Психолого – педагогическое обследование
__________________________________________________________________
Фамилия, имя, возраст
Представления ребенка о себе и ближайшем окружении
Вопросы | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Как тебя зовут, как твоя фамилия? | | | |
Сколько тебе лет?(показывает; называет) | | | |
С кем ты живешь? | | | |
Как зовут маму, папу? (называет только имя; называет имя и отчество) | | | |
Кем работает мама, папа?(не называет; называет действия; называет профессии) | - | | |
Кто ты: мальчик или девочка? | | | |
Кем ты будешь когда вырастешь(папой или мамой; тётей или дядей)? | | | |
Где ты живешь? (домашний адрес) | - | | |
Чем ты любишь заниматься? | | | |
Во что ты любишь играть? | | | |
Для чего нужны глаза, нос, уши? | | | |
Какого человека можно назвать хорошим? | | | |
Какого человека можно назвать плохим? | | | |
Состояние интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия
1. Восприятие предмета, картинки
(узнаёт и называет – узнаёт частично – не узнаёт и не называет)
Задания | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
«Покажи предмет» (где мячик, кукла ….) | | | |
«Назови предмет» (узнавание зашумленного изображения) | - | | |
«Найди предмет» (узнавание наложенного друг на друга изображения) | - | | |
2. Выделение в предмете существенных деталей, частей
(показывает – не показывает; называет – не называет)
| 4 года | 5 лет | 6-7 лет | | | 4 года | 5 лет | 6-7 лет |
Ноги | | | | Сиденье | | | | |
Руки | | | | Спинка | | | | |
Голова | | | | Ножки | | | | |
Глаза | | | | Полка | | - | | |
Уши | | | | Рукав | | | | |
Нос | | | | Пуговица | | | | |
Рот | | | | Молния | | - | | |
Щеки | - | | | Петля | | - | | |
Пальцы | - | | | Манжет | | - | - | |
Ногти | - | | | Подол | | - | - | |
Живот | - | | | Колёса | | | | |
Спина | - | | | Руль | | | | |
Грудь | - | - | | Кузов | | - | | |
Шея | - | - | | Кабина | | - | | |
Локоть | - | - | | Фары | | - | - | |
Колено | - | - | | Мотор | | - | - | |
3. Восприятие величины
(выполняет самостоятельно, правильно – методом проб и ошибок – с помощью педагога – не выполняет)
Задания | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
«Разложи мячики по порядку» (большой – маленький) | | | |
«Собери пирамидку, матрёшку» | | | |
«Разложи карандаши по длине» (длинный - короткий) | | | |
«Расставь домики по высоте» (высокий – низкий) | | | |
«Разложи ленточки по ширине» (широкий – узкий) | | | |
«Расставь по порядку» (толстый – тонкий) | | | |
4. Восприятие цвета
(соотносит – не соотносит; называет – не называет)
Цвет | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Соотнесение | Называние | Соотнесение | Называние | Соотнесение | Называние |
Красный | | | | | | |
Синий | | | | | | |
Зеленый | | | | | | |
Желтый | | | | | | |
Белый | - | - | | | | |
Черный | - | - | | | | |
Оранжевый | - | - | | | | |
Голубой | - | - | | | | |
Розовый | - | - | | | | |
Коричневый | - | - | - | - | | |
Серый | - | - | - | - | | |
Фиолетовый | - | - | - | - | | |
5. Восприятие формы
(называет – выделяет по названию – не называет и не выделяет)
Фигуры | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Круг | | | |
Квадрат | | | |
Треугольник | | | |
Прямоугольник | - | | |
Овал | - | - | |
Четырехугольник | - | - | |
Узнавание, из каких геометрических фигур состоит предмет (узнаёт и называет все фигуры – узнаёт частично – не узнаёт) |
Дом | | | |
Кораблик | - | | |
Поезд | - | - | |
6. Восприятие пространства
Ориентировка в собственном теле (различает - не различает) |
Знания | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Различение правой и левой стороны на себе | | | |
Различение правой и левой стороны на себе и на другом человеке | | | |
Ориентировка в пространстве (ориентируется – не ориентируется) |
Верх – низ (вверху –внизу) | | | |
Вперед – назад (спереди – сзади) | | | |
Далеко – близко | | | |
Ориентировка на плоскости листа (ориентируется – ориентируется частично – не ориентируется) |
