АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,
ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение города Новосибирска «Детский сад № 174
комбинированного вида»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
Зачет по теме «Психолого-педагогическое изучение детей
с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии»
курса повышения квалификации ««Психолого-педагогическое образование. Воспитатель групп компенсирующей и комбинированной направленности»
Выполнил:
Могильная Светлана Валерьевна,
воспитатель
Муниципальное казенное дошкольное
Образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 174 комбинированного вида»
Форма обучения – дистанционная
Научный руководитель:
Кузь Н.А., к.п.н., доцент.
Новосибирск 2019 г.
Содержание:
План исследования детей с нарушениями интеллекта раннего возраста 3
1. План исследования детей с нарушениями интеллекта раннего возраста
Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями интеллектуального развития начинается с изучения медицинской документации и характеристик педагогов. Необходимо понимать характер нарушения, степень влияния первичного и вторичного дефектов, понимать систему семейного воспитания, ее влияние на формирование личности ребенка с нарушениями в интеллектуальном развитии. Следующий этап – анализ продуктов деятельности (тетрадей, рисунков) ребенка. Специалист оценивает сложности, которые могут возникнуть в процессе налаживания контакта с ребенком. Ими могут стать проблемы восприятия окружающего мира ребенком, понимания обращенной речи, опасения. Основной принцип исследования – системность методик, чередование сложных и легких заданий, участие специалистов различного профиля.
Процесс выбора методик для обследования должен учитывать индивидуальные особенности ребенка с нарушением интеллектуального развития, степень тяжести его состояния, вербальное или невербальное сопровождение заданий. В одном случае - это беседа, в другом – наблюдение во время игры, деятельности ребенка. Во всех примененных методиках особым условием является наличие игровых элементов, оказание помощи взрослыми, постоянная мотивация к выполнению заданий, так как дети с нарушениями интеллектуального развития не способны к длительному напряжению. Основные показатели, которые подлежат исследованию – это мышление, сила эмоциональной реакции, сосредоточенность во время выполнения задания, мера принятия помощи, реакция на результат своей деятельности, мыслительные операции, развитие моторики.
Методиками, зарекомендовавшими себя в психолого-педагогической диагностике нарушений интеллектуального развития, служат адаптированные методики обще дошкольной психологии:
Тест Векслера, содержащий 12 субтестов с вербальными и невербальными заданиями.
Наблюдение за игрой и деятельностью ребенка, которое позволяет оценить уровень самостоятельности ребенка, его моторику, речевое развитие.
Доски Сегена, по результатам работы с которыми можно говорить о понимании обращенной речи, развитии ловкости, моторики.
«Матрешки», «Мисочки», «Пирамидки» - тесты, позволяющие судить о сформированности познавательной сферы ребенка, возможности соотнесения ребенком предметов, цветов, величин.
Основным результатом любой психолого-педагогической диагностики должен стать прогноз воспитания и обучения, формирование коррекционных программ индивидуального свойства. Таким образом, следует подбирать методики для изучения не только «зоны активного развития» ребенка, но и «зоны ближайшего развития» - возможностей его самостоятельной работы и социальной адаптации.
Особо следует подчеркнуть значимость семейного воспитания в жизни ребенка с нарушениями интеллектуального развития. Именно в семье такой ребенок осваивает навыки самообслуживания, знакомится с окружающим миром, получает мотивацию на развитие. Специалист, кроме формирования коррекционных мероприятий и анализа данных, полученных в обследовании, должен организовать работу с родителями и ближайшим окружением, поддерживая развитие речевой и двигательной деятельности ребенка с нарушением интеллектуального развития, его адаптацию через участие в коллективе, организацию всей жизнедеятельности ребенка.
Список использованной литературы:
Стребелева Е.А. «Психолого-диагностическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие» - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 2005 - 164 с.
Лубовский В.И. «Специальная психология». Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 464 с.
Эльконин Д.Б. «Избранные психологически труды», - М.: «Педагогика», 1989 – 560 с.
Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни». – М., 1983.
Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ». - М.: «Новая школа», 1998. - 144 с.
Венгер Л.А., Холмовская В.В. «Диагностика умственного развития дошкольников». – М.: «Педагогика», 1978. – 248 с.
6