СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическая компетентность куратора как основа успешного партнерства с семьей

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие с кураторами и преподавателями 

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая компетентность куратора как основа успешного партнерства с семьей»

Психолого-педагогическая компетентность куратора как основа успешного партнерства с семьей


Цель: совершенствование работы кураторов по формированию культуры семейных отношений, повышению родительской ответственности за воспитание детей, сохранению и укреплению семейных ценностей.

Задачи:

1. Организовать работу кураторов по оптимизации взаимодействия учащихся и родителей.

2. Формировать благоприятный социально-психологический климат в классном коллективе учащихся и родителей.


«Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества учреждения образования и семьи играют педагоги (кураторы).

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги ‒ воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.

Значительное место в системе работы педагога с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.

Система работы куратора с родителями:

  • Изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности;

  • Установление и поддержание единых требований;

  • Психолого-педагогическое просвещение;

  • Систематическое взаимное информирование о ходе развития учащегося;

  • Совместное принятие решений способствующих успешному обучению и воспитанию учащихся;

  • Практическая педагогическая помощь;

  • Установление связи с общественностью;

  • Привлечение семьи к внеклассной учебно-воспитательной работе.


Компетентности куратора: коммуникативная компетентность, социокультурная компетентность, компетентность здоровьесбережения, нормативно-правовая компетентность, аналитическая компетентность и психолого-педагогическая.

Но куратор не может быть «мастером на все руки». Успешный куратор всегда ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями группы, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего он это делает интуитивно.

4 базовых варианта деятельности куратора:

Куратор – организатор. Это умелый организатор коллективной деятельности учащихся, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива.

Куратор – социальный организатор. Это куратор, стремящийся увлечь учащихся социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Поддерживающий куратор. Это куратор, стремящийся поддерживать самых разных учащихся: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одногруппниками и педагогами, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Куратор – психолог. Это куратор, стремящийся развивать в группе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения учащихся и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Психолого-педагогическая компетентность куратора – это интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных качеств.

Элементы психолого-педагогической компетентности

- методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений обучающихся;

- социально-психологическая компетентность в сфере общения;

- дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучающихся, их индивидуальных особенностях;

- способность к самосовершенствованию.

С целью достижения взаимопонимания с родителями, а также установления перспективных отношений, ориентированных на совместное решение важнейших задач обучения и воспитания, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами.

Правила эффективного взаимодействия куратора с семьями учащихся:

1.  Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если Вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2.  Не беседуйте с родителями второпях, набегу. Если Вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3.  Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

4.  Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

5.  Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что Вы от родителей услышали.

6.  То, о чем родители Вам поведали не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

7.  Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

8.  Готовясь к встрече с семьей учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее.

9.  Каждая встреча с семьей учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей самого учащегося.

10.  Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалисту.

11.  Если родители принимают активное участие в жизни группы и учреждения образования, их усилия должны быть отмечены куратором и администрацией учреждения образования.

Правила взаимодействия и способы установления контактов с семьей:

1. Первое правило. В основе работы педагога (куратора) с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

3. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

4. Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.

Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учащихся, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ребенок.

Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.


Список использованных источников


  1. Алексеева, Н.А. Калейдоскоп родительских собраний / Н.А. Алексеева. ‒ М.: Творческий центр, 2003. ‒ 142 с.

  2. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагин. – М.: Творческий центр, 1997. ‒ 176 с.

  3. Присяжная, А.Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых / А.Ф. Присяжная // Педагогика. ‒ 2005. ‒ №5. ‒ С.52-56.







Педагог-психолог Кудрявцева Е.И.








4