Психолого-педагогические приемы развития речи в работе с детьми младшего школьного возраста испытывающими трудности в обучении.
В работе педагога возникают проблемы при обучении слабоуспевающих учеников, которые испытывают психологические трудности при усвоении учебного материала. При выявлении причин этих трудностей возможна эффективная работа по их преодолению, которая в конечном итоге приводит к повышению школьной успеваемости.
Необходимо учитывать, что в основе одной и той же трудности в учебной работе могут лежать различные психологические причины, а в основе разных трудностей может быть одна и та же психологическая причина.
В большинстве случаев традиционная работа, такая как дополнительные занятия с детьми, которые состоят в основном, в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала малоэффективна и часто не дает желаемый результат.
На занятиях детям нужно предлагать специальные задания, которые имеют диагностический характер, для выявления конкретных психологических причин низких результатов учебной деятельности. Эти же задания можно использовать для коррекции выявленных недостатков.
Для осуществления такой работы в помощь учителю мы предлагаем вспомнить приемы и способы диагностической и коррекционной работы, которые лежат в основе трудностей учебной деятельности. Это:
Педагогическая симптоматика | Психологические причины трудностей | Способы диагностики и коррекции, упражнения |
1. Замена согласных букв, близких по звучанию, пропуск гласных букв, неразличение звуков в слове | 1. Недоразвитие фонематического восприятия | 1. Различать заданный звук среди других речевых звуков *1 2. Осуществлять тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких-глухих, твердых-мягких *2 3. Различать слова близкие по звуковому составу, но различные по смыслу (крыща-крыса; день-тень; булка-белка). 4. Назвать слова, включающие сразу два оппозиционных звука («С» и «Ш» - сушка, «Ч» и «Ц» - чернильница). |
| 2. Слабая концентрация внимания | Работа психолого-логопедической службы. |
| 3. Недостаточность звукового анализа | 1. Последовательно выделять звуки, входящие в состав данного для анализа слова *9; 2. Называть звуки в слове, стоящие перед или после определенного звука *10; 3. Придумывать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определенный звук *11; 4. Сравнение слов *12. |
2. Пропуск букв, недописывание слов и предложений. | 1. Недостаточность звукобуквенного анализа. | 1. Определять кол-во звуков в словах *3 2. Преобразовывать слова, путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов *4 |
| 2. Неустойчивость внимания и сниженная работоспособность | 1. Работа психолого-логопедической службы. 2. Щадящий режим; снижение учебной нагрузки; организация «разгрузочного» дня |
3. Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова, слова из предложения, определение количества названных слов | Несформированность умения производить звукобуквенный анализ, выделять слово из речевого потока. | 1. Членить слышимую речь на отдельные слова и звуки *5; 2. Выделять звуки из слова в разбивку: - назвать третий звук в слове машина; - самостоятельное называние слов, где определенный звук стоял бы на определенном месте *6; - определение кол-ва гласных и согласных звуков в анализируемом слове *7; 3. «Склеенное слово», склеенное предложение *8. |
4. Ограниченный словарный запас | Недостаточное развитие процессов памяти | Работа психолого-логопедической службы. |
5. Трудности при дословном пересказе | Несформированность смысловой обработки текста | Работа психолого-логопедической службы. Примет: Запишите слова: лось ястреб белка лисица бык лошадь ворона волк кот гусь курица собака. Разделите их на две группы разными способами. |
Вывод.
В нашей совместной работе с логопедом и психологом, мы рассмотрели лишь некоторые специфические особенности детей и методы преодоления трудностей в освоении ими учебного материала.
В решении педагогического совета предлагаем рассмотреть вопрос об усилении сотрудничества психолога, логопеда, учителя и врача.
Примечания.
*1 Выделение звука [у] из звукового ряда. Хлопните в ладоши, если услышите звук [у]:
[о а у о и ы о]
*2 Записать первую букву слов: труба, дом.
*3 Показать картинку мак. Определите количество звуков в слове.
Произнести учителю слово гвоздь. Определите количество звуков в слове.
*4 Замените гласный звук в слове сок, чтобы получить новое слово.
Переставить буквы в первом слоге слова марки и назвать новое слово.
Придумать новые слова из трех звуков, в которых второе и третий звук известны: . Ом
*5 Определить количество слов на слух в предложении: Мальчик пьет сок. Если задание вызывает затруднение ученика, используем схему и проговаривание.
*6 Назовите слово, где звук [а] стоит на четвертом месте.
*7 Определите, сколько гласных звуков в слове каша. Сколько согласных звуков в этом слове.
*8 Слова склеились. Отделите слова друг от друга: шаркорзинаеда.
*9 Назовите последовательно звуки в слове обезьяна.
*10 Назовите в слове дрова звук, стоящий перед звуком [в].
*11 Рассмотрите картинки (снегирь, сосулька, санки, арбуз). Произнесите слова. Отберите картинки, название которых начинается на звук [с]. Какая картинка лишняя и почему?
*12 Я называю вам два слова. Скажите, какое длиннее, почему? Удав, червячок.
Какое слово короче, почему? Хвост, хвостик.
Какое слово больше, почему? Кот, кит.