СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое обследование детей в медико-психолого-педагогических комиссиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал подготовлен в рамках прохождения курса переквалификации "Воспитатель ОВЗ"

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое обследование детей в медико-психолого-педагогических комиссиях»

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ,

ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение города Новосибирска «Детский сад № 174

комбинированного вида»




ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


Зачет по теме «Психолого-педагогическое обследование детей в медико-психоло-гопедагогических комиссиях»

курса повышения квалификации ««Психолого-педагогическое образование. Воспитатель групп компенсирующей и комбинированной направленности»






Выполнил:

Могильная Светлана Валерьевна,

воспитатель

Муниципальное казенное дошкольное

Образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 174 комбинированного вида»

Форма обучения – дистанционная

Научный руководитель:

Кузь Н.А., к.п.н., доцент.





Новосибирск 2019 г.



  1. Методики исследования мышления, речи, личностной сферы и обучаемости детей в ходе ПМПК.


Как правило, любая деятельность комиссии по психолого-медико-педагогическому обследованию детей начинается со сбора имеющихся данных. Специалисты рассматривают медицинскую документацию, опрашивают окружение ребенка, наблюдают за ребенком во время игры и на занятиях. По итогам наблюдения строится процедура обследования, направленная на изучение определенных факторов или дефектов развития. Специалисты определяют методики, которые будут использованы в исследовании на основе возрастных, психических особенностей. Основным свойством используемых методик должен стать обучающий эксперимент, который выявляет «зону ближайшего развития ребенка», его способность к обучению, к восприятию помощи. Налаживание контакта - первый этап проведения комиссии.

Для изучения обучаемости используются методики, позволяющие оценить темп усвоения материала, меру принимаемой помощи во время исследования, способность к аналитической деятельности, целенаправленность. Например, методика «Матрешки» помогает оценить способность ребенка соотносить величины, анализировать свои действия, уточнить меру принимаемой помощи, а также стойкость интереса ребенка в процессе выполнения задания.

Методика «Пирамидка» направлена на изучение обучаемости, стойкости интереса к заданию, сформированности рационального способа работы, меры принимаемой помощи.

В анализе дефектов, связанных с исследованиями мышления могут оказать помощь методики, направленные на изучение сформированности способности к зрительному восприятию и узнаванию предметов, умению выделять их признаки по инструкции специалиста. Так, методика «Исключение лишнего» способна показать способность к обобщению. Методика «Выделение признаков» позволяет оценить особенности мышления ребенка, его способность к определению существенных признаков предмета». В методике «Картинки-нелепицы» оцениваемым показателем будет понимание ребенком простейших связей, отношений между животными и природой, а также его умение рассуждать логически. Методика «Доски Сегена» позволяет оценить способность к соотношению, знание ребенком величин и форм. Главное, дети воспринимают занятия с досками как игру и охотно выполняют предложенные задания.

Во время прохождения заданий следует оценивать и эмоциональные реакции ребенка, проявлении интереса к новым предметам, потребности к подражанию, повторению новых слов. Все эти факторы способны дополнить анализ познавательной активности, творческого мышления ребенка.

В связи с тем, что развитие мышления напрямую связано с формированием речи, следует использовать методики, которые помогают оценить и уровень речевого общения. В процессе исследования речи анализируются фонетический слух, понимание обращенной речи, речевая память, звукопроизношение. Методом, помогающим оценить соотношение фонематического восприятия и речевого воспроизведения, является методика повторений предложений, состоящих из слов повышенной звуко-слуховой сложности. Она позволяет анализировать артикуляцию, отраженное произношение ребенком обращенной речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на узнавание, различение и сравнение простых фраз, выделение и запоминание определенных слов в ряду других. С этими задачами справляется методика «10 слов» Лурия А.Р.

Для исследования личности ребенка в процессе ПМПК можно использовать следующие методики:

  1. «Придумай сказку». Ребенок искренне и непроизвольно переводит качества своей личности на героев сказки, которую сочиняет, отражает в ней свои тревоги и представления о себе и окружающих, отношение к своим успехам и неудачам, отношение к своему дефекту, осознание себя.

  2. Методика «Дом-Дерево-Человек» Дж.Бука предназначен для оценки работоспособности ребенка, оценки его личности, оценка взаимоотношений ребенка с его окружением.

  3. Метод «Маски» позволяет оценить статусное положение ребенка в группе сверстников, удовлетворение тем местом, которое он занимает.

Большую помощь в исследовании личностных характеристик ребенка в процессе ПМПК может оказать наблюдение и анализ реакции на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.












Список используемой литературы:


  1. Забрамная С.Д. «От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ». - М.: Новая школа, 1998. - 144 с.

  2. Чиркина Г.В. «Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений». – М.: «АРКТИ», 2003. – 240 с.

  3. Волкова Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики». – СПб.: Издательство «Дество-Пресс». – 2005, - 144 с.

  4. Стребелева Е.А. «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Метод. пособие с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей». - М. Просвещение, 2004. - 164 с.

  5. Лаврова Г.Н. «Методы диагностики и коррекции детей дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие». – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. - 90 с.

  6. Лубовский В.И. «Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений». - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 464 с.

3