Психолого-педагогические подходы формирования у подростков безопасного информационного поведения
Подростковый возраст является решающим периодом для развития информационного поведения человека. На этом этапе молодые люди с большей вероятностью будут подвержены потенциальным рискам Интернета, таким как киберзапугивание, азартные игры в Интернете и т. Д. Для обеспечения того, чтобы подростки принимали обоснованные решения и придерживались здоровых привычек при использовании Интернета, важно разработать стратегии формирования безопасного информационного поведения.
Психологические и педагогические подходы обеспечивают комплексный подход к решению этой проблемы.
Во-первых, необходимо способствовать пониманию принципов безопасного поведения в Интернете среди подростков. Этого можно достичь с помощью образовательных программ, семинаров. Кроме того, важно разработать методы обучения социальным навыкам, таким как те, которые связаны с самоконтролем, решением проблем и принятием решений.
Во-вторых, психологические методы могут помочь выявить и устранить психологические причины небезопасного информационного поведения. Это включает в себя развитие понимания мотивации, потребностей и ожиданий человека. Кроме того, психологические подходы также могут быть использованы для выявления и устранения любых потенциальных трудностей в развитии безопасного информационного поведения.
Наконец, педагогические подходы могут быть использованы для развития понимания потенциальных рисков Интернета и содействия разработке эффективных стратегий их предотвращения. Это включает в себя обучение подростков принципам безопасного поведения в Интернете, таким как необходимость настройки параметров конфиденциальности, важность отказа от обмена личной информацией и опасности онлайн-хищников. Кроме того, важно поощрять развитие критического мышления и способности выявлять и оценивать онлайн-источники.
Безопасность подростков является серьезной проблемой для родителей, учителей и общества в целом. С быстрым распространением Интернета возрастает потребность в безопасном информационном поведении и ответственности в цифровом мире. Чтобы понять формирование безопасного информационного поведения у подростков, были изучены различные теоретические подходы.
Наиболее широко используемым теоретическим подходом является теория мотивации защиты (PMT), автором которой является Р.У. Роджерс. PMT предполагает, что люди будут придерживаться более безопасного поведения, если они почувствуют угрозу и будут мотивированы повысить свою безопасность. Утверждается, что формирование безопасного поведения зависит от четырех основных факторов: воспринимаемой серьезности угрозы, воспринимаемой уязвимости перед угрозой, воспринимаемой эффективности рекомендуемых мер безопасности и воспринимаемой самоэффективности при применении мер безопасности. [35]
Социальная когнитивная теория (SCT) – еще один широко используемый подход основоположником которой является Альберт Бандура. SCT предполагает, что люди учатся поведению, наблюдая, подражая и усваивая поведение других. В нем утверждается, что люди учатся безопасному информационному поведению, наблюдая и имитируя соответствующее поведение в цифровом мире. [34]
Айзек Эйзен выделил теорию планируемого поведения (TPB) которая также применяется для формирования безопасного информационного поведения. Эта теория предполагает, что поведение определяется тремя основными факторами: отношением к рассматриваемому поведению, субъективными нормами, связанными с поведением, и воспринимаемым поведенческим контролем. Эта теория утверждает, что люди с большей вероятностью будут придерживаться безопасного информационного поведения, если они считают, что контролируют свои действия, и если на них влияют социальные нормы, которые заставляют их действовать безопасно. [6]
Наконец, подход к медиаграмотности предполагает, что навыки медиаграмотности могут помочь людям идентифицировать и критически оценивать онлайн-контент, а также могут помочь им сделать осознанный выбор в отношении своей безопасности. [5]. Эта теория утверждает, что медиаграмотность может способствовать позитивному информационному поведению, в том числе безопасному информационному поведению.
Так же хотелось бы отметить, что информация недостаточно осмыслена на публицистическом уровне и массово не представлена на доступных для подростков информационных каналах. Поэтому можно сделать вывод, что просветительская работа по предупреждению информационной опасности в интернет-пространстве ведётся недостаточно, в результате чего мы имеем низкие показатели уровня информационной культуры детей-подростков. Важность формирования информационной культуры подростков вполне осознана, о чем свидетельствуют возросшее число исследований специалистов по информатике, культурологов, социологов, философов и иных специалистов.
А. И. Гордин, в своих научных исследованиях по вопросам информационной безопасности отмечает, что в контексте информационной культуры целесообразно выделение двух основных аспектов — социокультурного и технико-технологического [16 ].
Так, например, в социокультурном аспекте информационной культуры которая включает в себя реальные механизмы и совокупность принципов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. Информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации и построения новой информационной картины мира и определяет уровень информационного общения. Если же рассматривать информационную культуру в технико-технологическом смысле, то она предполагает механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации, а так же использование оптимальных способов обращения с различными потоками информации и представление их для разрешения теоретических и практических задач. Информационная культура представлена как показатель профессиональной культуры и выполняет прикладные функции, обеспечивающие жизнедеятельность общества. Данные аспекты строго выполняют каждый свои важные функции, но существовать автономно они не могут. Два этих аспекта глубоко интегрированы и взаимно обусловлены в жизни каждого человека. Владения техническими средствами связи невозможно осуществлять большинство видов профессиональной деятельности, а также возникают проблемы в межличностном общении [16].
