СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого - педагогические аспекты дистанционного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого - педагогические аспекты дистанционного обучения»


Дистанционное обучение – одна из новых реалий современного образования. И в связи с этим возникает острая необходимость изучения психологического комфорта всех участников данного процесса.

Дистанционное обучение может удовлетворить потребности практически всех категорий получателей и пользователей образовательных услуг, начиная от учащихся средних школ и университетов, желающих продолжать совершенствовать свои навыки и приобретать больше знаний, и заканчивая взрослыми учащимися из всех слоев общества, особенно учителя, желающие продолжить обучение без отрыва от производства или продолжить обучение на протяжении всей жизни, и заканчивая безработными, инвалидами и всеми другими людьми, стремящимися улучшить свои навыки и знания.

Пожалуй, самые главные участники дистанционного обучения – это дети. Ведь перед ними стоят новые сложные учебные задачи, и главная из них – научиться работать самостоятельно.

Следующая группа людей, обучающихся дистанционно, — это родители.

Общение на форумах, страницах для родителей в сети очень полезно для этой группы. В любое удобное время, при подходящих условиях каждый родитель может поделиться своими мыслями, эмоциями, интересными достижениями своих детей, а также, не накапливая, не откладывая, не преувеличивая проблемные вопросы, решать их с любым участником дистанционного обучения.

Следующая группа участников дистанционного обучения – учителя. Именно преподаватель испытывает большой психологический дискомфорт во время такого обучения. И важнейшей и неотъемлемой задачей психолого-педагогического отдела школы является поддержание стабильного психосоматического состояния педагога. Какие заботы?

Новизна мешает;

Нет времени - торопится;

Между учеником и учителем нет прямой связи, а значит, нет душевного спокойствия и морального удовлетворения от проделанной работы.

Нужно понимать эти сложности и стараться строить свою работу последовательно. «Я учу детей. Я должен быть для них примером. Я должен заинтересовать учеников, а значит, это должно заинтересовать меня. Сэкономить «драгоценное» время и силы поможет работа, созданная модулями. Чтобы не терять контакт со студентами, организуйте онлайн-общение на форуме.

Хочу отметить положительные стороны дистанционного обучения. Ежедневно педагог, находясь в большом коллективе детей, соблюдая строгие дисциплинарные правила и контролируя их выполнение, очень часто находится в состоянии стресса. Дистанционное обучение исключает эти аспекты и предполагает создание комфортной атмосферы.

Мы часто связываем понятие комфорта с представлениями об интимности, комфорте, релаксации, доброжелательности. И в такой форме обучения каждый преподаватель может, учитывая свои пожелания и потребности, создать теплую и дружелюбную рабочую атмосферу по-своему! Когда у вас неважное настроение, вы можете перечитать благодарственные письма от своих учеников и их родителей.

Порассуждаем о наиболее конкретных вещах.

У многие специалистов единое мнение в том, что в отличии от очных занятий, информация при дистанционном обучении должна предоставляться содержательными «порциями». Так, данные фрагменты должны представляться так, чтобы дети могли связать их в одно цельное знание. Так что материал уроков нужно будет разделить на такие фрагменты. Специалисты по онлайн обучению, из Соединенных Штатов Америки - Мэтью Мердок и Трейон Мюллер предлагают делать это такими способами: резюмированием и разбивкой. Разбивка - это разделение большого объема информации (например, темы) на мелкие части - отдельные смысловые блоки. При этом общий объем информации не меняется. Это значит, что количество занятий увеличится, только они станут короче.

Существует такой метод формирования фрагментов знаний, как синтез. Он представляет собой то, что в объемной теме выделяется ядро – самый основной момент. Обучение ведется таким образом, чтобы обратить внимание учащихся на основные принципы, закономерности, навыки, которыми они должны овладеть. Именно эта информация предоставляется им небольшими «порциями».

Во время дистант урока можно успеть изложить до 3-4 основных идей (с примерами), и никто не успеет заскучать.

Так же основным фактором является организация дидактического материала, выделение его структуры, иерархизация по критерию значения и соподчинения понятий, включение этой информации в систему мира в целом, что должно помочь учащемуся. систематизировать изучаемый материал. полученные материалы. Необходимо избегать избытка дополнительной информации, чтобы не отвлекать учащихся малозначительной информацией, необходимо избегать чрезмерного приукрашивания дидактического материала художественным изложением и соблюдать строго научный стиль.

Кроме того, важен аспект времени обучения. Прежде всего, принципиально важно растянуть обучение во времени – необходимая частота занятий, консультаций, полная совершенная напряженность, объем учебного материала. Так же, должно быть определенное время на изложение материала (необходимо для понимания новой информации), также важно время на обработку информации, самостоятельную работу, расширение и углубление материала.



Важным компонентом дистанционного обучения являются отношения между субъектами образовательного процесса . Поэтому ко всем характеристикам общения - техническим, организационным, психолого-педагогическим - предъявляются особые требования.

При организации дистанционного обучения необходимо придерживаться следующих основных принципов эффективного взаимодействия:

- тщательная организация дидактического диалога; имитация диалога в учебных материалах;

- организация персональной поддержки обучающихся в период между стационарными занятиями: консультации, предоставление информации, которая может быть интересна обучающимся (о предстоящих виртуальных мероприятиях, новая информация на сайте, создание обучающих сообществ и т.п.);

- распределение интерактивных занятий в оптимальном соотношении с самостоятельной работой студента.

Для эффективного решения образовательных задач в дистанционном обучении используется ряд интернет-технологий.

Таким образом, дистанционное обучение, предполагающее использование различных педагогических технологий в виртуальной среде, позволяет преодолеть многие проблемы традиционного обучения (местные и временные ограничения, недостаточная самостоятельная активность учащихся, директивность обучения и др.). аудитории студентов, дает возможность индивидуально реагировать на образовательные потребности студента и реализовать его творческий потенциал. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения складываются из специфики виртуальной среды, особенностей взаимодействия в этой среде и организации информации в условиях виртуального взаимодействия. Эти характеристики определяют организацию данной формы обучения, используемые средства и методы, формы контрольно-оценочной деятельности. В настоящее время информационные технологии и виртуальная среда еще не стали мейнстримными культурными практиками, но имеют большой потенциал для развития образования.



Список использованных источников

1. Адаскина А.А., Мелюхина Н.А. Влияние режима обучения на показатели работоспособности школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 2. C. 24–37.

2. Ениколопов С.Н., Казьмина О.Ю. Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 [Электронный ресурс] // Психологическая газета. 2020. URL: https://www.psy.su/feed/8182/ (дата обращения: 7.11.2022).

3. Зарецкий Ю.В. Опыт психологического консультирования учителей, работающих в режимах онлайн и офлайн // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 137–150.