Маликова Л.Х.
Ялуторовский филиал
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Тюменской
«Тюменский медицинский колледж», г. Ялуторовск
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
СО СТУДЕНТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ ПО ЗРЕНИЮ
Аннотация. В данной статье содержатся психолого-педагогические аспекты проведения занятий со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья по зрению, говорится о создании специальных условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, дается представление о специфике обучения слепых и слабовидящих студентов, о результатах обучения группы студентов Ялуторовского филиала «Тюменского медицинского колледжа» по специальности 34.02.02. Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья).
Ключевые слова: инклюзивное образование, нарушение зрения, незрячие студенты, инвалиды по зрению.
Annotation. This article contains psychological and pedagogical aspects of conducting classes with students with disabilities in vision, refers to the creation of special conditions for education of persons with disabilities, gives an idea of the specifics of teaching blind and visually impaired students, the results of training of a group of students of the Yalutorovsky branch of "Tyumen medical College" specialty 34.02.02. Medical massage (for training persons with disabilities).
Key-words: inklusiv education, visual impairments, blind students, children with visual impairment.
Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов «Государства - участники признают права инвалидов на образование». По состоянию на 01.01.2018г. численность инвалидов в России составляет – 11 750 000,0 на численность населения 146 800 000,0 человек. Это около 8% от численности населения. 1 083 000, 0 - это граждане, получившие свою инвалидность с детства, их численность составляет 9,21% от общего количества инвалидов России. По детям статистика следующая, на 01.01.2018г. детей инвалидов до 18 лет в РФ-655 000,0 это 5,6 % от общего числа инвалидов.
Для организации адекватной и эффективной системы комплексного, в первую очередь психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном учреждении необходимо наличие определенных условий. В перечень основных федеральных документов, регламентирующих создание специальных условий для получения образования указанной категорией обучающихся, входят Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.
В соответствии с действующим федеральным законодательством под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Прежде чем перейти к рассмотрению психолого-педагогических аспектов работы со студентами, имеющими ограниченные возможности по зрению, целесообразным будет остановиться на том, какая именно категория лиц с нарушениями зрения относится к незрячим (слепым).
По мнению В. З. Денискиной, к незрячим (слепым) относятся:
- незрячие со светоощущением;
- незрячие со светоощущением и цветоощущением;
- незрячие, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009);
- незрячие с форменным (предметным) остаточным зрением; в этой группе слепых острота зрения варьируется в пределах 0,01—0,04 (на лучше видящем глазу с коррекцией очками);
- лица с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т. е. 100 %), у которых границы поля зрения сужены до 10—15 градусов или до точки фиксации [Денискина, 2012, с.4].
Кроме того, безусловно, категория незрячих включает и лиц с полным отсутствием зрительных ощущений.
Для включения в деятельность и последующей социально-трудовой реабилитации необходимо преодолеть ряд психологических барьеров и вооружить инвалидов по зрению необходимыми знаниями и навыками.
Первым из таких барьеров является глубокая депрессия, возникающая как ответная реакция на слепоту или осознание дефекта, характерная для фазы бездеятельности. Именно в этот период у инвалидов по зрению формируется установка на неработоспособность. Вместе с тем нет прямой зависимости между тяжестью дефекта (тотальной или парциальной слепотой или слабовидением) и реальной работоспособностью. Указанная установка может сформироваться при любой тяжести поражения зрения. Следовательно, важнейшая задача на первом этапе реабилитации - выведение инвалида по зрению из депрессивного состояния и формирование установки на работоспособность. [Литвак, 1985, с.105]Начало формы
Необходимыми условиями для получения образования лицами с глубокими нарушениями зрения в образовательных организациях среднего профессионального образования являются:
1. Физическая доступность образовательных организаций среднего профессионального образования. Физическая доступность зданий образовательных организаций и прилегающей территории для незрячих обучающихся достигается путем оснащения зданий системой тактильных, звуковых и цветовых ориентиров. Это могут быть направляющие поручни; таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля; тактильная плитка; ограничители контрастного цвета и др.
2. Информационная доступность образовательного процесса: обеспечение библиотек образовательных организаций среднего профессионального образования литературой, изданной в специальных форматах для лиц с нарушениями функций зрительного анализатора (крупным шрифтом или рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля и др.), из фондов специальных библиотек для инвалидов по зрению с использованием системы межбиблиотечного абонемента; использование преподавателями при проведении аудиторных занятий в учебных группах, в которых обучаются студенты с глубокими нарушениями зрения, только аудиальных методов обучения, т. е. полного отказа от использования мультимедийных презентаций.