Информационная безопасность это состояние защищенности человека от воздействия информации, вызывающей деструктивные социально-психологические процессы, в виде различных видов информационного насилия (перегрузка, зависимость, агрессия и др.), которые нарушают его социализацию, негативно влияют на психофизическое состояние и способны вызвать ценностную, поведенческую инверсию, провоцирующую его деперсонализацию и превращение в механический придаток к современным информационнотехническим средствам: (смартфонам, смарт телевизорам, компьютерам, различным печатным и электронным СМИ. (А. Гордин). В социально-психологическом контексте информационная безопасность связывается с разнообразными информационными воздействиями на психику человека, поэтому в данном случае рассматриваются опасности, связанные с воздействием на психику отдельного человека, и соответствующие механизмы защиты от такого воздействия. Детей-подростков в контексте информационной культуры предполагает защиту личности каждого ребенка от негативного воздействия информации на его нравственное развитие, психическое и духовное здоровье и создание условий для социализации ребенка в обществе, формирования у него позитивного мировосприятия, сохранения его здоровья и благополучия. Для того, чтобы обеспечить информационную безопасность обучающихся в образовательном учреждении, необходимо осуществить совместную деятельность руководства данного учреждения, педагогического коллектива и родителей, обучающихся по снижению риска причинения недостоверной, агрессивно окрашенной информацией вреда физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и (или) развитию детей. Целесообразно обозначить необходимость повышения степени вовлеченности родителей в обеспечение информационной безопасности детей в сети Интернет. Чтобы действовать эффективно, родители должны быть обеспечены информацией по профилактике воздействия информационных угроз на здоровье и развитие их ребенка.
В частности, они должны быть знакомы и соблюдать основные правила информационной гигиены и обучать этим правилам своих детей.
Существуют, как минимум, два основных аспекта при определении содержания понятия «информационная гигиена»: медицинский и социально-психологический.
Авторы медицинского подхода (Бухтияров И.В., Денисов Э.И., Еремин А.Л.) утверждают, что информационная гигиена – раздел медицинской науки, изучающий закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека, его работоспособность, продолжительность жизни, общественное здоровье социума, разрабатывающий нормативы и мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды и оптимизации интеллектуальной деятельности. [23] Информационная гигиена относится к набору практик и правил, которые помогают людям эффективно и безопасно управлять информацией в цифровом мире. Она включает в себя осознанное использование информационных технологий, защиту личных данных, оценку достоверности и надежности информации, а также умение поддерживать эмоциональное и психологическое благополучие при работе с онлайн-ресурсами.
В Интернете широко распространены следующие общие рекомендации для соблюдения информационной гигиены:
Проверьте достоверность информации:
Перед тем, как поверить или поделиться какой-либо информацией, удостоверьтесь в ее источнике и достоверности.
Проверяйте факты, сравнивайте информацию из разных источников и будьте критически насторожены перед распространением непроверенной информации.
2. Защищайте свои личные данные:
Соблюдайте меры безопасности при работе с личной информацией. Используйте надежные пароли, ограничьте доступ к своим учетным записям, не передавайте конфиденциальные данные третьим лицам и не разглашайте их в общедоступных местах.
3. Будьте бдительны в социальных сетях:
Соблюдайте основные правила безопасности при использовании социальных сетей.
Будьте внимательны при публикации личной информации, контролируйте параметры конфиденциальности, избегайте подключения к ненадежным Wi-Fi и ограничьте общение с незнакомыми людьми.
4. Управляйте своим временем онлайн:
Ограничьте время, проводимое в интернете, и установите рамки для себя.
Будьте внимательны к знакам интернет-зависимости и постоянно контролируйте свои эмоции и психическое состояние при работе с онлайн-ресурсами.
5. Обучайтесь и повышайте свою киберграмотность:
Следите за новостями в области информационной безопасности, участвуйте в тренингах и семинарах по кибергигиене. Повышение своей киберграмотности поможет улучшить вашу защиту от потенциальных угроз и рисков в сети.
6. Соблюдайте этические нормы:
Будьте вежливы, уважительны и этичны во всех своих онлайн-взаимодействиях.
Избегайте ненужных споров, конфликтов и размещения оскорбительного или неуместного контента. Помните, что ваши действия в сети могут иметь последствия для вас и других людей.
По мнению авторов, соблюдение этих правил информационной гигиены поможет эффективно управлять информацией и обеспечить безопасность в онлайн-среде.
