СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал подготовлен в рамках прохождения курса переквалификации "Воспитатель групп ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое изучение детей с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии»

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,

ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска «Детский сад № 174

комбинированного вида»




ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


Зачет по теме «Психолого-педагогическое изучение детей

с отклонениями в интеллектуальном и психическом развитии»

курса повышения квалификации ««Психолого-педагогическое образование. Воспитатель групп компенсирующей и комбинированной направленности»






Выполнил:

Могильная Светлана Валерьевна,

воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное

Образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 174 комбинированного вида»

Форма обучения – дистанционная

Научный руководитель:

Кузь Н.А., к.п.н., доцент.





Новосибирск 2019 г.



Содержание:

  1. План исследования детей с нарушениями интеллекта раннего возраста 3















































1. План исследования детей с нарушениями интеллекта раннего возраста

Психолого-педагогическое обследование детей с нарушениями интеллектуального развития начинается с изучения медицинской документации и характеристик педагогов. Необходимо понимать характер нарушения, степень влияния первичного и вторичного дефектов, понимать систему семейного воспитания, ее влияние на формирование личности ребенка с нарушениями в интеллектуальном развитии. Следующий этап – анализ продуктов деятельности (тетрадей, рисунков) ребенка. Специалист оценивает сложности, которые могут возникнуть в процессе налаживания контакта с ребенком. Ими могут стать проблемы восприятия окружающего мира ребенком, понимания обращенной речи, опасения. Основной принцип исследования – системность методик, чередование сложных и легких заданий, участие специалистов различного профиля.

Процесс выбора методик для обследования должен учитывать индивидуальные особенности ребенка с нарушением интеллектуального развития, степень тяжести его состояния, вербальное или невербальное сопровождение заданий. В одном случае - это беседа, в другом – наблюдение во время игры, деятельности ребенка. Во всех примененных методиках особым условием является наличие игровых элементов, оказание помощи взрослыми, постоянная мотивация к выполнению заданий, так как дети с нарушениями интеллектуального развития не способны к длительному напряжению. Основные показатели, которые подлежат исследованию – это мышление, сила эмоциональной реакции, сосредоточенность во время выполнения задания, мера принятия помощи, реакция на результат своей деятельности, мыслительные операции, развитие моторики.

Методиками, зарекомендовавшими себя в психолого-педагогической диагностике нарушений интеллектуального развития, служат адаптированные методики обще дошкольной психологии:

  1. Тест Векслера, содержащий 12 субтестов с вербальными и невербальными заданиями.

  2. Наблюдение за игрой и деятельностью ребенка, которое позволяет оценить уровень самостоятельности ребенка, его моторику, речевое развитие.

  3. Доски Сегена, по результатам работы с которыми можно говорить о понимании обращенной речи, развитии ловкости, моторики.

  4. «Матрешки», «Мисочки», «Пирамидки» - тесты, позволяющие судить о сформированности познавательной сферы ребенка, возможности соотнесения ребенком предметов, цветов, величин.

Основным результатом любой психолого-педагогической диагностики должен стать прогноз воспитания и обучения, формирование коррекционных программ индивидуального свойства. Таким образом, следует подбирать методики для изучения не только «зоны активного развития» ребенка, но и «зоны ближайшего развития» - возможностей его самостоятельной работы и социальной адаптации.

Особо следует подчеркнуть значимость семейного воспитания в жизни ребенка с нарушениями интеллектуального развития. Именно в семье такой ребенок осваивает навыки самообслуживания, знакомится с окружающим миром, получает мотивацию на развитие. Специалист, кроме формирования коррекционных мероприятий и анализа данных, полученных в обследовании, должен организовать работу с родителями и ближайшим окружением, поддерживая развитие речевой и двигательной деятельности ребенка с нарушением интеллектуального развития, его адаптацию через участие в коллективе, организацию всей жизнедеятельности ребенка.








































Список использованной литературы:


  1. Стребелева Е.А. «Психолого-диагностическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие» - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Просвещение», 2005 - 164 с.

  2. Лубовский В.И. «Специальная психология». Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 464 с.

  3. Эльконин Д.Б. «Избранные психологически труды», - М.: «Педагогика», 1989 – 560 с.

  4. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни». – М., 1983.

  5. Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ». - М.: «Новая школа», 1998. - 144 с.

  6. Венгер Л.А., Холмовская В.В. «Диагностика умственного развития дошкольников». – М.: «Педагогика», 1978. – 248 с.


6