Задания | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
По образцу | По словесной инструкции | По образцу | По словесной инструкции | По образцу | По словесной инструкции |
Раскладывание предметов вверху –внизу листа | | | | | | |
Выкладывание «коврика» (верх – низ, право – лево, середина) | - | - | | | | |
Выкладывание «коврика» (правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.) | - | - | - | - | | |
Понимание предлогов (понимает – не понимает, использует в речи – не использует) |
Простые: | Понимание | Использование | Понимание | Использование | Понимание | Использование |
В | | | | | | |
НА | | | | | | |
ЗА | | | | | | |
ПЕРЕД | | | | | | |
ПОД | | | | | | |
НАД | | | | | | |
МЕЖДУ | | | | | | |
Сложные: | | | | | | |
ИЗ – ЗА | | | | | | |
ИЗ - ПОД | | | | | | |
7. Ориентировка во времени
(знает – не знает; показывает – не показывает; называет – не называет)
Знание | 4 года (по картинкам) | 5 лет (по картинкам) | 6 – 7 лет (без картинок) |
Утро | | | |
День | | | |
Вечер | | | |
Ночь | | | |
Последовательность частей суток | | | |
Зима | | | |
Весна | | | |
Лето | | | |
Осень | | | |
Характерные признаки | | | |
Последовательность времен года | | | |
Названия дней недели | | | |
Последовательность дней недели | | | |
Особенности памяти
Задание | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Быстрота запоминания, точность воспроизведения |
Запоминает и воспроизводит 5 - 6 слов в любом порядке | | | |
Через 50-60 минут -2-3 слова | | | |
Запоминает и воспроизводит 6 - 8 слов в любом порядке | -- | | |
Через 50-60 минут – 3-4 слова | | |
Запоминает и воспроизводит 8 -10 слов в любом порядке | -- | | |
Через 50-60 минут – 3-4 слова | | |
Заучивание короткого стихотворения (воспроизводит отдельные слова; путает строчки; переставляет слова; не воспроизводит) |
«Уронили мишку на пол …..» А. Барто | | | |
«Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты» А.Плещеев | -- | | |
Зрительная память |
Запомнить 4-5 картинок | | | |
Запомнить 6-7 картинок | -- | | |
Запомнить 7-10 картинок | -- | -- | |
Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур
(раскладывание фигур без речевой инструкции по цвету, форме, размеру: Блоки Дьене ша)
Умение | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
По одному признаку | | | |
По двум признакам | -- | | |
По трем признакам | -- | -- | |
2. Способность к обобщению, классификация
(называет – не называет; обобщает – не обобщает)
Лексические темы (по слову, по картинке) | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Обобщающее слово | Называние предметов | Обобщающее слово | Называние предметов | Обобщающее слово | Называние предметов |
«Игрушки» | | | | | | |
«Овощи» | | | | | | |
«Фрукты» | | | | | | |
«Деревья» | -- | -- | | | | |
«Одежда» | | | | | | |
«Обувь» | | | | | | |
«Посуда» | | | | | | |
«Домашние животные» | | | | | | |
«Дикие животные» | | | | | | |
«Мебель» | | | | | | |
«Транспорт» | | | | | | |
3. Способность к мыслительной деятельности
Задание | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Исключение лишнего предмета:(исключает с объяснением; исключает с ошибками; исключает без объяснений; не исключ.) | | | |
«Найди 5 отличий» (находит все – находит частично – не наход) | | | |
«Что перепутал художник (нелепицы)» (находит все – находит частично – не находит) | | | |
Понимание картинок со скрытым смыслом (понимает, объясняет – не понимает) | -- | | |
Понимание и отгадывание загадок (5 лет – с картинками, 6 лет – без картинки) (понимает, может объяснить –не понимает) | -- | | |
Установление причинно-следственных связей (устанавливает – не устанавливает) | -- | | |
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков общей и мелкой моторики
1. Состояние общей моторики
Состояние | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Сила движений | | | |
Темп движений | | | |
Точность движений | | | |