Авторы социально-психологического подхода (А.И.Гордин, О.В.Гордина и др.) считают, что информационная гигиена – это соблюдение правил информационной безопасности (нравственно-духовной чистоплотности), во время потребления информационного продукта любой формы, содержания, а также культура реабилитации (очищения) сознания, после случайного (непреднамеренного) или неизбежно сознательного в силу каких-то сложившихся независимых от человека обстоятельств, потребления нечистоплотной (грязной) информации. [17]
В этом случае предполагается, что информационная гигиена включает в себя следующие правила:
Правило дозированного употребления информации или информационного чревоугодия. Информацию необходимо потреблять понемногу, желательно в одно и то же время и не перед сном. Человеку необходимо следить за тем, чтобы его сознание не было перегружено информацией (голова – это не мусорный ящик!), потому что тогда не только сложно становится её воспринимать, но и наносится большой психофизический урон всему организму человека.
Правило избранности информационного продукта. Потреблять информационный продукт не хаотично, а осознанно в нужное время для достижения определённых целей (избранно), не позволяя возникновению в сознании смысловой сумятицы (правило избранности информационного продукта). В противном случае у человека возникает повышенная тревожность и желание всё контролировать, а для этого получать ещё большие информации.
Правила осторожного употребления информации. Проявлять осторожность во время потребления информации, не доверяя её красочной упаковке», отключаясь от источника, её транслирующего всякий раз, когда возникают сомнения в качестве содержания. Увидев интересную на первый взгляд статью или видео, обычно имеющие броский заголовок, не пытайтесь просмотреть их сразу же. Добавьте их в закладки, а потом посмотрите их все за один подход. Вы удивитесь, но многое из того, что казалось вам таким интересным и важным, через пару дней не вызовет никаких эмоций.
Правило информационной реабилитации и дезинфекции сознания. После непреднамеренного или навязанного извне потребления информации низкого качества, немедленно не откладывая на потом, производить «дезинфекцию сознания» любыми имеющими «под рукой» в данный момент средствами: - с помощью иронии, юмора и шутки, - обращение к позитивной информации, - обращение к образцам высококачественной информации в виде классической литературы или высокохудожественных образцов искусства, - простое созерцание приятных для глаза и души явлениям растительной природы, животного мира, близких людей – детей, внуков, родителей [17]
Такой подход к определению информационной гигиены предполагает активизацию критического мышления человека с целью самостоятельно противостоянию грязной информации и применение методов само реабилитации сознания в случае поражения ею сознания человека.
Необходимо отметить, что с каждым годом негативные последствия посещения сети Интернет детьми-подростками уменьшаются за счет блокировки и недопущения детей до нежелательного и запрещенного контента посредством увеличения количества пользователей услуг «Родительского контроля» и расширения антивирусных программ.
Безусловно, защита подрастающего поколения должна осуществляться комплексно. В первую очередь мероприятия по информационной безопасности детей должны проводить родители, но важнейшую роль в сохранении информационной безопасности детей также играют педагоги. Совместно с родителями они должны разработать мероприятия, направленные на защиту подрастающего поколения. Важна именно совместная работа, в противном случае все усилия родителей могут оказаться напрасными.
Именно они должны, в рамках своих профессиональных компетенций знать правила информационной самообороны, которые некоторыми исследователями именуются правилами социальной информационной вакцинации (М. Барбашин Технологии информационного воздействия и социальной вакцинации), и наряду с правилами информационной гигиены прививать учащимся в процессе основных и дополнительных занятий давать знания и формировать навыки и умения экологически грамотно искать в Интернете, интерпретировать, формировать и транслировать информацию.
М. Барабашин в своей работе выделяет два этапа социальной вакцинации:
А) повышение психологической сопротивляемости индивида к восприятию нежелательной информации. Необходимо запустить процесс убеждения в обратном направлении, а именно сделать людей менее податливыми для чужого влияния. «Главное, что для этого нужно, – это встроить в соответствующую систему установок все те атрибуты удивительной способности к сопротивлению и жизнестойкости установок».
Б) изменение психологической установки на восприятие информации. Необходимо выработать у человека способность самостоятельно противостоять информационной агрессии. В этом вопросе М Барабашин утверждал, что «У каждого человека есть своя система ценностей, т. Е. неизменный набор мнений о том, какие виды поведения и какой стиль жизни являются предпочтительными или хорошими. Установки, сильно связанные с ценностями, особенно трудно поддаются изменению. Люди обычно особо непоколебимы в тех вопросах, которые касаются их лично, т. Е. затрагивают те области, где их чувство личной идентичности, привычный образ жизни или ощущение социальной среды тесно соприкасается с их позицией по данному вопросу. Люди с повышенным самосознанием более склонны придерживаться своих установок. Люди с последовательными установками уверены в своих взглядах и имеют чёткое представление о себе, поэтому им не надо выводить свои установки из имеющейся информации о своём поведении. Принятие определённой позиции, особенно в присутствии других людей, также сильно повышает их сопротивляемость. Это особенно верно в тех случаях, когда вербальные и поведенческие обязательства для индивидуума связаны с его личностными ценностями»[17].