3. Организация воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях среднего профессионального образования с учетом особых потребностей и интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с глубокими нарушениями зрения, т. е. разработка и проведение мероприятий, доступных для участия в них незрячих. Важно подчеркнуть, что взаимодействие незрячих с нормально видящими педагогами и обучающимися вне учебной деятельности имеет большое значение для развития качеств личности, формирования умений и навыков, необходимых для интеграции в студенческой среде, а в дальнейшем и в трудовых коллективах и др.
В процессе обучения студентов с нарушением зрения необходимо учитывать специфику обучения. Во время проведения занятий следует чаще переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой. Во время проведения занятия педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих студентов. К дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально. Поэтому рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы. Свет должен падать с левой стороны или прямо.
Ключевым средством социальной и профессиональной реабилитации людей с нарушениями зрения, способствующим их успешной интеграции в социум, являются информационно-коммуникационные технологии.
Ограниченность информации у слабовидящих обусловливает схематизм зрительного образа, его скудность, фрагментарность или неточность. При зрительной работе у слабовидящих быстро наступает утомление, что снижает их работоспособность. Поэтому необходимо проводить небольшие перерывы.
Для усвоения информации слабовидящим требуется большее количество повторений и тренировок. При проведении занятий в условиях повышенного уровня шума, вибрации, длительных звуковых воздействий, может развиться чувство усталости слухового анализатора и дезориентации в пространстве.
При лекционной форме занятий слабовидящим следует разрешить использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования, во время занятий. Информацию необходимо представлять исходя из специфики слабовидящего студента: крупный шрифт (16 – 18 размер), дисковый накопитель (чтобы прочитать с помощью компьютера со звуковой программой), аудиофайлы. Всё записанное на доске должно быть озвучено. Необходимо комментировать свои жесты и надписи на доске и передавать словами то, что часто выражается мимикой и жестами. При чтении вслух необходимо сначала предупредить об этом. Не следует заменять чтение пересказом. В построении предложений не нужно использовать расплывчатых определений и описаний.
При работе на компьютере следует использовать принцип максимального снижения зрительных нагрузок, дозирование и чередование зрительных нагрузок с другими видами деятельности; использование специальных программных средств для увеличения изображения на экране или для озвучивания информации; – принцип работы с помощью клавиатуры, а не с помощью мыши, в том числе с использование «горячих» клавиш и освоение слепого десятипальцевого метода печати на клавиатуре.
Слабовидящему студенту нужно помочь в ориентации в пространстве колледжа, лучше всего проводить экскурсии. Находясь в помещении, новом для слабовидящего обучающегося, нужно описать место, где находитесь, указывать надо также и на «опасные» для здоровья предметы. Когда предлагаете слабовидящему сесть, не нужно его усаживать, необходимо направить его руку на спинку стула или подлокотник. Во время проведения занятий следует назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих, вновь пришедших в помещение.
В Ялуторовском филиале ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж» с 2017-2018 учебного года идет обучение студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья по зрению.
На данный момент – это одна группа из 15 человек. Специальность 34.02.02. Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению). Срок обучения: 2 года 10 месяцев. Уровень образования, необходимый для приема на обучение: среднее общее образование. Получаемая квалификация: медицинская сестра/брат по массажу.
Область профессиональной деятельности выпускников: оказание населению квалифицированных медицинских услуг, используя различные виды и техники массажа и лечебную физическую культуру в профилактических, лечебных и реабилитационных целях в разные возрастные периоды жизни. Специальность нужная и востребованная в любых оздоровительных заведениях и больницах.
При составлении программы обучения и учебных планов мы руководствуемся ФГОС по специальности «Медицинский массаж» для людей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Наряду с массажем студенты осваивают общемедицинские и клинические предметы, а также основы философии, историю, иностранный язык, психологию общения с больными, физическое воспитание.
Обучение людей с нарушением зрения имеет свою специфику. Поскольку специальных учебников не существует, то на теоретических занятиях основное внимание уделяется объяснению материала преподавателем, обсуждением его и фиксацией студентами, студенты записывают лекции на диктофон, т.к. они потеряли зрение уже в зрелом возрасте и методикой Брайля пока не владеют. Надо сказать, что сейчас все больше студенты применяют технические средства: диктофоны, ноутбуки. В колледже существует фонотека лекций по анатомии, массажу, хирургии, педиатрии на электронных носителях.
