Столярова А.И.
г.Коломна, Государственный Социально-Гуманитарный Университет
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА
Научный прогресс и развитие новых технологий накладывают отпечаток на все сферы человеческой деятельности. Особое место среди этих изменений занимает возрастание роли киберпространства в жизни обычного человека.
В связи с тем, что современные дети и подростки все больше времени проводят в виртуальном мире, остро встает вопрос об обеспечении их безопасности в киберпространстве, организации психолого-педагогического сопровождения. Под психолого-педагогическим сопровождение в данном случае А.Н. Привалов и Ю.И. Богатырева понимают «систему личностно-ориентированных методов, приемов и психолого-педагогических технологий, направленных на достижение состояния защищенности психики, сознания и физического здоровья учащихся от опасных информационных воздействий и в целом на обеспечение определенного уровня информационной безопасности для дальнейшей самореализации и саморазвития личности учащегося».
Богатырева А.А. в своей статье «Психолого-педагогические условия развития информационной безопасности младших школьников» рассматривает условия создания безопасной информационной среды, которые, на наш взгляд, при определенных изменениях могут быть перенесены на кибер-среду в целом. Среди них автор выделяет:
Постановка четкой цели знакомстве с киберпространством и формирование правильных ценностей у учащихся, реализация воспитательной функции образования.
Обеспечение мотивированного включения учеников в деятельность в данной среде.
Отбор информации и ресурсов сети Интернет, к которым учащимся предоставляется доступ.
Вышеупомянутые А.Н. Привалов и Ю.И. Богатырева в своей статье «К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников» выделяют следующие виды психолого-педагогического сопровождения:
прямое и опосредованное (разговор с учеником на определенную тему или демонстрация примеров);
превентивное, своевременное и предупреждающее (информация поступает раньше возникновения проблемы, при возникновении необходимости или при наличии риска возникновения проблемы);
импульсное, пролонгированное или дискретное (первоначальный импульс к самостоятельной работе, сопровождение неспособного справиться самостоятельно школьника, предотвращение негативного развития ситуации).
На наш взгляд, условия и способы обеспечения безопасности школьника в киберпространстве зависят от его возраста. Так, при работе с младшими школьниками, представляется возможным их пребывание в киберпространстве под полным контролем учителя – не самостоятельный поиск ресурсов и работа за отдельным компьютером, а выполнение заданий с помощью, например, интерактивной доски, на которую педагог выводит заранее подобранный ресурс. С детьми этого возраста возможно использовать прямое превентивное сопровождение, направленное на развитие у учащихся необходимых навыков и получение базовых знаний о правилах поведения в киберпространстве.
Работа с учащимися среднего и старшего звена уже не может быть настолько прямой, т.к. в силу возраста многие подростки негативно воспринимают прямые попытки воспитывать. В данном случае мы считаем более целесообразным опосредованное воздействие – с помощью подходящих примеров, дополнительных текстов на уроках иностранного языка (в линейке учебников «Английский в фокусе» имеются модули, посвященные современному обществу и современным технологиям, можно предложить учащимся дополнительные тексты по этим темам). Возможность контролировать доступ учеников к ресурсам в сети Интернет, к сожалению, на данный момент сильно зависит от технического оснащения школы и компетентности педагогов, как учителя-предметника, так и учителя, ответственного за техническую сторону данного вопроса (как правило, в школах это учитель информатики). Также нелишними будут более-менее доверительные отношения между учениками и педагогом и внимательность последнего к ученикам, что позволит предупредить возникновение проблем и принять меры. Также должна иметь место просветительская работа с родителями.
Как мы видим, обеспечение кибербезопасности школьника является комплексным мероприятием, подразумевающим работу всего коллектива и вовлечение учеников и их родителей в этот процесс. При этом от педагога требуется гибкость, позволяющая аккуратно влиять на учеников и сотрудничать с ними ради достижения результата.
ЛИТЕРАТУРА
Привалов А. Н., Богатырева Ю. И. К вопросу психолого-педагогического сопровождения обеспечения информационной безопасности школьников // Вестник ТГПУ. 2014. №2 (143). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-obespecheniya-informatsionnoy-bezopasnosti-shkolnikov (дата обращения: 27.01.2020).
Богатырева А.А. Психолого-педагогические условия развития информационной безопасности младших школьников // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: http://scienceforum.ru/2019/article/2018015892 (дата обращения: 23.02.2020).