Так же по мнению М. Барабашина, изменить психологическую установку на восприятие информации у человека можно с помощью следующего алгоритма.
А) Изменение установки с помощью контраргументов (логика). Поиск контраргументов основан, с одной стороны, на некоторой уже имеющейся сумме знаний об информации, с другой стороны, на умении человека логично мыслить, то есть находить причинно-следственные связи между тем, кто сформировал информацию, кто её транслирует, кому она адресована и какую она выполняет смысловую нагрузку. Другими словами, контраргументы должны базироваться на поиске логически обоснованных причинно-следственных связей, а не быть просто «возражением против чего либо, ради самого возражения» [17]
Б) Изменение установки с помощью формирования новых знаний (новая информация, информативность). «Знания также способствуют тому, чтобы установка была чёткой и сильной. Такая установка всегда находится под рукой, поэтому маловероятно, что человека удастся склонить к самоатрибуциям на основе поступков, совершённых под воздействием ситуационного влияния. Обладая знаниями, проще выдвигать контраргументы. Образование должно включать в себя знакомство с самыми разнообразными идеями и идеологиями, чтобы люди могли отстаивать свои взгляды. Если их не знакомят с другими взглядами на мир, то им будет трудно защищать свои взгляды от нападок красноречивых сторонников различных идеологий» [17]
В) Изменение установки с помощью убеждения(мотивация). «Попытки убедить нас в чём-либо иногда являются безнравственными, а иногда оказывают положительное воздействие, иногда эффективны, а иногда совершенно бесполезны. Сами по себе они не хороши и не плохи, они нейтральны, они не несут в себе ценностной нагрузки. Однако то обстоятельство, что можно злоупотреблять силой убеждения, вовсе не означает, что убеждению самому по себе присуща некая хроническая порочность. Атомная энергия позволяет нам, как освещать дома, так и разрушать города. Топором можно рубить лес, а можно головы. Равным образом сила убеждения позволяет нам просвещать или обманывать. Необходимо учитывать, что процесс убеждения включает в себя шесть этапов: предъявления сообщения адресату; обращение внимания на сообщение; понимание информации; принятие вывода, диктуемого сообщением; закрепление новой установки; перевод установки в поведение» [17]
Для реализации основных этапов информационной безопасности, можно выделить основные методы информационной вакцинации. Вот некоторые из методов представленные в учебно-методическом пособии А.И. Гордин и О.В. Гординой «Практикум формирования информационного поведения»:
Не признание поражения (преждевременной признание)
Изучение методов информационного вторжения в сознание.
3.Противостояние фоновому слушанию.
Избегание слепого отрицания.
Умение демонтировать реконструировать информацию.
6.Сокращение контактов с источниками нежелательной информации.
7.Блокирование (отключение) неприемлемой информации.
8.Снятие надуманной трагичности, напыщенности или дутой важности некоторых информационных сообщений.
9. Поиск причинно-следственных связей в транслируемой информации.
10.Перебивка стереотипов на основе привлечения более актуальной информации (создание информационных бомб для собственного сознания).
11.Разоблачение бездоказательных утверждений (канализирование).
12.Поиск противоречий в информационных сообщениях (противопоставление).
13.Прерывание непосредственного контакта с источником информации, т.е. с человеком (уход от захвата).
14. Прерывание манипулятора вопросами, которые резко нарушают его сценарий (разрушение программы).
15. Отказ от навязываемой оценки информации «сходу», то есть здесь и сейчас немедленно (изменение темпа подачи информации).
16. Обнаружение «контрабанды» (ложной информации) путём изъятия информации из «шумного» информационного потока («утро вечера мудренее», отсеивание шума или фильтрация путём отстаивания информации в сознании).
17. Непредсказуемая реакция для манипулятора на получаемую информацию (разновидность ухода от захвата).
Данные методы-установки могут помочь человеку в условиях непрерывно ведущихся информационных войн, в контексте которых активизируются информационные террористы и мошенники, собственными силами организовать оборону своего сознания и, возможно, сознание ближайшего своего рефренного окружения от разных видов информационного насилия, которое может деструктивно воздействовать на его психофизическое состояние, изменять ценностное самоопределение и нормы поведения [17]
Отмечая важность вышесказанных проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности в сети Интернет, хотелось бы сказать, что в сфере регулирования деятельности в Интернете в целом имеется качественная правовая база. Тем не менее, многие проблемы информационной безопасности возникают из-за недостаточной эффективности использования уже существующих правовых документов.
