АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,
ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска «Детский сад № 174
комбинированного вида»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Зачет по теме «Психолого-педагогическое изучение детей
с нарушениями речи»
курса повышения квалификации ««Психолого-педагогическое образование. Воспитатель групп компенсирующей и комбинированной направленности»
Выполнил:
Могильная Светлана Валерьевна,
воспитатель
Муниципальное казенное дошкольное
Образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 174 комбинированного вида»
Форма обучения – дистанционная
Научный руководитель:
Кузь Н.А., к.п.н., доцент.
Новосибирск 2019 г.
Содержание:
Методики изучения познавательной деятельности детей с нарушениями речи 3
Методики изучения познавательной деятельности детей с нарушениями речи.
Процессы образования речи у детей подчиняются некоторым закономерностям: звукоподражание, развитие культуры речи, осмысление значимости речевой возможности. Во время развития речи ребенок основывается на фонематический слух (восприятие речевых звуков) и основы произношения. К сожалению, нарушение работы одного или нескольких анализаторов в жизнедеятельности ребенка, ведет и к нарушению процесса развития речи – нарушается процесс нормального развития и восприятия речевой возможности, снижается поток оцениваемой информации.
При проведении психолого-педагогической диагностики следует определить первичным или вторичным дефектом является нарушение речи у ребенка. В данном реферате рассматривается дефект речи как первичный (основной) с возможностью вторичных нарушений иного свойства. Методы изучения нарушения речи также должны учитывать поэтапность развития речи, а, следственно, подбираться для изучения всех этапов формирования речи:
Осмысление, программирование.
Развертывание, создание внутренней схемы, выбор слов, структурирование.
В психолого-педагогической диагностике при анализе дефекта речи следует учитывать сформированность речевых механизмов, а также степень их соответствия возрастным нормам, социальные условия жизни ребенка. Анализ нарушений речевого развития строится на оценке степени тяжести нарушений формы речи (устной и письменной).
Методики для изучения дефектов речи представляют собой целые системы заданий, позволяющие сделать анализ существенных речевых нарушений. Например, оценить познавательную деятельность у детей с нарушениями речи можно, задействуя методики, анализирующие мелкую моторику. Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики рук.
Методика Р.Л. Рингеля, когда ребенку предлагалось определить форму предметов, помещенных в рот. При анализе полученных данных было отмечено, что наиболее выраженные нарушения орального стереогноза отмечаются у детей с наиболее грубыми нарушениями экспрессивной речи (особенно у детей с алалией и дизартрией, при выраженности у них нарушений фонетической стороны речи).
Методика «10 слов» Лурия А.Р. позволяет выяснить уровень развития слуховой памяти, особенности внимания, наличие парамнезий (включение в ряд новых слов), скорость слухоречевого запоминания.
Методика «Изображения-нелепицы» заключается в предъявлении ребенку конфликтных изображений, особенность которых он и должен понять и объяснить.
Методики исследования звукового внимания заключаются в выполнении ребенком задания по определению звучания какого-либо инструмента.
Методики исследования зрительного восприятия выявляют знание ребенком основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый).
Цветной вариант прогрессивных матриц Равена Дж. анализирует особенности наглядно-образного мышления.
Методика «пятна Роршарха» даёт информацию об уровне истощаемости процессов воображения, оперировании полученными мыслительными образами, о сформированном словарном запасе ребенка.
Таким образом, специалист оценивает познавательную деятельность ребенка с нарушением речи для того, чтобы предотвратить или минимизировать влияние речевого дефекта на подготовку к школе, социальную адаптацию.
Список использованной литературы:
Шаповал И.А. «Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие». - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320 с.
Кузнецова Л.В. «Основы специальной психологии». Учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 480 с.
Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие», - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 - 144 с.
Чиркина Г.В. «Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений». – М: «АРКТИ», 2003 – 240 с.
4