Координация движений | | | |
Переключение от одного движения к другому | | | |
2. Уровень развития мелкой моторики
Определение ведущей руки ___________________________
Умения | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Уровень развития предметного рисунка (каракули, чирканье, предпосылки к предметному рисованию, предметное рисование) | | | |
Умение объяснить свой рисунок (объясняет – не объясняет) | | | |
Использование цвета в рисунке | | | |
Умение держать карандаш (правильно - неправильно) | | | |
Большой и указательный палец в кольцо: на правой руке | | | |
на левой руке | | | |
одновременно | | | |
Вытянуть указательный и средний палец: на правой руке | | | |
на левой руке | | | |
одновременно | | | |
Вытянуть указательный палец и мизинец: на правой руке | | | |
на левой руке | | | |
одновременно | | | |
3. Слуховое внимание
Задание | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Дифференциация звучащих игрушек (металлофон, погремушка, колокольчик) | | | |
Определение направления источника звука (определяет и называет –определяет и показывает – путает направление – не определяет) | | | |
4. Зрительное внимание
Задание | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Умение дорисовывать предмет (дорисовывает точно – дорисовывает частично – не дорисовывает) | | | |
Умение срисовывать предмет (домик) (воспроизводит без ошибок – неправильное изображение элементов – не воспроизводит) | | | |
Прослеживание линий в лабиринте (выполняет зрительно – выполняет с помощью пальца – не выполняет) | | | |
Развитие элементарных математических представлений
Количественные представления
Задание | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Пересчет предметов и называние итогового числа: 4 года – до5; 5 лет – до 7;6 лет –до 10 (пересчитывает до… -пересчитывает с пропусками –не пересчитывает; называет – не называет) Соотнесение количества предметов с количеством пальцев (соотносит до … - не соотносит) | | | |
Соотнесение количества предметов с цифрой (соотносит до 5 - не соотносит) | --- | --- | |
Выделение заданного количества из множества: по слову, по образцу, по показу | | | |
Сравнение множеств (больше, меньше, поровну) (сравнивает – не сравнивает) | --- | | |
Конструктивный праксис
Задание | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Складывание предметов из палочек (по образцу) (складывает – складывает с помощью – не складывает) |
Из 3 – 4 палочек | | | |
Из 5 – 6 палочек | -- | | |
Из 6 – 8 (и больше) палочек | -- | -- | |
Задание | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Складывание разрезной картинки (складывает – складывает с помощью – не складывает) |
Из 2 – 4 частей (по вертикали, горизонтали) | | | |
Из 4 – 6 частей (по вертикали, горизонтали, диагонали) | -- | | |
Из 6 – 8 частей (по вертикали, горизонтали, диагонали) | -- | -- | |
Постройки из строительного материала (строит самостоятельно – строит с помощью – не строит) |
Умение строить по образцу | | | |
Умение строить по графическому рисунку | | | |
Строит самостоятельно | | | |
Умение зарисовывать и обыгрывать свою постройку | | | |
Особенности речи и речевой моторики
1. Наличие экспрессивной речи
(есть – лепетная речь – отраженная речь - эхолалии)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Понимание словесной инструкции
| 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Простой: - подними руки вверх; - покажи ……; - возьми …… | | | |
Сложной: - закрой глаза и подними руки вверх; - хлопни в ладоши когда услышишь ….. | -- | | |
3. Состояние артикуляционной моторики
(выполняет точно в полном объеме – выполняет не в полном объеме – не выполняет)
Движения | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
«Лопатка» | | | |
«Иголочка» | | | |
«Лопатка - иголочка» (чередование) | | | |
«Качели» | | | |
Особенности выполнения:Тремор, наличие синкинезий, гиперсаливация, отклонение кончика языка | | | |
4. Состояние звукопроизношения
5. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов
| 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Хлеб | | | |
Мостик | | | |
Снег | | | |
Дружба | | | |
Пуговица | | | |
Помидоры | -- | | |
Сквозняк | -- | | |
Свисток | -- | | |
Аквариум | -- | | |
Скворечник | -- | | |
Сковорода | -- | | |
Простокваша | -- | | |
Температура | -- | -- | |
Милиционер | -- | -- | |
Регулировщик | -- | -- | |
Парикмахерская | -- | -- | |
Экскаватор | -- | -- | |
6. Воспроизведение звуко-слоговой структуры в предложениях
| 5 лет | 6 – 7 лет |
Мальчики слепили снеговика | | |
Парашютист готовится к прыжку | | |
В универсаме продают продукты | | |
Милиционер ездит на мотоцикле | | |
Регулировщик стоит на перекрестке | | |
Водопроводчик чинит водопровод | | |
Волосы подстригают в парикмахерской | | |
7. Объем словаря
(соответствует возрастной норме – приближен к возрастной норме – снижен – не соответствует возрастной норме)
| 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Пассивный словарь(«покажи») | | | |
Активный словарь(«назови») | | | |
8. Понимание и использование в речи грамматических форм
1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных
Задание | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Понимает «покажи» | Использует «назови» | Понимает «покажи» | Использует «назови» | Понимает «покажи» | Использует «назови» |
Дом | | | | | | |
Машина | | | | | | |
Мяч | | | | | | |
Кукла | | | | | | |
Окно | -- | -- | | | | |
Лист | -- | -- | | | | |
Ухо | -- | -- | | | | |
Пень | -- | -- | | | | |
2. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
Задание | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Понимает «покажи» | Использует «назови» | Понимает «покажи» | Использует «назови» | Понимает «покажи» | Использует «назови» |
Стул | | | | | | |
Стол | | | | | | |
Миска | | | | | | |
Ложка | | | | | | |
Шапка | -- | -- | | | | |
Кольцо | -- | -- | | | | |
Пуговица | -- | -- | | | | |
9. Состояние связной речи
1. Составление рассказа по мало-сюжетной картинке «Кошка лакает молоко»
| 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Характеристика рассказа: однословные предложения, двухсоставные предложения, простые предложения из нескольких слов, сложные предложения | | | |
2. Составление рассказа по серии картинок «Кошка и мышка»
| 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Характеристика рассказа: однословные предложения, двухсоставные предложения, простые предложения из нескольких слов, сложные предложения | | | |
3. Пересказ «Запасливая белка»
Текст пересказа | Наводящие Вопросы | 5 лет | 6 – 7 лет |
Текст пересказа |
Белка жила в лесу. Она делала запасы на зиму. Собирала орешки и складывала их в дупло. Собирала грибы и сушила их на ветках деревьев. Так белка готовилась к зиме. | Где жила белка? | | |
Что она собирала в лесу? |
Куда белка складывала орешки? |
Как белка сушила грибы? |
К чему готовилась белка? |
Характеристика пересказа: самостоятельно и близко к тексту; по наводящих вопросам однословными или простыми предложениями; составляет рассказ отвлеченно от текста; не пересказывает | | |
10. Особенности эмоционально – волевой сферы
Реакция на обследование | 4 года | 5 лет | 6 – 7 лет |
Эмоциональная реакция ребенка на факт обследования (доброжелательная, негативизм, замкнутость) | | | |
Характер деятельности: Проявление интереса к заданию,стойкость интереса (проявляет стойкий интерес – нестойкий интерес – интерес отсутствует) | | | |
Целенаправленность деятельности (имеется –кратковременная – отсутствует) | | | |
Наличие самоконтроля в деятельности (имеется –объяснение – нуждается в помощи – дополнительное повторение – отсутствует) | | | |
Способность переноса показанного способа (переносит – не переносит) | | | |
Критичность оценки своей деятельности (критичен –некритичен) | | | |
Эмоциональная устойчивость поведения (устойчив – лабилен) | | | |
Контактность в общении с взрослыми и детьми (контактен - неконтактен) | | | |