вышеописанных заданий мелкие движения рук точны, ребенок не промахивается, не испытывает трудностей при выполнении действий, однако изредка допускает ошибки (одну в двух заданиях). То есть, мелкая моторика развита хорошо.

  1. Общая моторика

Ребенок ходит правильно, держит осанку, умеет бегать, может прыгать на одной ноге и на двух, умеет ползать, может залезть под стол без особых усилий.

Следовательно, общая моторика развита отлично.

  1. Состояние игровой деятельности

Ребенок проявляет интерес к игрушке. Представлены следующие игрушки: кукла «Барби», Свинка Пеппа, Халк.

Настя выбрала одну игрушку – куклу «Барби» из трех представленных. Находит игрушку из 10 элементов. Выбор предмета не затруден. В игре отсутствуют неадекватные действия с предметами.

Действие по классификации предметное.
Игра представляет собой сюжетно-ролевую игру.

Игру сопровождает планирующей речью.

При пропаже игрушки обращает внимание на это и ищет ее.


  1. Предметная деятельность


Соотносящее действие выполняет: соединяет крышку и контейнер.

Орудийное действие выполняет: использует ножницы по назначению.

Есть действия.


  1. Орудийные действия

Показывает, как используется вилка и ложка: имитирует процесс еды, держит вилку и ложку в правой руке правильно.

Пользуется ножницами по назначению.

Использует ручку по назначению.


  1. Изобразительная деятельность

Я попросила ребенка нарисовать что-нибудь. Предметный рисунок есть: Настя нарисовала цветок. Ребенок рисует разными цветами, причем выбранные цвета соответствуют реальному предмету, выбирает светлые цвета, соблюдает пропорции.

Изобразительная деятельность нравится. Ребенок правильно называет то, что он нарисовал, отвечает на вопросы по картинке.


  1. Конструктивная деятельность

Я попросила ребенка построить фигуру из кубиков по образцу. Его реакция:
строит самостоятельно без инструкции.

Затем я сломала предложенный вариант фигуры из кубиков и попросила построить такую же, какая была построена. Действия ребенка: задание понял, строит по подражанию.

Использует метод зрительного соотнесения.

  1. Познавательная деятельность

  • Память

Я дала ребенку приложение №3. На первом листе нарисованы 3 картинки, на втором 16 и из них нужно найти прошлые 3 картинки.
Настя нашла все 3 картинки без ошибок, зрительная память развита.
Я прочла ребенку набор слов из приложения №4.

Настя воспроизвела слова в неправильном порядке, назвала 7 слов из 9, два пропустила и 2 переставила местами. Словесно-логическая память развита хорошо.

Единиц памяти 7
Хорошо запоминает любые предметы.


  • Восприятие

Называет все представленные на карточках цвета, а также цвета одежды куклы.

Я попросила ребенка дать мне желтую карточку. Она дал желтую карточку. Затем я взяла зеленую карточку и попросила дать такую же. Настя дала зеленую карточку. Цвета различает.

Я дала ребенку приложение №4. Он объяснил, чем похожи и чем отличаются предметы: ручка и карандаш, вырезанный овал и круг, прямоугольник и квадрат. Затем из кучи предметов я попросила дать мне карандаш. Ребенок дал верный предмет.

Различает количество элементов.

Пользуется многими способами ориентировки на свойства предметов, например, по форме, цвету и др. Использует метод примеривания.

Название величин знает.

Целостный четкий образ знакомых предметов имеется.

Собрала разрезную карточку из 4, а затем из 16 частей.

Восприятие находится на высоком уровне.

  • Мышление

По классификации присутствуют следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Я создала проблемную ситуацию для ребенка: забросила игрушку под стол в угол. Ребенок расстроился. Определил цель достать игрушку, проанализировал условия, где находится игрушка и что ему нужно сделать, чтобы ее достать. Выбрал средства достижения цели.

Понимает необходимость использования вспомогательных средств, присутствуют активные действия по достижению цели.

Мышление развито отлично.

  1. Уровень количественных представлений

Имеется ряд количественных представлений.

Изучает новые предметы, игрушки методом проб.

Учитывает близкие свойства предметов.

