СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата раннего возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал подготовлен в рамках курса переквалификации "Воспитатель ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата раннего возраста»

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,

ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска «Детский сад № 174

комбинированного вида»




ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


Зачет по теме «Психолого-педагогическое изучение детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата раннего возраста»

курса повышения квалификации ««Психолого-педагогическое образование. Воспитатель групп компенсирующей и комбинированной направленности»






Выполнил:

Могильная Светлана Валерьевна,

воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное

Образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 174 комбинированного вида»

Форма обучения – дистанционная

Научный руководитель:

Кузь Н.А., к.п.н., доцент.






Новосибирск 2019 г.



Содержание

  1. Программа психолого-педагогического обследования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата раннего возраста 3





















































  1. Программа психолого-педагогического обследования детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата раннего возраста


Диагностика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата призвана решить задачу разработки индивидуальных программ коррекционной работы. Комплексность – важное условие при организации подобного исследования. Необходима совместная работа педагога, психолога, логопеда. Знакомство с медицинской документацией, формой нарушения, знание вторичных дефектов с самого начала позволяют определить стратегию обследования, подобрать методики и материалы, более точно сделать анализ полученных данных.

Еще одним условием проведения диагностики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата раннего возраста является поэтапность. Изменения необходимо фиксировать после прохождения медицинских, воспитательных мероприятий, определяя не только положительную динамику, но и недостаточно сработавшие методы коррекционной работы.

В программе психолого-педагогического обследования обязательно учитывается показатель педагогической оценки двигательной активности. Приобретение новых двигательных умений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата происходит медленно, поэтому специалист контролирует и создает микроситуации успеха, реабилитационные задачи «на каждый день».

Для оценки движений детей с нарушением опорно-двигательного аппарата были разработаны тесты с балльной системой оценки. Исследуются как статические позы, так и насыщенность физической активности в быту, занятия гимнастикой. Очень важно проводить исследование с повторами, после коррекционных процедур.

Познавательная деятельность детей с нарушением опорно-двигательного аппарата имеет большое значение для исследования в раннем дошкольном и младшем школьном возрасте. Неизбежно влияние нарушений опорно-двигательного аппарата на предметно-практическую деятельность и восприятие, а значит и на всю познавательную сферу ребенка. Затруднена манипуляция с предметами, зрительно-моторная координация, речь, что не позволяет развиться опыту, сформироваться четким представлениям об окружающем мире. В силу двигательной недостаточности, ограниченности поля зрения, нарушение фиксации взгляда, речевого дефекта развитие ориентировки в пространстве может задерживаться, а к школьному возрасту у ребенка с ДЦП обычно выявляются выраженные пространственные нарушения [4].

Методики изучения развития познавательной сферы у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата подбираются индивидуально для оценки речи, понятийного, абстрактного мышления, словарного запаса ребенка, уровня знаний геометрических фигур, временных представлений.

Сенсорное развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата подразумевает сформированность всех видов восприятия ребенка (тактильного, слухового, зрительного). Мышление ребенка напрямую зависит от поступающей информации через данные анализаторы. У таких детей нарушено и чувственное познание, что в итоге формирует ограниченность практического опыта общения с окружающим миром. Чтобы определить коррекционное направление воспитания и обучения необходимо в исследовании применять методики для анализа уровня развития:

- зрительного восприятия (фокус взгляда, отслеживание движущихся предметов),

- слуховое восприятие (реакция на звуки, соотнесение звуков с предметами, понимание обращенной речи),

- тактильное восприятие (понимание отличий предметов на ощупь, управление движениями своего тела),

- восприятие запаха и вкуса (чувствительность, сила обоняния),

- восприятие речи (овладение речью и письмом, заикание).

Изучение особенностей эмоционально-волевого и личностного развития имеет первостепенное значение для детей в подростковом возрасте. Однако в любом возрасте следует при проведении психолого-педагогической диагностики и оценке сформированности личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата учитывать такие факторы как медицинские показатели и социальные условия (гиперопека, участие специалистов в воспитании, отношения с окружающими). Незрелая эмоциональная сфера формирует у подобных детей развитие психического инфантилизма. Поэтому в обследовании специалистом фиксируются двигательные ограничения ребенка в быту и семье, характер реакций на похвалу и порицание, активность при выполнении заданий, самооценка ребенка.

При проведении психолого-педагогической диагностики важным показателем для специалиста является речевая деятельность. Для анализа полученных в исследовании данных следует учитывать степень разборчивости речи, тяжесть поражения нервной системы, физические особенности движений языка.

Изучение речевой деятельности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата раннего возраста следует начинать с оценки двигательных функций, их полноценности, темпа, объема движений. Далее специалист-логопед в ходе обследования выделяет уровни звукопроизношения и общего речевого развития.

Одним из основных показателей, которые учитываются в психолого-педагогической диагностике детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, является изучение разных видов детской деятельности. Здесь следует учитывать степень участия ребенка в совместной деятельности, характера его активности.

В раннем возрасте ведущим видом деятельности является игровая, поэтому в ходе обследования оценивается уровень освоения такими детьми внешними действиями и операциями в ходе игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры). Для специалиста важен показатель заинтересованности, целенаправленности игровой деятельности, принятие роли ребенком, потребность в помощи взрослого.

Еще один вид деятельности ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, который необходимо учесть в обследовании – формирование трудовых навыков. За счет организации подобной деятельности ребенок получает знания об окружающем мире, развиваются познавательные процессы, настойчивость, умение работать в коллективе. Поэтому для анализа данных исследования специалист должен учитывать или изучить уровень самообслуживания ребенка, ручной труд ребенка.



Список использованной литературы:

  1. Левченко И.Ю., За­брамная С.Д., Добровольская Т.А. «Психолого-педагогическая диагностика». Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

  2. Шаповал И.А. «Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития». Учебное пособие - М.: «ТЦ Сфера», 2005. - 320 с.

  3. Гросс Н.А., Бекутова И.Ю. «Оценка двигательных возможностей детей с ДЦП при выполнении упражнений из разных исходных положений», -Журнал «Ученые записки университета П.Ф. Лесграфта», - №;, 2016.

  4. Пахомова Н.Г., Кононова М.М. «Специальная психология». Учебное пособие. – Полтава: «ACMI», 2015 -359 с.

  5. Трунова М.С. «Сенсорное развитие детей с ДЦП». – Ресурсный центр Развивающего центра для детей с ДЦП «Елизаветинский сад» (АНО ММДЦ).

  6. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. «Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений». - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.

  7. Кузнецова Л.В. «Основы специальной психологии». Учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 2002 – 480 с.





4