ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
«Психолого-педагогическая поддержка как условие развития творческого потенциала личности ребёнка»
Доклад сделан и прочитан
педагогом – психологом
Чевычаловой Г.А.
Март 2020
Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка. Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности. Главная задача школы – обеспечить развитие личности ребенка.
В психолого-педагогическом плане творчество есть деятельность, способствующая созданию открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта. Только семья и школа способны развить или уничтожить творческий потенциал ребенка. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы.
Необходимо осуществлять психолого – педагогическую поддержку для развития творческого потенциала личности ребёнка.
Поддержка – это психотехнический прием, являющийся основным мотивирующим фактором учения, т.е. этот навык помогает нам решить проблему –школьной мотивации.
Поддержать ребенка — значит верить в него.
Эффективная поддержка позволяет достичь следующего: укрепить самооценку, поверить в себя и в свои способности, избежать ошибок, пережить неудачи.
Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
1. Опираться на сильные стороны ребенка.
2.Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.
Творческий потенциал – это проявление заложенной природой социальности и неповторимости.
Так же необходимо создать следующие условия для развития творческого потенциала личности:
Расширение круга интересов личности.
Повышение самооценки путем внешней положительной мотивации
Стабилизация эмоциональной сферы.
Внутренние условия (знания, индивидуальные психологические особенности)
Условия деятельности (постановка задачи, решение, результат)
Внешние условия (материально техническая база, взаимоотношения в деятельности)
В любой деятельности можно выделить: познание, реагирование и отношение. Если отсутствует интерес и человек не испытывает потребности в этой деятельности, то эти элементы превратятся в механическое запоминание, отрицание, желание полностью пропадет. Творчество нужно развивать, стимулировать, направлять.
Так же одним из компонентов творческой деятельности человека является фантазия. Воображение позволяет представить конечный результат. Например, ученик решил изготовить изделие, но прежде он создает его в своем воображении, продумывает результаты возможных изменений, последовательность изготовления, способы обработки, отделки.
Так же одним из компонентов является вдохновение – это то состояние особого напряжения и подъема всех сил и способностей человека, которое позволяет осуществить творческий взлет и в результате творческого горения получить невиданный результат. Вдохновение – это состояние, наиболее благоприятное для творческой работы. Педагогу необходимо стараться поддерживать детей в этом состоянии, в чем то на личном примере.
Так же важен такой компонент как труд. Труд имеет приоритетное значение. По возможности давайте детям проявить самостоятельность и инициативность. В целом это показатели сформированности у человека умений творчески работать.
В настоящее время к деятельности человека предъявляются множество требований, одним из которых является ее творческий характер. Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания стало одной их социально значимых задач современной школы. Школа должна выпустить в жизнь успешного, полноценно действующего человека, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Только такой человек сможет достойно жить в современном обществе.
Развитие творческого потенциала личности в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя и его творческого потенциала.
Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
- Замечать любые творческие проявления учеников;
- Создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
Еще В.А. Сухомлинский в своей работе «Сердце отдаю детям», писал, что любое детское открытие, умозаключение является полноценным тогда, когда достигнуто через творчество.
- Через творчество учителя развивается творчество детей. Через творчество учителя проходит обучение. Именно от искусства учителя зависит то, как ребенок будет смотреть на свою деятельность. Чем богаче духовная жизнь ребенка, тем глубже и прочнее его знания.
Таким образом, в классном коллективе происходит формирование и изменение личности ребёнка, его творческих способностей. Критерием успешности работы является динамика развития творческих способностей.
Чем активнее проявляются и развиваются в воспитательном процессе творческие способности ребенка, тем активнее и успешнее будет его жизненная позиция в дальнейшем.