Для обеспечения информационной безопасности подростков необходима постоянная системная работа и координация всех уровней власти, правоохранительных органов, образовательного сообщества, объединений родителей и юношеских организаций. Психолого-педагогические подходы формирования у подростков безопасного информационного поведения
Подростковый возраст является решающим периодом для развития информационного поведения человека. На этом этапе молодые люди с большей вероятностью будут подвержены потенциальным рискам Интернета, таким как киберзапугивание, азартные игры в Интернете и т. Д. Для обеспечения того, чтобы подростки принимали обоснованные решения и придерживались здоровых привычек при использовании Интернета, важно разработать стратегии формирования безопасного информационного поведения.
Психологические и педагогические подходы обеспечивают комплексный подход к решению этой проблемы.
Во-первых, необходимо способствовать пониманию принципов безопасного поведения в Интернете среди подростков. Этого можно достичь с помощью образовательных программ, семинаров. Кроме того, важно разработать методы обучения социальным навыкам, таким как те, которые связаны с самоконтролем, решением проблем и принятием решений.
Во-вторых, психологические методы могут помочь выявить и устранить психологические причины небезопасного информационного поведения. Это включает в себя развитие понимания мотивации, потребностей и ожиданий человека. Кроме того, психологические подходы также могут быть использованы для выявления и устранения любых потенциальных трудностей в развитии безопасного информационного поведения.
Наконец, педагогические подходы могут быть использованы для развития понимания потенциальных рисков Интернета и содействия разработке эффективных стратегий их предотвращения. Это включает в себя обучение подростков принципам безопасного поведения в Интернете, таким как необходимость настройки параметров конфиденциальности, важность отказа от обмена личной информацией и опасности онлайн-хищников. Кроме того, важно поощрять развитие критического мышления и способности выявлять и оценивать онлайн-источники.
Безопасность подростков является серьезной проблемой для родителей, учителей и общества в целом. С быстрым распространением Интернета возрастает потребность в безопасном информационном поведении и ответственности в цифровом мире. Чтобы понять формирование безопасного информационного поведения у подростков, были изучены различные теоретические подходы.
Наиболее широко используемым теоретическим подходом является теория мотивации защиты (PMT), автором которой является Р.У. Роджерс. PMT предполагает, что люди будут придерживаться более безопасного поведения, если они почувствуют угрозу и будут мотивированы повысить свою безопасность. Утверждается, что формирование безопасного поведения зависит от четырех основных факторов: воспринимаемой серьезности угрозы, воспринимаемой уязвимости перед угрозой, воспринимаемой эффективности рекомендуемых мер безопасности и воспринимаемой самоэффективности при применении мер безопасности. [35]
Социальная когнитивная теория (SCT) - еще один широко используемый подход основоположником которой является Альберт Бандура. SCT предполагает, что люди учатся поведению, наблюдая, подражая и усваивая поведение других. В нем утверждается, что люди учатся безопасному информационному поведению, наблюдая и имитируя соответствующее поведение в цифровом мире. [34]
Айзек Эйзен выделил теорию планируемого поведения (TPB) которая также применяется для формирования безопасного информационного поведения. Эта теория предполагает, что поведение определяется тремя основными факторами: отношением к рассматриваемому поведению, субъективными нормами, связанными с поведением, и воспринимаемым поведенческим контролем. Эта теория утверждает, что люди с большей вероятностью будут придерживаться безопасного информационного поведения, если они считают, что контролируют свои действия, и если на них влияют социальные нормы, которые заставляют их действовать безопасно. [6]
Наконец, подход к медиаграмотности предполагает, что навыки медиаграмотности могут помочь людям идентифицировать и критически оценивать онлайн-контент, а также могут помочь им сделать осознанный выбор в отношении своей безопасности. [5]. Эта теория утверждает, что медиаграмотность может способствовать позитивному информационному поведению, в том числе безопасному информационному поведению.
Так же хотелось бы отметить, что информация недостаточно осмыслена на публицистическом уровне и массово не представлена на доступных для подростков информационных каналах. Поэтому можно сделать вывод, что просветительская работа по предупреждению информационной опасности в интернет-пространстве ведётся недостаточно, в результате чего мы имеем низкие показатели уровня информационной культуры детей-подростков. Важность формирования информационной культуры подростков вполне осознана, о чем свидетельствуют возросшее число исследований специалистов по информатике, культурологов, социологов, философов и иных специалистов.
А. И. Гордин, в своих научных исследованиях по вопросам информационной безопасности отмечает, что в контексте информационной культуры целесообразно выделение двух основных аспектов — социокультурного и технико-технологического [16 ].
Так, например, в социокультурном аспекте информационной культуры которая включает в себя реальные механизмы и совокупность принципов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. Информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации и построения новой информационной картины мира и определяет уровень информационного общения. Если же рассматривать информационную культуру в технико-технологическом смысле, то она предполагает механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации, а так же использование оптимальных способов обращения с различными потоками информации и представление их для разрешения теоретических и практических задач. Информационная культура представлена как показатель профессиональной культуры и выполняет прикладные функции, обеспечивающие жизнедеятельность общества. Данные аспекты строго выполняют каждый свои важные функции, но существовать автономно они не могут. Два этих аспекта глубоко интегрированы и взаимно обусловлены в жизни каждого человека. Владения техническими средствами связи невозможно осуществлять большинство видов профессиональной деятельности, а также возникают проблемы в межличностном общении [16].
