Психолого-педагогические методы работы с проблемным, поведением детей в замещающих семьях
(дети с ОВЗ, дети с девиантным поведением)
Шишкина Надежда Григорьевна, педагог-психолог КГБУ «Топчихинский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
«Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна
без определенного специального образования родителей.
Вся работа учреждения должна быть направлена на то,
чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными
участниками воспитания и обучения своих детей»
А.Р. Маллер.
Основные функции, нарушенные в семье, имеющей ребенка с проблемным поведением
- осуществление связи между поколениями, сохранение и передача детям ценностей и традиций семьи;
- удовлетворение потребности в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, тепле и любви;
- создание условий для развития личности всех членов семьи;
- удовлетворение потребности в общении с близкими людьми;
- удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;
- охрана здоровья
ПРИЧИНА: отношения внутри семьи, а также контакты с окружающим социумом искажаются.
Многие родители в сложившейся ситуации
оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как
внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
Виды отклоняющегося поведения приемного ребенка:
- Агрессивность
- Воровство
- Побеги из дома
1.
Методы работы с замещающей семье, имеющей ребенка с отклонениями в поведении:
- Изучение анамнеза (история жизни ребенка, история рождения ребенка, история принятия ребенка в семью, особенности адаптации в приемной семье)
- Диагностика(акцентуации характера ребенка, анализ семейных отношений)
- Для восстановления эмоциональных нарушений проводится тренинг ассертивности
- Активный тренинг формирования конструктивных жизненных навыков
- альтернативные варианты активности, как интересные путешествия, испытание себя и собственных возможностей через горные походы, рискованные виды спорта, личностно значимое общение, прививание чувства любви, развитие творческого потенциала.
Метод, используемый психологом, определяется:
-проблемой подростка;
-особенностями личности;
-состоянием взаимоотношений в семье подростка;
-уровнем социальной адаптации;
-возможностями самого специалиста.
Советы родителям по профилактике нестандартного поведения
В практике семейного воспитания приоритетными задачами считаются воспитание у ребенка устойчивых интересов в раннем возрасте, развитие способности ощущать любовь, формирование у него навыка себя занимать чем-нибудь и трудиться. Родители должны осознавать, что именно они способствуют формированию у ребенка своих собственных потребностей при помощи активного вовлечения ее в различные формы личностных активностей – спорт, искусство, познание. Они также могут применить активизацию личностных ресурсов ребенка. Сделать это можно, приобщив ребенка к активным занятиям спортом, стимулируя развитие его творческого потенциала, занимаясь арт-терапией. Все эти способы помогут активизировать скрытые личностные ресурсы ребенка, помогающие обеспечить необходимую активность личности, укрепить ее здоровье, воспитать стойкость к внешнему пагубному воздействию.
Психологические портреты родителей, воспитывающих детей с особенностями в поведении.
- Авторитарный тип
- Невротичный тип
тренингов, различных образовательных программ, узкого психологического консультирования, кризисной помощи
«Психолого-педагогическая и социальная помощь и поддержка
семьи, имеющей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями
здоровья, ребенка-инвалида». – Мурманск 2016 г.
Методические рекомендации раскрываютЧурило Н.А., начальник отдела-руководитель службы раннего
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Ляш А.И., педагог-психолог
Миридонова Е.И., учитель-логопед
Коробкина Л.А., учитель-дефектолог
Изотова Н.Н., заместитель начальника отдела аналитической работы и
автоматизации ГОКУ «Центр социальной поддержки населения г.
Мурманска»