Добрый день, уважаемые гости! Я, Лактионова Лала Арефовна,педагог — психолог. Выпускница данной школы. Я рада, что мы встретились, попробуем немного расслабиться, отдохнуть.
Сегодня инструктивно — методический совет мы проведем в форме тренинга и посвятим его эмоциональному выгоранию. Но прежде чем мы начнем, давайте проведем небольшую разминку, которая называется «Цветодиагностика эмоциональных состояний».
1. Упражнение — разминка «Цветодиагностика эмоциональных состояний»
На ваших столах фишки разного цвета. Выберите карточку того цвета, который в данный момент больше всего соответствует вашему настроению.
Этот выбор не случаен. Согласно утверждению французского психолога М. Люшера, эмоции и цвет соединены между собой на весьма глубоком уровне. Тот или иной цвет соответствует разным проявлениям эмоциональных состояний человека, тональностям этих состояний.
Оранжевая фишка свидетельствует о том, что вы радостны.
Желтая — что вы находитесь в приятном, благодушном настроении.
Зеленая — у вас спокойное, уравновешенное состояние.
Синяя — вы грустите.
Фиолетовая фишка рассказывает о вашей тревожности и неудовлетворенности.
Черная - у вас плохое, грустное настроение.
Белая фишка - вы пребываете в состоянии неопределенности, неуверенности.
Люди с разной структурой личности в разном психологическом состоянии склонны видеть мир в разных цветах.
2.Упражнение-эксперимент «Вулкан эмоций»
Для того чтобы лучше понять тему нашего тренинга, проведем следующий эксперимент.
Беру посуду, которая будет символизировать человека. В нее я положу соль — это наши базовые стремления, которые отражают положительное отношение к самому себе, самооценка: «Я — хороший, я — могу, меня любят». Затем сверху насыпаю песок. Он символизирует наши базовые потребности во внимании, любви, уважении, понимании. Посыпаю все это содой. Это наши эмоции: боль, страх, обида. Их называют эмоциями страдания. Их нелегко высказать, о них все молчат, их прячут из - за страха показаться слабыми. Причина их возникновения — в неудовлетворенности потребностей. А теперь все это поливаем жидкостью — уксусом, которая символизирует внешние факторы, влияющие на нас по — разному.
Химическая реакция — это наша реакция на отрицательные эмоции: гнев, злость, агрессия, хлещущие через край. Это и есть свидетельство эмоционального выгорания. Чтобы избежать подобной реакции необходимы специальные меры, которые мы и рассмотрим в ходе нашего тренинга.
Итак, тема нашего психолого - педагогического тренинга - «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога: путь к гармонии». Вы получите информацию о стрессе, синдроме профессионального выгорания, усвоите необходимые знания о профилактике и методах борьбы в стрессовых ситуациях, улучшите ваше эмоциональное состояние и психическое здоровье, сделаете шаг к гармонизации вашей личности.
На ваших столах есть диагностическая анкета "Самодиагностика проявления признаков выгорания", которую вам необходимо заполнить за 1 минуту. А теперь поднимите руку те, у кого 4 и больше плюсов. Получается, наше занятие - для вас.
ВИДЕО – 6 МИНУТ
Сегодня мы будем учиться "не выгорать". Давайте рассмотрим приемы и методы, которые помогут вам расслабиться, почувствовать себя лучше. Человека, страдающего синдромом профессионального выгорания, можно сравнить с зависшим компьютером. Поэтому очень важно вовремя остановиться и сделать, как говорят в отношении компьютера, перезагрузку. Об этом мы сейчас и поговорим.
Как вы считаете, что может помочь перезагрузиться? Предлагаю каждой паре подготовить свои способы перезагрузки. На размышления - 1 минута.
3.Задание "Перезагрузка"
Каждая команда готовит свои способы перезагрузки и представляет их.
Все сказанное вами мы сейчас закрепим. Внимание на экран!
Устраивайте день молчания. Для этого выберете выходной, который вы проведете в полном молчании. Отключите телефоны, ни с кем не разговаривайте. Когда человек оказывается в тишине, его подсознание само включает механизм саморегуляции и восстановления после эмоциональных перегрузок.
Позвольте себе полдня провести за ничегониделанием.
В выходной день позвольте себе поспать подольше.
Работайте только на работе. Научитесь оставлять учреждение, не думая о рабочих проблемах.
Общайтесь с коллегами не только по рабочим вопросам. Иначе может произойти коммуникативная перегрузка.
Если же ничего из перечисленного вам не помогает, стоит задуматься о том, чтобы вообще кардинально сменить работу.
4. Задание "Правила здорового педагога"
Предлагаю вашему вниманию "Правила здорового педагога". Чтобы узнать их, выполните задание: дополните фразу недостающими словами.
1) Спокойствие, только ____________! (Спокойствие)
2) Выходите из дому только с _________сумочкой! (Дамской)
3)__________сон - важное условие твоего здоровья. (Крепкий)
4)"_____________ ___________прежде, чем полюбить ближнего". (Люби себя)
5) Всю __________ выполняйте только на работе! (Работу)
Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, в этом вам помогут способы регуляции, своего рода техника безопасности для педагогов. Существуют естественные способы, включающие спонтанно. Как вы думаете, что это за способы? (Ответы педагогов.)
Ну что же, ответы получены. А теперь посмотрите на экран. Вот эти способы, запомните:
Согласитесь, что самый лучший способ отдыха и восстановления - это наши увлечения, любимые занятия и хобби.
3. Завершающая часть
Такая прекрасная и удивительная жизнь! В ней, конечно, случаются разные ситуации, но не будем реагировать на мелкие неприятности. А в этом нам поможет упражнение "Выбор".
5. Упражнение "Выбор"
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Для борьбы с эмоциональным выгоранием необходимо, чтобы сам человек изменил позицию "жертвы обстоятельств" на позицию хозяина своей жизни, который сам несет ответственность за все, что с ним происходит. Улучшить свою жизнь можно только путем изменения отношения к ней.
4. Рефлексия
А сейчас я попрошу вас поделиться своими впечатлениями о прошедшем тренинге.
Что бы ни случилось, помните: это простой день, но не плохая жизнь! Берегите себя для себя! Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!
Не рассуждай, не хлопочи!
Безумство ищет, глупость судит;
Дневные раны сном лечи,
А завтра быть тому, что будет.
Спасибо за внимание!