Информационная безопасность это состояние защищенности человека от воздействия информации, вызывающей деструктивные социально-психологические процессы, в виде различных видов информационного насилия (перегрузка, зависимость, агрессия и др.), которые нарушают его социализацию, негативно влияют на психофизическое состояние и способны вызвать ценностную, поведенческую инверсию, провоцирующую его деперсонализацию и превращение в механический придаток к современным информационнотехническим средствам: (смартфонам, смарт телевизорам, компьютерам, различным печатным и электронным СМИ. (А. Гордин). В социально-психологическом контексте информационная безопасность связывается с разнообразными информационными воздействиями на психику человека, поэтому в данном случае рассматриваются опасности, связанные с воздействием на психику отдельного человека, и соответствующие механизмы защиты от такого воздействия. детей-подростков в контексте информационной культуры предполагает защиту личности каждого ребенка от негативного воздействия информации на его нравственное развитие, психическое и духовное здоровье и создание условий для социализации ребенка в обществе, формирования у него позитивного мировосприятия, сохранения его здоровья и благополучия. Для того, чтобы обеспечить информационную безопасность обучающихся в образовательном учреждении, необходимо осуществить совместную деятельность руководства данного учреждения, педагогического коллектива и родителей, обучающихся по снижению риска причинения недостоверной, агрессивно окрашенной информацией вреда физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и (или) развитию детей. Целесообразно обозначить необходимость повышения степени вовлеченности родителей в обеспечение информационной безопасности детей в сети Интернет. Чтобы действовать эффективно, родители должны быть обеспечены информацией по профилактике воздействия информационных угроз на здоровье и развитие их ребенка.
В частности, они должны быть знакомы и соблюдать основные правила информационной гигиены и обучать этим правилам своих детей.
Существуют, как минимум, два основных аспекта при определении содержания понятия «информационная гигиена»: медицинский и социально-психологический.
Авторы медицинского подхода (Бухтияров И.В., Денисов Э.И., Еремин А.Л.) утверждают, что информационная гигиена – раздел медицинской науки, изучающий закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека, его работоспособность, продолжительность жизни, общественное здоровье социума, разрабатывающий нормативы и мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды и оптимизации интеллектуальной деятельности. [23] Информационная гигиена относится к набору практик и правил, которые помогают людям эффективно и безопасно управлять информацией в цифровом мире. Она включает в себя осознанное использование информационных технологий, защиту личных данных, оценку достоверности и надежности информации, а также умение поддерживать эмоциональное и психологическое благополучие при работе с онлайн-ресурсами.
В Интернете широко распространены следующие общие рекомендации для соблюдения информационной гигиены:
Проверьте достоверность информации:
Перед тем, как поверить или поделиться какой-либо информацией, удостоверьтесь в ее источнике и достоверности.
Проверяйте факты, сравнивайте информацию из разных источников и будьте критически насторожены перед распространением непроверенной информации.
2. Защищайте свои личные данные:
Соблюдайте меры безопасности при работе с личной информацией. Используйте надежные пароли, ограничьте доступ к своим учетным записям, не передавайте конфиденциальные данные третьим лицам и не разглашайте их в общедоступных местах.
3. Будьте бдительны в социальных сетях:
Соблюдайте основные правила безопасности при использовании социальных сетей.
Будьте внимательны при публикации личной информации, контролируйте параметры конфиденциальности, избегайте подключения к ненадежным Wi-Fi и ограничьте общение с незнакомыми людьми.
Управляйте своим временем онлайн:
Ограничьте время, проводимое в интернете, и установите рамки для себя.
Будьте внимательны к знакам интернет-зависимости и постоянно контролируйте свои эмоции и психическое состояние при работе с онлайн-ресурсами.
Обучайтесь и повышайте свою киберграмотность:
Следите за новостями в области информационной безопасности, участвуйте в тренингах и семинарах по кибергигиене. Повышение своей киберграмотности поможет улучшить вашу защиту от потенциальных угроз и рисков в сети.
Соблюдайте этические нормы:
Будьте вежливы, уважительны и этичны во всех своих онлайн-взаимодействиях.
Избегайте ненужных споров, конфликтов и размещения оскорбительного или неуместного контента. Помните, что ваши действия в сети могут иметь последствия для вас и других людей.
По мнению авторов, соблюдение этих правил информационной гигиены поможет эффективно управлять информацией и обеспечить безопасность в онлайн-среде.
