СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогический семинар «Путешествие в страну одарённых»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогический семинар

«Путешествие в страну одарённых»

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогический семинар «Путешествие в страну одарённых»»

Психолого-педагогический семинар

«Путешествие в страну одарённых»


Цель семинара: создать условия для работы с одаренными детьми; активизировать работу педагогов, углубить знания по данной тематике; систематизировать формы работы с одаренными детьми.

Категория участников: педагоги.

Оборудование: презентация, запись фрагмента из мультфильма «Гадкий утёнок»

Ход занятия

Слайд1. Тема

Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать на психолого-педагогическом семинаре «Путешествие в страну одарённых»

Слайд 2. Цель

Надееюсь, мы с вами активно поработаем и в ходе семинара поделимся опытом, а в конце семинара каждый из вас поделиться своими впечатлениями.

Перед тем, как перейти к заявленной теме мне бы хотелось предложить вашему вниманию фрагмент из мультфильма «Гадкий утёнок». В ходе просмотра предлагаю проанализировать ситуацию и дать ответ на вопрос: «Что это за ситуация?». Возможна, она вам знакома, и вы узнаете в ней кого-либо.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Гадкий утёнок» (9 минут). Дискуссия.

Возможные ответы:

-Приписывание заслуг себе

-Поведение детей

-Одиночество ребёнка

-Нестандартный ребёнок

-Жестокость (взрослых и детей)

-Желание заявить о себе

Анализируя ваши ответы, какой вывод можно сделать?

Слайд 3. Цитата семинара.

Да действительно, необходима поддержка и забота взрослого, каждому ребёнку и главная задача педагога разглядеть уникальность в каждом ребёнке.

Тема одарённости очень интересна. И хотя она начала волновать учёные умы достаточно давно, однозначного ответа на данный вопрос не найдено. Предлагаю вместе обсудить эту проблему и поделиться друг с другом опытом своей работы с одаренными детьми. Мы с удовольствием выслушаем ваши предложения, и вместе найдем ответы на поставленные вопросы

«Мозговой штурм»

Сейчас предлагаю каждому назвать одну ассоциацию «Одарённость — это...»

Слайд 4. Термины «Одарённость» и «Одарённый ребёнок»

На ряду с понятием «Одарённость» часто ставят и такие понятия, как «способности», «талант» давайте же рассмотрим и их

Слайд 5. Термины «способности», «талант».

Давайте с вами рассмотрим какой же бывает одарённость.

Слайд 6-9. Виды одарённости

Интеллектуальная одарённость. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребёнком, и ребёнок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.

Академическая одарённость. Дети этого вида одарённости, прежде всего, блестяще учатся. Академическая одарённость имеет свои подвиды: 1) дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности) и 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или в гуманитарных).

Художественная одарённость. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, сценической деятельности.

Социальная одарённость. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.

Психомоторная, или спортивная, одарённость. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Дети со спортивной одарённостью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано, прежде всего, с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

«Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, воспитателей, учителей. Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».

Одаренность – сложное явление, она имеет свои отрицательные
последствия в развитии личности ребенка.

Слайд 10.

Трудности могут проявиться во
взаимоотношениях со сверстниками. Это может привести к изоляции в
группе, насмешки со стороны сверстников. Отсюда ребенок начинает
стремиться быть как все. Еще одна трудность – диссинхрония. Когда идет
опережение одних функций, в то время, когда другие функции не
отличаются, а иногда и уступают в развитии. Например, думает быстрее, чем
пишет (отсюда неаккуратный почерк, недоделанные работы) ;
интеллектуально развит хорошо, а не может завязать шнурки и. т. д.
Из – за хорошо развитого воображения, у ребенка могут быть преувеличены
страхи. Американцы в своих исследованиях выявили две основные
характеристики одаренных детей:
 некоторые отклонения в эмоциональной сфере;
 колоссальное эго.

Поднимите руки те, кто считает себя одаренным? (выдержать паузу)

  • Поднимите руки те, кто любит и умеет петь;

  • танцевать;

  • умеет играть на музыкальных инструментах,

  • любит и умеет готовить,

  • умеет рисовать, вязать,

  • вышивать, плести макраме?

Теперь еще раз поднимите руки те, кто считает себя одаренным.

Я хочу этим упражнением вселить в вас уверенность, что вы - одаренные люди, потому что работать с одаренными детьми, может только увлеченный, творческий человек.

Я бы хотела обсудить с вами следующую ситуацию:

Исследователи обратились за помощью к группе школьных учителей.
Учителям сказали, что выбор пал на них благодаря их исключительным
преподавательским способностям. Кроме того, им сказали, что в их классы
наберут только одаренных детей, но ни дети, ни их родители не будут ничего
знать об эксперименте, потому что его цель в том, чтобы посмотреть, как
будут вести себя одаренные дети, если не будут знать о своих способностях.
Как и ожидалось, в отчетах учителя написали, что дети успевают
исключительно хорошо. Кроме того, они написали, что работать с этими
детьми — одно удовольствие и что они хотели бы работать с ними
постоянно. В этом проекте было одно секретное приложение. Учителя не
знали, что их выбирали вовсе не за исключительные способности. Выбор
осуществлялся произвольно. Кроме того, и детей выбирали отнюдь не по
принципу одаренности. Их тоже выбирали наугад. Но так как ожидания были
высоки, то и результаты оказались высокими. Так как учителя считали и
себя, и детей исключительными, то они смогли добиться исключительных
успехов. Что же это значит? А то, что всего лишь представление о себе или
окружающих может полностью изменить вашу жизнь. Так давайте же и мы с вами будет стараться видеть в наших детях то же, что есть и в наших детях – талант, неординарность, творческий потенциал.

Слайд 11-12.

Рекомендации для педагогов при работе с одарёнными детьми:

 Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.

 Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей.

 Совершенствовать систему развития способностей, а не запаса знаний.

 На занятиях активно использовать проблемно-исследовательский метод, развивая познавательные и творческие способности обучающихся. Известно, что активная самостоятельная работа мысли начинается тогда, когда перед ребёнком возникает проблема.

 Необходимо создавать приложения к своим программам в виде набора оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию обучающихся

 Преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Ориентация должна быть на опережение уже достигнутого уровня способностей, положительную мотивацию.

 Для развития способностей нужна высокая познавательная активность воспитанника, причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная. Поэтому занятия должны проходить в доброжелательной обстановке. Обязательно должна создаваться ситуация успеха.

 Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым.

 Подумайте о методике обучения. Одаренные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию.

 Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что одарённые дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.

.  Экспериментируйте на занятии. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.

 Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, педагог кое-чего достиг

Слайд 13.

Итак, сейчас хотелось бы подвести итоги семинара. Зафиксируйте Ваши впечатления, мысли, идеи на листочке и, не зачитывая, прикрепите свой лист на ватман. Всем спасибо за участие.









































Государственное бюджетное учреждение дополнительного

образования Луганской Народной Республики "Центр внешкольной работы "Синяя птица" города Кировска"







Психолого-педагогический семинар

«Путешествие в страну одарённых»










Подготовила:

практический психолог

ГБУДО ЦВР

Е. А. Янкова















г. Кировск, 2020