СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал подготовлен в рамках зачета по курсу переквалификации "Воспитатель ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями речи»

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,

ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска «Детский сад № 174

комбинированного вида»




ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


Зачет по теме «Психолого-педагогическое изучение детей

с нарушениями речи»

курса повышения квалификации ««Психолого-педагогическое образование. Воспитатель групп компенсирующей и комбинированной направленности»






Выполнил:

Могильная Светлана Валерьевна,

воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное

Образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 174 комбинированного вида»

Форма обучения – дистанционная

Научный руководитель:

Кузь Н.А., к.п.н., доцент.





Новосибирск 2019 г.





Содержание:

  1. Методики изучения познавательной деятельности детей с нарушениями речи 3



















































  1. Методики изучения познавательной деятельности детей с нарушениями речи.

Процессы образования речи у детей подчиняются некоторым закономерностям: звукоподражание, развитие культуры речи, осмысление значимости речевой возможности. Во время развития речи ребенок основывается на фонематический слух (восприятие речевых звуков) и основы произношения. К сожалению, нарушение работы одного или нескольких анализаторов в жизнедеятельности ребенка, ведет и к нарушению процесса развития речи – нарушается процесс нормального развития и восприятия речевой возможности, снижается поток оцениваемой информации.

При проведении психолого-педагогической диагностики следует определить первичным или вторичным дефектом является нарушение речи у ребенка. В данном реферате рассматривается дефект речи как первичный (основной) с возможностью вторичных нарушений иного свойства. Методы изучения нарушения речи также должны учитывать поэтапность развития речи, а, следственно, подбираться для изучения всех этапов формирования речи:

  1. Осмысление, программирование.

  2. Развертывание, создание внутренней схемы, выбор слов, структурирование.

В психолого-педагогической диагностике при анализе дефекта речи следует учитывать сформированность речевых механизмов, а также степень их соответствия возрастным нормам, социальные условия жизни ребенка. Анализ нарушений речевого развития строится на оценке степени тяжести нарушений формы речи (устной и письменной).

Методики для изучения дефектов речи представляют собой целые системы заданий, позволяющие сделать анализ существенных речевых нарушений. Например, оценить познавательную деятельность у детей с нарушениями речи можно, задействуя методики, анализирующие мелкую моторику. Исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики рук.

  1. Методика Р.Л. Рингеля, когда ребенку предлагалось определить форму предметов, помещенных в рот. При анализе полученных данных было отмечено, что наиболее выраженные нарушения орального стереогноза отмечаются у детей с наиболее грубыми нарушениями экспрессивной речи (особенно у детей с алалией и дизартрией, при выраженности у них нарушений фонетической стороны речи).

  2. Методика «10 слов» Лурия А.Р. позволяет выяснить уровень развития слуховой памяти, особенности внимания, наличие парамнезий (включение в ряд новых слов), скорость слухоречевого запоминания.

  3. Методика «Изображения-нелепицы» заключается в предъявлении ребенку конфликтных изображений, особенность которых он и должен понять и объяснить.

  4. Методики исследования звукового внимания заключаются в выполнении ребенком задания по определению звучания какого-либо инструмента.

  5. Методики исследования зрительного восприятия выявляют знание ребенком основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый).

  6. Цветной вариант прогрессивных матриц Равена Дж. анализирует особенности наглядно-образного мышления.

  7. Методика «пятна Роршарха» даёт информацию об уровне истощаемости процессов воображения, оперировании полученными мыслительными образами, о сформированном словарном запасе ребенка.

Таким образом, специалист оценивает познавательную деятельность ребенка с нарушением речи для того, чтобы предотвратить или минимизировать влияние речевого дефекта на подготовку к школе, социальную адаптацию.




































Список использованной литературы:

  1. Шаповал И.А. «Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития: Учебное пособие». - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320 с.

  2. Кузнецова Л.В. «Основы специальной психологии». Учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 480 с.

  3. Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие», - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 - 144 с.

  4. Чиркина Г.В. «Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений». – М: «АРКТИ», 2003 – 240 с.

4