Авторы социально-психологического подхода (А.И.Гордин, О.В.Гордина и др.) считают, что информационная гигиена – это соблюдение правил информационной безопасности (нравственно-духовной чистоплотности), во время потребления информационного продукта любой формы, содержания, а также культура реабилитации (очищения) сознания, после случайного (непреднамеренного) или неизбежно сознательного в силу каких-то сложившихся независимых от человека обстоятельств, потребления нечистоплотной (грязной) информации. [17]
В этом случае предполагается, что информационная гигиена включает в себя следующие правила:
Правило дозированного употребления информации или информационного чревоугодия. Информацию необходимо потреблять понемногу, желательно в одно и то же время и не перед сном. Человеку необходимо следить за тем, чтобы его сознание не было перегружено информацией (голова – это не мусорный ящик!), потому что тогда не только сложно становится её воспринимать, но и наносится большой психофизический урон всему организму человека.
Правило избранности информационного продукта. Потреблять информационный продукт не хаотично, а осознанно в нужное время для достижения определённых целей (избранно), не позволяя возникновению в сознании смысловой сумятицы (правило избранности информационного продукта). В противном случае у человека возникает повышенная тревожность и желание всё контролировать, а для этого получать ещё большие информации.
Правила осторожного употребления информации. Проявлять осторожность во время потребления информации, не доверяя её красочной упаковке», отключаясь от источника, её транслирующего всякий раз, когда возникают сомнения в качестве содержания. Увидев интересную на первый взгляд статью или видео, обычно имеющие броский заголовок, не пытайтесь просмотреть их сразу же. Добавьте их в закладки, а потом посмотрите их все за один подход. Вы удивитесь, но многое из того, что казалось вам таким интересным и важным, через пару дней не вызовет никаких эмоций.
Правило информационной реабилитации и дезинфекции сознания. После непреднамеренного или навязанного извне потребления информации низкого качества, немедленно не откладывая на потом, производить «дезинфекцию сознания» любыми имеющими «под рукой» в данный момент средствами: - с помощью иронии, юмора и шутки, - обращение к позитивной информации, - обращение к образцам высококачественной информации в виде классической литературы или высокохудожественных образцов искусства, - простое созерцание приятных для глаза и души явлениям растительной природы, животного мира, близких людей – детей, внуков, родителей [17]
Такой подход к определению информационной гигиены предполагает активизацию критического мышления человека с целью самостоятельно противостоянию грязной информации и применение методов само реабилитации сознания в случае поражения ею сознания человека.
Необходимо отметить, что с каждым годом негативные последствия посещения сети Интернет детьми-подростками уменьшаются за счет блокировки и недопущения детей до нежелательного и запрещенного контента посредством увеличения количества пользователей услуг «Родительского контроля» и расширения антивирусных программ.
Безусловно, защита подрастающего поколения должна осуществляться комплексно. В первую очередь мероприятия по информационной безопасности детей должны проводить родители, но важнейшую роль в сохранении информационной безопасности детей также играют педагоги. Совместно с родителями они должны разработать мероприятия, направленные на защиту подрастающего поколения. Важна именно совместная работа, в противном случае все усилия родителей могут оказаться напрасными.
Именно они должны, в рамках своих профессиональных компетенций знать правила информационной самообороны, которые некоторыми исследователями именуются правилами социальной информационной вакцинации (М. Барбашин Технологии информационного воздействия и социальной вакцинации), и наряду с правилами информационной гигиены прививать учащимся в процессе основных и дополнительных занятий давать знания и формировать навыки и умения экологически грамотно искать в Интернете, интерпретировать, формировать и транслировать информацию.
М. Барабашин в своей работе выделяет два этапа социальной вакцинации:
а) повышение психологической сопротивляемости индивида к восприятию нежелательной информации. Необходимо запустить процесс убеждения в обратном направлении, а именно сделать людей менее податливыми для чужого влияния. «Главное, что для этого нужно, – это встроить в соответствующую систему установок все те атрибуты удивительной способности к сопротивлению и жизнестойкости установок».
б) изменение психологической установки на восприятие информации. Необходимо выработать у человека способность самостоятельно противостоять информационной агрессии. В этом вопросе М Барабашин утверждал, что «У каждого человека есть своя система ценностей, т. е. неизменный набор мнений о том, какие виды поведения и какой стиль жизни являются предпочтительными или хорошими. Установки, сильно связанные с ценностями, особенно трудно поддаются изменению. Люди обычно особо непоколебимы в тех вопросах, которые касаются их лично, т. е. затрагивают те области, где их чувство личной идентичности, привычный образ жизни или ощущение социальной среды тесно соприкасается с их позицией по данному вопросу. Люди с повышенным самосознанием более склонны придерживаться своих установок. Люди с последовательными установками уверены в своих взглядах и имеют чёткое представление о себе, поэтому им не надо выводить свои установки из имеющейся информации о своём поведении. Принятие определённой позиции, особенно в присутствии других людей, также сильно повышает их сопротивляемость. Это особенно верно в тех случаях, когда вербальные и поведенческие обязательства для индивидуума связаны с его личностными ценностями»[17].
