Выступление на педагогическом Совете ГПОУ ТО «ДКИТ»
«Новые аспекты системы воспитания как отклик на процесс глобализации и современные вызовы времени»
Слайд 1
Психолого-педагогические проблемы развития личности обучающегося в контексте профилактики девиантного поведения
Глобальные перемены, происходящие сегодня в России, ведут к перестройке психологии человека (в том числе и молодого), его взглядов, убеждений, привычек, нравственных ценностей и социальных ролей. И если для одних преобразования не столь болезненны, то для других они становятся личной трагедией, приводящей к дезадаптации и девиации. Профилактика девиации детей и подростков – процесс длительный и кропотливый, не терпящий форсирования событий, а потому позволяющий не только решать единичные сиюминутные проблемы детей и их родителей, но и предотвращать те, которые будучи предсказуемы, тем не менее, еще не получили своего окончательного выражения.
Подростки наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.
Актуальные профилактические задачи:
изучить личностные особенности студентов на основе индивидуального подхода.
оказать воздействие на формирование социально-активной и внутренне свободной личности;
создать условия для правильного формирования толерантного отношения к окружающим и способствовать развитию навыков самостоятельного осмысления социальных явлений.
Слайд 2
Социологи определяют девиацию как поведение, которое противоречит нормам социального поведения в том или ином сообществе, и влечет за собой изоляцию, лечение, исправление или наказание нарушителя.
По мнению французского социолога Э. Дюркгейма: «Вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля».
Слайд 3
Существуют следующие виды отклоняющегося поведения
девиантное
делинквентное (противоправное)
криминальное (преступное) поведение
Слайд 4
Рассмотрим более подробно какие признаки относятся к девиантному поведению:
Отклонение от социальных стандартов. Любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума.
Обязательное порицание со стороны общественности. Личность, всегда вызывает негативные оценки от других людей.
Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям.
Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей.
Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы.
Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме.
Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.
Слайд 5
Доктор педагогических и психологических наук Юрий Александрович Клейберг определяет девиантное поведение подростков как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним. Для этого подростки используют собственные приемы самовыражения: слэнг, стиль, манеры, мода и т.д.
При этом девиантные действия выступают:
• в качестве средства достижения значимой цели;
• как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
• как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. В этом случае девиантное поведение непосредственно связано с «Я-концепцией» личности подростка.
Слайд 6
Существуют следующие формы проявления девиантного поведения:
пьянство и алкоголизм
токсикомания и наркомания
суицидальное поведение
проституция
девиантное поведение на почве сексуальных отклонений
побеги из дома и бродяжничество
вандализм
Слайд 7
Основные характеристики девиантных подростков
состояние психологической изоляции
низкий уровень социализации
отставание в развитии
различного рода нарушения эмоциональной сферы
дефекты самоотношения и отрицательная Я-концепция
отсутствие опыта нравственного поведения
извращение или неверное понимание таких социальных ценностей как дружба, любовь, смелость и пр.
неадекватно завышенная или заниженная самооценка
неправильное отношение к системе нравственных норм (безнравственное поведение – собственное или окружающих лиц – оценивается как нормальное, соответствующее общественным установкам)
ситуативность психологического настроя, связанная с недостаточным социальным опытом индивида и выражающаяся в податливости его поведения внешнему воздействию
Слайд 8
Можно выделить несколько групп причин девиантного поведения:
Социальные, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями существования общества (низкий уровень жизни, отсутствие стабильного заработка).
Морально-этические – отсутствие каких-либо норм и правил поведения, только удовлетворение личностных желании и потребностей за чужой счет (чувство безнаказанности).
Социально-педагогические – это дефекты семейного или общественного воспитания, в их основе игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей подростков, приводящие к нарушениям процесса социализации.
Возрастные особенности – взросление, физиологические изменения в организме (уже не мальчик, но еще и не мужчина).
Биологические – это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушение умственного развития, дефекты слуха, зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи).
Психологические – психопатологии или акцентуации характера (нервно-психические заболевания, неврастении, пограничные состояния, повышающие возбудимость нервной системы и обуславливающие неадекватные реакции подростка, потребность в риске, агрессивность, эмоциональная неустойчивость)
Социокультурные – влияние различных молодежных субкультур на формирование жизненных установок.
Личностные – желание быть не таким как все, стремление выделиться, заявить о себе.
Слайд 9
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в колледже базируется на следующих принципах:
формирование противопоточных установок;
систематичность и преемственность в пропаганде здорового образа жизни;
учёт психологических особенностей разных возрастных групп обучающихся;
единство эмоционального и содержательного аспекта пропаганды здорового образа жизни;
- организация досуга и общественная активность несовершеннолетних.