На практических занятиях по анатомии используются фантомы, объемные муляжи, выпуклые планшеты, что позволяет незрячим студентам «видеть» руками.
Приемы массажа студенты сначала отрабатывают друг на друге в кабинетах колледжа, оснащенных массажными столами. Учебно-производственная практика проводится в кабинете массажа ГБУЗ ТО «Областная больница № 23» г. Ялуторовск, в санаториях-профилакториях г. Ялуторовска, поликлиниках г. Тюмени. Сначала студенты выполняют сеансы общеукрепляющего массажа, затем работают с пациентами, имеющими различные заболевания. Контроль работы осуществляется преподавателями колледжа и непосредственными руководителями – массажистами (специалистами по медицинскому массажу). Студенты овладевают различными методиками массажа, у них появляется профессиональный интерес и возникает желание поделиться своим пусть небольшим опытом. Хочется отметить, что в процессе обучения инвалиды по зрению в своем большинстве проявляют высокую работоспособность, любознательность, целеустремленность. Немного о результатах и успехах обучения:
26 апреля 2018 г. в г. Омск прошел Всероссийский профессиональный конкурс «Битва массажистов». Участие в данном конкурсе принял студент 115 группы нашего колледжа Исхаков Данис. Участники конкурса демонстрировали свои умения в техниках как классического так и нетрадиционного массажа. На конкурсе были представлены разнообразные варианты баночного массажа, тайского массажа, миофасциального массажа, а также уникальная техника «массажа топором». По решению жюри наш студент был удостоен 2 места в номинации нетрадиционный массаж.
25-26 апреля 2018 г. в г. Тюмени прошел пятый международный фестиваль специалистов индустрии красоты и здоровья Wellness Beuty Fest. Участие в данном конкурсе приняли студенты 115 группы нашего колледжа Маракулин Александр и Бабаев Рустам. Участники фестиваля состязались в мастерстве массажа не только как медицинской процедуры, но эстетического искусства. По решению жюри Бабаев Рустам получил 3 место в номинации «Добрые руки». Александр Маракулин занял в этой же номинации 1 место.
16 октября 2018 г. завершился III Региональный чемпионат по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс». Представители Ялуторовского филиала ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж», студенты 215 группы, стали одними из самых талантливых и успешных конкурсантов.
В 2018 году чемпионат «Абилимпикс» собрал на территории Технопарка в Тюмени более ста человек, готовых побороться за звание лучших в своем деле. Показать свое мастерство и высокий уровень профессиональных знаний на чемпионате смогли и обучающиеся по направлению «Медицинский массаж». Итог конкурса: Первое место (компетенция «Психология») – Рустам Бабаев. Первое место (компетенция «Массажист», номинация «Специалист») – Александр Маракулин. Второе место (компетенция «Массажист», номинация «Специалист») – Данис Исхаков. Первое место (компетенция «Массажист», номинация «Студент») – Дмитрий Селин. Второе место (компетенция «Массажист», номинация «Студент») – Станислав Проценко. Третье место (компетенция «Массажист», номинация «Студент») – Ирина Наговицина.
Победители приняли участие в национальном этапе, представляя Тюменскую область в г. Москве, который прошел с 20 по 23 ноября 2018 г. на территории ВДНХ.
В IV национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» Рустам Бабаев занял второе место в компетенции «Психология». В компетенции «Массажист», номинации «Студент» Дмитрий Селин, Александр Маракулин получили сертификат участника чемпионата.
Таким образом, результаты обучения студентов, имеющих ограниченные возможности по зрению, положительные. Организация процесса обучения позволяет студентам с особыми образовательными потребностями получить полноценное среднее профессиональное образование, выработать для себя стратегию успешной социально-психологической адаптации и сформировать готовность к дальнейшей профессиональной деятельности.
Литература
1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М.: Владос, 2000. - 240 с.
2. Денискина В. З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями / В. З. Денискина // Дефектология, 2012. - № 5. - С. 3-12.
3. Литвак А. Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Дефектология. М.: Просвещение, 1985. – 240 с.
4. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.base.garant.ru/ 2565085/ (дата обращения: 21.11.2018).
5. Конюхова Е. Ю. Самостоятельная работа незрячих студентов с учебной информацией: проблемы и рекомендации по их решению / Е. Ю. Конюхова // Педагогическое образование в России. - 2016.- № 8. С. 42-46.