Психолого-педагогический портрет первоклассника
Поступление ребенка в школу – очень важный, сложный и переломный период в его жизни. Полностью меняется уклад жизни, место в социальной системе, возрастает психо-эмоциональная, интеллектуальная и физическая нагрузка. На смену играм приходят ежедневные учебные занятия, требующие от ребенка напряженного умственного труда, активизации всех психических процессов на фоне малоподвижного существования. Маленький ученик попадает в совершенно новый незнакомый коллектив детей (таких же маленьких и несмышленых) и взрослых (строгих и непонятных учителей). Ему нужно научиться правильно общаться со сверстниками и педагогами, соблюдать школьную дисциплину, выполнять новые учебные и трудовые обязанности.
Школа предъявляет особые требования к первокласснику. Психологи сформулировали определенные характеристики, которые обозначили как «психолого-педагогический статус (портрет) первоклассника:
1. Познавательная сфера:
1.1.Произвольность психических процессов. Высокий уровень учебной активации, самостоятельности. Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий. Совершение учебных действий по правилу и образцу. Поддержание внимания на учебной задаче. Наличие собственных усилия для преодоления трудностей в решении учебной задачи.
1.2. Уровень развития мышления. Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных
1.3. Сформированность важнейших учебных действий. Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности. Сформированность внутреннего плана умственных действий.
1.4. Уровень развития речи. Понимание смысла текста и простых понятий.
Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи).
1.5. Уровень развития тонкой моторики. Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию.
1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности. Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут. Сохранение удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня. Способность работать в едином темпе со всем классом.
2. Особенности общения и поведения
2.1. Взаимодействие со сверстниками. Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем.
2.2. Взаимодействие с педагогами. Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю.
2.3. Соблюдение социальных и этических норм. Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения.
2.4. Поведенческая саморегуляция. Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний. Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований).
2.5. Активность и автономность поведения. Активность и самостоятельность в познавательной социальной деятельности.
3. Особенности мотивационно-личностной сферы
3.1. Наличие в характере учебной мотивации. Желание учиться, идти в школу.
Наличие познавательного или социального мотива учения.
3.2. Устойчивое эмоциональное состояние в школе. Отсутствие выраженных противоречий между: - требованиями школы (педагога) и родителей; - требованиями взрослых и возможностями ребенка.
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе
4.1. Отношения со сверстниками. Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками
4.2. Отношения с педагогами. Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями.
4.3. Отношения к значимой деятельности. Эмоционально-положительное восприятие школы и учения
4.4. Отношения к себе. Устойчивая положительная самооценка.
5. Необходимые компетенции:
· Рисовать, чертить по определенным правилам.
· Уметь слушать, отвечать на вопросы, задавать вопросы.
· Уметь пересказывать небольшие тексты, монологически высказываться.
· Знать наизусть не менее 5 стихотворных произведений.
· Знать нумерацию и выполнять элементарные математические счетно-расчетные действия на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в пределах 10.
· Решать простые задачи на сложение и вычитание; сравнивать числа.
· Иметь первоначальные представления о временных и пространственных рамках окружающего мира: элементарные единицы времени, дни недели, месяцы, времена года, признаки смены времен года, предметы живой и неживой природы, растения и животные, основы жизнедеятельности человека и т.д.
К сожалению, далеко не все дети готовы к учебной нагрузке и владеют вышеперечисленными компетенциями. Именно это является одной из главных причин, порождающей комплекс проблем, связанных со слабой успеваемостью ребенка в начальной школе.
Проблема 1. Ребенок владеет учебными навыками, у него хорошо складываются отношения со сверстниками и учителем, но при этом ребенок в школу идти не хочет, или не выражает особого рвения к данному процессу. Эта проблема связана с низкой мотивацией на учение. Если эту ситуацию не исправить в 1 классе, она может привести к серьезным межличностным конфликтам в дальнейшем образовании.
Проблема 2. Ребенок с удовольствием ходит в школу, старается учиться и выполнять все требования учителя, но у него не получается: буквы не слушаются и пишутся криво, числа складываются и вычитаются неправильно, ответы на вопросы получаются невпопад, значит, налицо проблемы в психо-соматической или интеллектуальной сферах ребенка.
Проблема 3. Ребенок делает все, как надо, но налицо плохое поведение. Если ребенок просто на переменах носится «как угорелый» – это нормальный, здоровый ребенок (повышенная двигательная активность в этом возрасте является нормой). Однако, если ребенок плохо ведет себя на уроках – это проблема куда более серьезная. В этом случае наблюдаются отклонения в познавательной сфере: недостаточность развития произвольного внимания, самоконтроля, работоспособности, воли. Если же плохое поведение связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями – это недостатки семейного воспитания или следствие не сложившихся отношений в детском саду.