Слайд 10
По состоянию на 19.12.2018 года на внутриколледжном контроле из 553 студентов состоит 13: из них 9 несовершеннолетних обучающихся (Изюкова С., группа 3-Э-1, Поляков Р., Чащухин М., группа 3-С-1, Келер А., группа 3-П-2, Павлов И, группа 2-П-2, Овечкин Г., группа 2-К-1, Новиков Т., группа 1-В-1, Елисеев А., Адоньев Г., группа 1-К-1, Хавроня А., группа 1-С-1) и 4 совершеннолетних (Проскоков А., группа 3-С-1, Парфенов В., группа 3-П-2, Вольнов С., группа 1-П-1).
Слайд 11, 12 (фото)
Со всеми студентами колледжа ведется работа по профилактике девиантного поведения, которая базируется на следующих этапах:
На этапе ранней профилактики девиантного поведения среди студентов проводятся тренинги, направленные на адаптацию, социализацию и отказ от вредных привычек: ««Верный выбор сделай сам!», «Здоровый образ жизни», «Курение – вреднейшая привычка!», «Мы себя защитили!», «Стресс и способы борьбы с ним».
На этапе непосредственной профилактики девиантного поведения проводятся индивидуальные беседы со студентами, относящимися к группе риска на снятие психоэмоционального напряжения, на формирование положительной Я-концепции, мотивации на успех.
На этапе профилактики предпреступного поведения проводятся как индивидуальные беседы, так и групповые занятия, дискуссии и ролевые игры: «Толерантность, как принцип взаимодействия между людьми», «Навыки общения в группе сверстников», «Уверенное поведение», «Познай себя», «В чем смысл жизни?», «Моя индивидуальность» и д.р.
Совместно с отделом воспитательной работы на всех этапах профилактики отклоняющегося поведения среди студентов ведется работа по пропаганде здорового образа жизни, активизации внутренних ресурсов студентов, они вовлекаются в альтернативную деятельность. Осуществляется работа с семьями студентов «группы риска», организуются выезды к ним на дом с целью выяснения причин, способствующих отклоняющемуся поведению, в результате минимизируются негативные последствия девиантного поведения.
Слайд 13 игра
Упражнение «Отказ»
Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
Работа проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:
Однокурсник (сосед, сослуживец) просит разрешения приготовить наркотик у Вас дома.
Однокурсник (сосед, сослуживец) просит оставить какие-то вещи у тебя дома.
Однокурсник (сосед, сослуживец) предлагает попробовать наркотик «за компанию».
Задание по группам: в течение 10 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой- «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.
Приемы отказа от наркотиков:
1.Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами,- это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
2. «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что- либо сделать, так почему же они так назойливы?
3. Сменить тему: придумать что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приёмом наркотиков (пойти в спортзал, послушать музыку, …)
4. «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз…
5. «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствий (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
6.Упереться: отвечать «нет», несмотря ни на что. Отстаивать своё право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.
7.Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например, «поймают», «случится белая горячка», «заболеем гепатитом» и т. д.). Можно даже выдумать какие-нибудь «страшные последствия» самому (например, «зубы посинеют», «оглохнем» и т.д.).
8. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определённое время могут предложить наркотики, просто обходить её стороной.
Слайд 14
Рекомендации педагогам при взаимодействии с подростками с девиантным поведением:
- использовать на занятии как можно больше наглядной информации;
- отказаться от использования в работе агрессивных методов воздействия, т.к. агрессивность – следствие враждебности, а занятие не поле битвы;
- толерантное отношение к особенностям их личности;
- стараться учитывать индивидуальные особенности студентов: скорость восприятия, усвоения информации, характер мышления и запоминания;
- применять не индивидуальные, а групповые формы работы это обеспечит включенность в ситуацию обучения, снизит эмоциональное напряжение в группе, сформирует атмосферу доверия;
- помогать подросткам осознавать риски, с которыми может быть связано их поведение и рассказе о способе решения, возникших трудностей;
- критиковать вообще, а за совершенный проступок, ничего к нему не прибавляя;
- дети «группы риска», привыкшие к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствительны к похвале, поощрению своих действий. Поэтому важно стараться всегда отмечать даже малейшие их попытки сделать что-то хорошее;
- быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не замечать»;
- стараться создавать условия, в которых подросток будет сам приходить к идеям социально-одобряемого поведения (через аккуратное обсуждение проблемных ситуаций его жизни).
И мне хотелось бы закончить свое выступление словами российского педагога ХХ столетия Василия Порфирьевича Вахтерова: «Чтобы заразить детей добротой, мы сами должны чувствовать тепло в своей душе. Чтобы учить детей светлым, бодрым настроениям, мы сами должны чувствовать себя бодрыми. Чтобы внушить детям хорошие стремления, мы сами должны их чувствовать в себе. Чтобы воспитать человека, мы сами должны чувствовать себя человеком в лучшем смысле этого слова».