На современном этапе глобализации и развития компьютерных технологий игры и другие психолого-педагогические методики и технологии могут успешно применяться в виртуальном пространстве. Проблеме дистанционного образования как новейшей технологии обучения посвящена следующая часть работы. Дистанционное обучение - это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующийся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (компьютерная связь, спутниковое телевидение и т.п.). Особенностью дистанционного обучения является, во-первых, обособленность (удаленность) учащегося от преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это некий вариант заочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств и ресурсов в процесс обучения. Так, например, система Tandem позволяет найти партнера по изучению одного из европейских языков и выступает посредником в обучении, предлагая определенную методику организации процесса общения. | Новейшие технологии имеют следующие преимущества: способствуют повышению мотивации обучения; являются источником информации, стимулируют самообразование, формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности; повышают информативность, интенсивность, результативность образования; способствуют его диверсификации, использованию игрового и скоростного обучения. Баланс системы «качество – доступность» может быть достигнут при сочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на создание образовательного пространства (информационных ресурсов и учебного материала), с оптимальной организацией процесса обучения. Последнее подразумевает разработку специализированного программного обеспечения, обеспечивающего поиск информации в сети, а также создание дополнительных ресурсов – электронных баз данных, библиотек и ссылок на необходимые источники. Учебно-методическая работа учителей предполагает выход на новый уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и информационным технологиям, а также с учениками и пользователями Интернет. Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценки знаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс, поэтому в задачи учителей входит формирование активного отношения молодежи к учению. | Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного образования – Дом детского творчества Черепановского района Новосибирской области «Современные психолого-педагогические технологии» Составила: Полунина Тамара Владимировна, педагог дополнительного образования 2021 год |
Педагогическая технология Систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Так, например, большое распространение получили тренинги на предприятиях – деловые игры для выработки и стимулирования определенных качеств и навыков сотрудников. С развитием информационных технологий большими темпами идет становление системы дистанционного образования – обучения через сеть Интернет, что открывает широкие возможности применению новейших психолого-педагогических методик. | Обучающие игры Обучающие игры выполняют 3 основные функции: Инструментальная: формирование определенных навыков и умений; Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся; Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков. Каждой функции соответствует определенный тип игры. Для повышения эффективности обучающей игры её технология должна отвечать определенным требованиям: Игра должна соответствовать целям обучения Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры. Возможность использования творческих элементов в игре Преподаватель (психолог) должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры. | Имитационные игры основаны на сочетании интерактивных, развивающих, учебных игр, ориентированных на развитие мыслительной деятельности учащихся, позволяющих развивать навыки принятия коллективных решений и разрешения проблемных ситуаций на базе индивидуальных подходов в обучении. Сюжетно-ролевые. В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры. Инновационные игры. Их основное отличие в их подвижной структуре и проведении игры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» - например, с использованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены на получение качественно иного знания с использованием новейших педагогических и информационных технологий. Организационно-деятельностные. В них акцент ставится на диагностике игровой ситуации и обосновании выбора вариантов решения проблемы. Больше внимания уделяется диалогу, общению участников и другим формам групповой работы. |