Психолого-педагогическая компетентность куратора как основа успешного партнерства с семьей
Цель: совершенствование работы кураторов по формированию культуры семейных отношений, повышению родительской ответственности за воспитание детей, сохранению и укреплению семейных ценностей.
Задачи:
1. Организовать работу кураторов по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей.
2. Формировать благоприятный социально-психологический климат в классном коллективе учащихся и родителей.
«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества учреждения образования и семьи играют педагоги (кураторы).
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги ‒ воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.
Значительное место в системе работы педагога с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.
Система работы куратора с родителями:
Изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности;
Установление и поддержание единых требований;
Психолого-педагогическое просвещение;
Систематическое взаимное информирование о ходе развития учащегося;
Совместное принятие решений способствующих успешному обучению и воспитанию учащихся;
Практическая педагогическая помощь;
Установление связи с общественностью;
Привлечение семьи к внеклассной учебно-воспитательной работе.
Компетентности куратора: коммуникативная компетентность, социокультурная компетентность, компетентность здоровьесбережения, нормативно-правовая компетентность, аналитическая компетентность и психолого-педагогическая.
Но куратор не может быть «мастером на все руки». Успешный куратор всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями группы, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего он это делает интуитивно.
4 базовых варианта деятельности куратора:
Куратор – организатор. Это умелый организатор коллективной деятельности учащихся, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива.
Куратор – социальный организатор. Это куратор, стремящийся увлечь учащихся социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.
Поддерживающий куратор. Это куратор, стремящийся поддерживать самых разных учащихся: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одногруппниками и педагогами, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.
Куратор – психолог. Это куратор, стремящийся развивать в группе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения учащихся и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.
Психолого-педагогическая компетентность куратора – это интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств.
Элементы психолого-педагогической компетентности
- методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений обучающихся;
- социально-психологическая компетентность в сфере общения;
- дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучающихся, их индивидуальных особенностях;
- способность к самосовершенствованию.
С целью достижения взаимопонимания с родителями, а также установления перспективных отношений, ориентированных на совместное решение важнейших задач обучения и воспитания, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами.
Правила эффективного взаимодействия куратора с семьями учащихся:
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если Вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
2. Не беседуйте с родителями второпях, набегу. Если Вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что Вы от родителей услышали.
6. То, о чем родители Вам поведали не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
8. Готовясь к встрече с семьей учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее.
9. Каждая встреча с семьей учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей самого учащегося.
10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалисту.
11. Если родители принимают активное участие в жизни группы и учреждения образования, их усилия должны быть отмечены куратором и администрацией учреждения образования.
Правила взаимодействия и способы установления контактов с семьей:
1. Первое правило. В основе работы педагога (куратора) с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
2. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
3. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
4. Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.
Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учащихся, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ребенок.
Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.
Список использованных источников
Алексеева, Н.А. Калейдоскоп родительских собраний / Н.А. Алексеева. ‒ М.: Творческий центр, 2003. ‒ 142 с.
Кулагин, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагин. – М.: Творческий центр, 1997. ‒ 176 с.
Присяжная, А.Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых / А.Ф. Присяжная // Педагогика. ‒ 2005. ‒ №5. ‒ С.52-56.
Педагог-психолог Кудрявцева Е.И.
4