СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

учебная деятельность

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические условия формирования учебной деятельности младших школьников»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Именно поэтому состояние учебной деятельности, ее формирование у младшего школьника является предметом пристального внимания в профессиональной деятельности педагога. Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости ориентации учителей начальных классов  не только на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, но и на их психологическую подготовку к познавательной деятельности.

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Именно поэтому состояние учебной деятельности, ее формирование у младшего школьника является предметом пристального внимания в профессиональной деятельности педагога. Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости ориентации учителей начальных классов не только на вооружение учащихся знаниями, умениями и навыками, но и на их психологическую подготовку к познавательной деятельности, воспитание у них потребности учиться, формирование их самостоятельности.

Деятельность можно определить как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, представляющее собой совокупность действий, направленных на удовлетворение определенных потребностей субъекта.


Учебная деятельность – это деятельность, име­ющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие.


Для формирования у учащихся учебной деятельности определены следующие условия:


- чтобы они овладели всеми учебными действиями;


- чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу;


- необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место.


По Д.Б.Эльконину, учебная деятельность состоит из таких основных компонентов, как мотивация; учебные за­дачи; учебные операции; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку.


Предположив, чтоформирование учебной деятельности младших школьников в процессе обучения будет эффективной, если уровень их школьной мотивации будет достаточно высоким, в исследовании были рассмотрены мотивы учебной деятельности и их виды.


Мотивы учебной деятельности – это движущая сила, которая направляет ученика к активному овладению знаниями, умениями, навыками. Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на: внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей) и внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию). Также выделяют, познавательные мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, которые направлены на содержание учебного предмета, связанные с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания, и социальные – мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.


В проведенном исследовании на констатирующем этапе эксперимента поставлена задача определить уровень развития школьной мотивации учащихся 1 «Д» класса МБОУ СОШ №4 г. Анапа. Для оценки школьной мотивации применялась «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы (1-4кл.)» автора Лусканова Н.Г.


По результатам анкетирования определено, что высокий уровень школьной мотивации наблюдается только у 7% учащихся. Процент детей имеющих хороший уровень мотивации составляет 48%, т. е. большинство учащихся данного класса успешно справляются с учебной деятельностью. 31 % учащихся имеют средний уровень школьной мотивации, у них слабо сформированы познавательные мотивы. Низкий уровень мотивации обнаружен у 14% учащихся, эти дети неохотно посещают школу, испытывают затруднения при обучении. Учащихся со школьной дезадаптацией выявлено не было.


Для выявления соотношения внешних и внутренних мотивов учения применялся тест-опросник «Мотивы учебной деятельности» (из методического пособия «Изучение личности ребёнка», составитель: И.В.Лавровская).


Данные теста-опросника убедительно свидетельствуют о том, что у учащихся преобладают внешние положительные (45%) и внутренние (32%) мотивы, что дополняет результаты, полученные в ходе первого анкетирования. 24% составляют внешние отрицательные мотивы. льности, воспитание у них потребности учиться, формирование их самостоятельности.

Деятельность можно определить как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, представляющее собой совокупность действий, направленных на удовлетворение определенных потребностей субъекта.

Учебная деятельность – это деятельность, име­ющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие.

Для формирования у учащихся учебной деятельности определены следующие условия:

- чтобы они овладели всеми учебными действиями;

- чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу;

- необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место.

По Д.Б.Эльконину, учебная деятельность состоит из таких основных компонентов, как мотивация; учебные за­дачи; учебные операции; контроль, переходящий в самоконтроль; оценка, переходящая в самооценку.

Предположив, чтоформирование учебной деятельности младших школьников в процессе обучения будет эффективной, если уровень их школьной мотивации будет достаточно высоким, в исследовании были рассмотрены мотивы учебной деятельности и их виды.

Мотивы учебной деятельности – это движущая сила, которая направляет ученика к активному овладению знаниями, умениями, навыками. Мотивы по отношению к содержанию деятельности делятся на: внешние (мотивы долга и обязанности; мотивы оценки, достижения успеха, мотивы самоутверждения, престижа, положения; мотивы личного благополучия, избегания неприятностей) и внутренние (интерес к содержанию деятельности; к ее процессу; к овладению способами данной деятельности и тем самым к саморазвитию). Также выделяют, познавательные мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, которые направлены на содержание учебного предмета, связанные с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания, и социальные – мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, мотивы, направленные на другого человека в ходе учебного процесса.