Сначала я попросила ребенка дать мне один предмет, зачем 4. Он дифференцирует один-много предметов. Я попросила ребенка посчитать до трех на пальцах. Он посчитал верно. Затем я попросила его посчитать количество фломастеров. Он посчитал верно.

Я дала ребенку задание из приложения №5, где было необходимо посчитать количество печенья на картинке. Задание выполнил без ошибок. Далее ребенок получил приложение №6, где было необходимо определить времена года по картинке. Определил по картинкам времена года верно.

Я дала ребенку приложение №6. Он выполнил задание верно: исключил четвертое лишнее без ошибок во всех заданиях.

Далее ребенку было предложено решить задачу и примеры из приложения №7.
С заданиями справился: без ошибок.

Знает математические термины «слагаемое, сумма», «уменьшаемое, вычитаемое, разность».

Задание выполняет по разным алгоритмам для суммы и разности.

Далее ребенку было предложено приложение №8 на проверку навыков письма и знания правил. Настя держит ручку неправильно, но писать умеет, пишет любые слова, которые его попросят. Ошибок в письме не допускает Правила знает и умеет применять.

Чтение проверялось с помощью приложения №9. Скорость чтения составляет 130 слов в минуту. Читает бегло, не допускает ошибок. Прочитанное понимает, так как отвечает на вопросы по тексту.


  1. Знания о себе и своих близких

Настя знает много информации о себе: как ее зовут, сколько ей лет, где она живет, где учится, как зовут родителей, где они работают, знает имя отчество родителей и т.д. Ребенок узнает себя из множества людей на фотографии.
Знает и показывает следующие части тела у себя: уши, нос, рот, глаза, руки, ноги, голова и т.д.


  1. Уровень развития речи

Спонтанные слова отсутствуют..
Слова согласованы. Структура слов сохранна.

Активный словарь соответствует возрастной норме, состоит из всех частей речи.

Сложную инструкцию выполняет.

Обращенную речь понимает.

Замен и отсутствия звуков нет, слов-паразитов и аграмматизмов нет. Все звуки выговаривает правильно.

-существительные
Знает существительные. Ребенку представлено приложение №10 – называет нарисованные предметы, смотрит снизу слева. Активный словарь развит хорошо. Пассивный словарь тоже хорошо развит.
Обобщает предметы на картинках одним словом.

-глаголы

Слышит инструкцию. Выполняет инструкцию из 6 фраз. На картинках из приложения №11 называет действия: спит, ест, бегает, играет и т.д. Активный словарь развит, глаголы знает.

-предлоги
Действия из приложения №12 называет (По инструкции: «Скажи, где собака»). Знает предлоги в, около, на, перед, между, над. Допустила ошибку в определении сторон слева и справа.


Стратегия развития

Исследуемому необходимо поработать над мелкой моторикой, словесно-логической памятью и восприятием (слева-справа, чтением и рассматриваением слева направо).

Сначала необходимо уделить внимание восприятию. Для этого нужно задействовать все каналы восприятия - зрение, слух, обоняние, вкус, ощущения, чувства. Для этого можно использовать многие методики развития восприятия, например, различные игры с карточками, игры с различными предметами быта, тематические альбомы-раскраски, паззлы и др.

После «проработки» восприятия для ребенка «откроются» в полной мере другие мыслительные операции, такие как: мышление, память, внимание. Развитие этих мыслительных операций (с помощью упражнений, игр) поможет улучшить до высшего уровня словесно-логическую память и восприятие в целом (в том числе стороны «лево», «право», рассматривание картинок и текста слева направо и др).

Затем необходимо проработать мелкую моторику. Общая мелкая моторика у Насти Б. развита хорошо, но ручку она держит неправильно, однако писать и рисовать получается без особых проблем. Почерк из-за неправильного держания ручки хуже, чем мог бы быть. В этом случае необходимо тренироваться на прописях, выполнять различные виды упражнений на улучшение письма. Также можно изучить «Леттеринг» (способ красиво нарисовать и стилизовать буквы). В этой технике написания можно заново «построить» свой почерк, «переучив» себя на правильное держание ручек и кистей.

Самое главное в вышеперечисленном – делать все действия (упражнения, игры) на регулярной основе. Чем более регулярно будет уделяться время развитию, тем быстрее ребенок сможет улучшить свои результаты.