Так же по мнению М. Барабашина, изменить психологическую установку на восприятие информации у человека можно с помощью следующего алгоритма.
а) Изменение установки с помощью контраргументов (логика). Поиск контраргументов основан, с одной стороны, на некоторой уже имеющейся сумме знаний об информации, с другой стороны, на умении человека логично мыслить, то есть находить причинно-следственные связи между тем, кто сформировал информацию, кто её транслирует, кому она адресована и какую она выполняет смысловую нагрузку. Другими словами, контраргументы должны базироваться на поиске логически обоснованных причинно-следственных связей, а не быть просто «возражением против чего либо, ради самого возражения» [17]
б) Изменение установки с помощью формирования новых знаний (новая информация, информативность). «Знания также способствуют тому, чтобы установка была чёткой и сильной. Такая установка всегда находится под рукой, поэтому маловероятно, что человека удастся склонить к самоатрибуциям на основе поступков, совершённых под воздействием ситуационного влияния. Обладая знаниями, проще выдвигать контраргументы. Образование должно включать в себя знакомство с самыми разнообразными идеями и идеологиями, чтобы люди могли отстаивать свои взгляды. Если их не знакомят с другими взглядами на мир, то им будет трудно защищать свои взгляды от нападок красноречивых сторонников различных идеологий» [17]
в) Изменение установки с помощью убеждения(мотивация). «Попытки убедить нас в чём-либо иногда являются безнравственными, а иногда оказывают положительное воздействие, иногда эффективны, а иногда совершенно бесполезны. Сами по себе они не хороши и не плохи, они нейтральны, они не несут в себе ценностной нагрузки. Однако то обстоятельство, что можно злоупотреблять силой убеждения, вовсе не означает, что убеждению самому по себе присуща некая хроническая порочность. Атомная энергия позволяет нам, как освещать дома, так и разрушать города. Топором можно рубить лес, а можно головы. Равным образом сила убеждения позволяет нам просвещать или обманывать. Необходимо учитывать, что процесс убеждения включает в себя шесть этапов: предъявления сообщения адресату; обращение внимания на сообщение; понимание информации; принятие вывода, диктуемого сообщением; закрепление новой установки; перевод установки в поведение» [17]
Для реализации основных этапов информационной безопасности, можно выделить основные методы информационной вакцинации. Вот некоторые из методов представленные в учебно-методическом пособии А.И. Гордин и О.В. Гординой «Практикум формирования информационного поведения»:
Не признание поражения (преждевременной признание)
Изучение методов информационного вторжения в сознание.
3.Противостояние фоновому слушанию.
Избегание слепого отрицания.
Умение демонтировать реконструировать информацию.
6.Сокращение контактов с источниками нежелательной информации.
7.Блокирование (отключение) неприемлемой информации.
8.Снятие надуманной трагичности, напыщенности или дутой важности некоторых информационных сообщений.
Поиск причинно-следственных связей в транслируемой информации.
10.Перебивка стереотипов на основе привлечения более актуальной информации (создание информационных бомб для собственного сознания).
11.Разоблачение бездоказательных утверждений (канализирование).
12.Поиск противоречий в информационных сообщениях (противопоставление).
13.Прерывание непосредственного контакта с источником информации, т.е. с человеком (уход от захвата).
14. Прерывание манипулятора вопросами, которые резко нарушают его сценарий (разрушение программы).
15. Отказ от навязываемой оценки информации «сходу», то есть здесь и сейчас немедленно (изменение темпа подачи информации).
16. Обнаружение «контрабанды» (ложной информации) путём изъятия информации из «шумного» информационного потока («утро вечера мудренее», отсеивание шума или фильтрация путём отстаивания информации в сознании).
17. Непредсказуемая реакция для манипулятора на получаемую информацию (разновидность ухода от захвата).
Данные методы-установки могут помочь человеку в условиях непрерывно ведущихся информационных войн, в контексте которых активизируются информационные террористы и мошенники, собственными силами организовать оборону своего сознания и, возможно, сознание ближайшего своего рефренного окружения от разных видов информационного насилия, которое может деструктивно воздействовать на его психофизическое состояние, изменять ценностное самоопределение и нормы поведения [17]
Отмечая важность вышесказанных проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности в сети Интернет, хотелось бы сказать, что в сфере регулирования деятельности в Интернете в целом имеется качественная правовая база. Тем не менее, многие проблемы информационной безопасности возникают из-за недостаточной эффективности использования уже существующих правовых документов.
Для обеспечения информационной безопасности подростков необходима постоянная системная работа и координация всех уровней власти, правоохранительных органов, образовательного сообщества, объединений родителей и юношеских организаций.