Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические условия формирования информационной культуры младшего школьника»
Психолого-педагогические условия формирования информационной культуры младшего школьника | [2009] |
Основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие ребенка, совершенствование психических процессов и свойств личности происходит в результате его активной деятельности. Задача учителя – создать условия для учебной деятельности и активно управлять ею. Так при реализации раннего обучения информатике встает вопрос об особенностях развития младших школьников.
Ранее приобретенные навыки и умения ребенок может применить в дидактических играх, что является его ведущей деятельностью. В процессе игры происходит формирование отношений с социумом, знаний и способов получения знаний. В игровой деятельности ребенок находит область самовыражения, проявления личностных качеств. Игра дает мотив к усвоению новых знаний, игровая ситуация становится проблемной.
Внедрение компьютера в школу открывает новые возможности в этом отношении. Использование компьютерных дидактических игр помогает учителю в преодолении этих трудностей.
Выделяют несколько направлений использования компьютера на уроке:
Формирование элементарных навыков пользователя;
Создание развивающей среды обучения;
Формирование осознанного навыка чтения и счета;
Использование материалов компьютерных заданий в проведении воспитательной работы.
При этом каждый ученик может работать с оптимальной для него скоростью, учащийся наглядно видит процесс и результат своей работы, следовательно, интерес к предмету повышается. Из-за недостатка компьютеров часто требуется образование микрогрупп, решающих общую задачу.
На уроке информатики можно организовать закрепление навыка чтения. Поручение ученику прочитать текст в начале урока используется в качестве поощрения, можно организовать очередность от урока к уроку. Тем самым можно реализовать новообразование - потребность в социально значимой деятельности.
При организации фронтального опроса на понимание прочитанного текста, наблюдении за объектами природы, составлении устных описаний учебных объектов из различных областей знаний, выполнении учебных упражнений и творческих заданий. Можно реализовать исключительную восприимчивость к развитию речи, воображению и обучению.
Основной источник информации для развития — устная речь и социальные воздействия. Дети могут выделять форму, обследовать контуры, узнавать знакомые объекты. Становление понятия целого и части происходит непроизвольно, в процессе жизнедеятельности. Но целенаправленное выполнение соответствующих упражнений приведет к быстрому и эффективному формированию этих понятий. Поэтому данному виду заданий и упражнений (собрать целое из частей и разделить целое на части) уделяется особое внимание в учебниках.
Cмена вида деятельности из-за неумения детей долго сосредотачиваться на одном упражнении. Эту проблему можно решить сменой устной деятельности на письменную. Можно разработать такие задания в которых ученик выразит свою точку зрения рисунком, аппликацией. Составление и склеивание различных схем дает стойкое закрепление материала. Такие задания развивают мелкую моторику, и стимулирует интерес к уроку и предмету, привлекает учащихся своей новизной и разнообразием.
На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений, развивается системное мышление. Уровень развития системного мышления во многом определяется способностью оперативно обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения. На первом этапе развития системного мышления надо научить младшего школьника понимать, что же такое объект, как его можно описать, что можно с ним делать, какая может быть создана информационная модель, и какой инструмент можно использовать для исследования модели, а значит, и объекта. Прежде всего, необходимо научить корректно формулировать цель. Затем, задавшись некой формой представления информации об объекте, отобрать в соответствии с целью наиболее существенную. Предлагается в качестве такой формы использовать таблицу, где приводятся параметры и действия, характеризующие объект. Информация об объекте, представленная в зависимости от поставленной цели совокупностью параметров и действий (информационной моделью), будет служить базой для исследований на компьютере. Примеры объектов нужно брать из различных предметных областей, что подчеркивает взаимосвязь информатики с жизнедеятельностью. Более сложным будет второй этап, где надо научить представлять объект в виде системы более простых объектов, которые находятся во взаимосвязи между собой. Кроме того, надо разъяснить, когда объект можно рассматривать как систему, а когда самостоятельно.
При моделировании на компьютере акцент надо поставить на взаимосвязь цели исследования и всей технологии моделирования. При моделировании следует брать задачи из других школьных дисциплин. Тем самым естественным образом будет обеспечено решение одной из часто обсуждаемых педагогических проблем - организация межпредметных связей.
Однако при реализации образовательных программ по информатике надо учитывать не только индивидуальные психологические особенности младших школьников, но и содержательные аспекты формирования элементов информационной культуры.
Как же обеспечить эффективность одночасового обучения? Один учебный час (35-40 минут) в неделю — это бесконечно малое время, для того чтобы освоить такую дисциплину, как информатика, включающую в себя теоретическую и практическую составляющие. И тем не менее, это возможно. Залог успеха заключается в опоре на учебный материал других дисциплин, изучаемых младшими школьниками по 5-6 часов в неделю плюс домашние задания, и в особой форме организации и проведения урока.
Как показывает практика и специальные исследования, недопустимо дублирование учебного материала других уроков. Например, «Алфавит» — тема одного из уроков русского языка. Казалось бы, что нового можно добавить на уроках информатики об алфавите? Да, алфавит — это все буквы, расставленные в определенном порядке. Дети это знают и знают алфавит. В чем же заключаются особенности изучения этой темы на уроках информатики? Дети уже знают, что такое алфавит, и могут назвать все буквы в алфавитном порядке. Следовательно, нет необходимости объяснять это детям и можно приступить к новому материалу, суть которого — в использовании алфавита для удовлетворения разного рода информационных потребностей, в частности, в информационных технологиях. Но не все сразу, действовать следует постепенно и осторожно с учетом психологических особенностей младшего школьника. Что он про алфавит не знает? Он не знает, что у каждой буквы есть порядковый номер и что с помощью порядкового номера можно зашифровывать, кодировать сообщения. Это интересно, ново и необычно. Удалось заинтересовать детей. Налицо особенный, отличный подход к уже известному объекту изучения — алфавиту. Особенность подхода можно и не озвучивать, не тратить на это драгоценное урочное время — дети интуитивно понимают, что это не русский язык, и не математика, а информатика. Кроме того, возникает интуитивное ощущение органической связи всего со всем: математики и русского языка (буква и порядковый номер буквы), реальной жизни и учебы (кодирование сообщений).
3