СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого-педагогическое обследование

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образец психолого – педагогическое обследование дошкольника

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое обследование»

Психолого – педагогическое обследование


__________________________________________________________________

Фамилия, имя, возраст

Представления ребенка о себе и ближайшем окружении

Вопросы

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Как тебя зовут, как твоя фамилия?




Сколько тебе лет?(показывает; называет)




С кем ты живешь?




Как зовут маму, папу? (называет только имя; называет имя и отчество)




Кем работает мама, папа?(не называет; называет

действия; называет профессии)

-



Кто ты: мальчик или девочка?




Кем ты будешь когда вырастешь(папой или мамой; тётей или дядей)?




Где ты живешь? (домашний адрес)

-



Чем ты любишь заниматься?




Во что ты любишь играть?




Для чего нужны глаза, нос, уши?




Какого человека можно назвать хорошим?




Какого человека можно назвать плохим?




Состояние интеллектуальной деятельности

Особенности восприятия

1. Восприятие предмета, картинки

(узнаёт и называет – узнаёт частично – не узнаёт и не называет)

Задания

4 года

5 лет

6 – 7 лет

«Покажи предмет» (где мячик, кукла ….)




«Назови предмет» (узнавание зашумленного изображения)

-



«Найди предмет» (узнавание наложенного друг на друга изображения)

-



2. Выделение в предмете существенных деталей, частей

(показывает – не показывает; называет – не называет)


4 года

5 лет

6-7 лет



4 года

5 лет

6-7 лет

Ноги




Сиденье





Руки




Спинка





Голова




Ножки





Глаза




Полка


-



Уши




Рукав





Нос




Пуговица





Рот




Молния


-



Щеки

-



Петля


-



Пальцы

-



Манжет


-

-


Ногти

-



Подол


-

-


Живот

-



Колёса





Спина

-



Руль





Грудь

-

-


Кузов


-



Шея

-

-


Кабина


-



Локоть

-

-


Фары


-

-


Колено

-

-


Мотор


-

-


3. Восприятие величины

(выполняет самостоятельно, правильно – методом проб и ошибок – с помощью педагога – не выполняет)

Задания

4 года

5 лет

6 – 7 лет

«Разложи мячики по порядку» (большой – маленький)




«Собери пирамидку, матрёшку»




«Разложи карандаши по длине» (длинный - короткий)




«Расставь домики по высоте» (высокий – низкий)




«Разложи ленточки по ширине» (широкий – узкий)




«Расставь по порядку» (толстый – тонкий)





4. Восприятие цвета

(соотносит – не соотносит; называет – не называет)

Цвет


4 года

5 лет

6 – 7 лет

Соотнесение


Называние

Соотнесение

Называние

Соотнесение

Называние

Красный







Синий







Зеленый







Желтый







Белый

-

-





Черный

-

-





Оранжевый

-

-





Голубой

-

-





Розовый

-

-





Коричневый

-

-

-

-



Серый

-

-

-

-



Фиолетовый

-

-

-

-



5. Восприятие формы

(называет – выделяет по названию – не называет и не выделяет)

Фигуры

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Круг




Квадрат




Треугольник




Прямоугольник

-



Овал

-

-


Четырехугольник

-

-


Узнавание, из каких геометрических фигур состоит предмет

(узнаёт и называет все фигуры – узнаёт частично – не узнаёт)

Дом




Кораблик

-



Поезд

-

-


6. Восприятие пространства

Ориентировка в собственном теле (различает - не различает)

Знания

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Различение правой и левой стороны на себе




Различение правой и левой стороны на себе

и на другом человеке




Ориентировка в пространстве (ориентируется – не ориентируется)

Верх – низ (вверху –внизу)




Вперед – назад (спереди – сзади)




Далеко – близко




Ориентировка на плоскости листа (ориентируется – ориентируется частично – не ориентируется)

Задания

4 года

5 лет

6 – 7 лет

По

образцу


По

словесной

инструкции

По

образцу


По

словесной

инструкции

По

образцу


По

словесной

инструкции

Раскладывание предметов вверху –внизу листа







Выкладывание «коврика» (верх – низ,

право – лево, середина)

-

-





Выкладывание «коврика» (правый

верхний угол, левый нижний угол и т.д.)

-

-

-

-



Понимание предлогов (понимает – не понимает, использует в речи – не использует)

Простые:

Понимание

Использование

Понимание

Использование

Понимание

Использование

В







НА







ЗА







ПЕРЕД







ПОД







НАД







МЕЖДУ







Сложные:







ИЗ – ЗА







ИЗ - ПОД







7. Ориентировка во времени

(знает – не знает; показывает – не показывает; называет – не называет)

Знание


4 года

(по картинкам)

5 лет

(по картинкам)

6 – 7 лет

(без картинок)

Утро




День




Вечер




Ночь




Последовательность частей суток




Зима




Весна




Лето




Осень




Характерные признаки




Последовательность времен года




Названия дней недели




Последовательность дней недели




Особенности памяти

Задание

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Быстрота запоминания, точность воспроизведения

Запоминает и воспроизводит 5 - 6 слов в любом порядке




Через 50-60 минут -2-3 слова




Запоминает и воспроизводит 6 - 8 слов в любом порядке

--



Через 50-60 минут – 3-4 слова



Запоминает и воспроизводит 8 -10 слов в любом порядке

--



Через 50-60 минут – 3-4 слова



Заучивание короткого стихотворения

(воспроизводит отдельные слова; путает строчки; переставляет слова; не воспроизводит)

«Уронили мишку на пол …..» А. Барто




«Осень наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты» А.Плещеев

--



Зрительная память

Запомнить 4-5 картинок




Запомнить 6-7 картинок

--



Запомнить 7-10 картинок

--

--



Особенности мышления

1. Невербальная классификация геометрических фигур

(раскладывание фигур без речевой инструкции по цвету, форме, размеру: Блоки Дьене ша)

Умение

4 года

5 лет

6 – 7 лет

По одному признаку




По двум признакам

--



По трем признакам

--

--


2. Способность к обобщению, классификация

(называет – не называет; обобщает – не обобщает)

Лексические темы

(по слову,

по картинке)

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Обобщающее

слово

Называние

предметов


Обобщающее

слово


Называние

предметов


Обобщающее

слово


Называние

предметов


«Игрушки»







«Овощи»







«Фрукты»







«Деревья»

--

--





«Одежда»







«Обувь»







«Посуда»







«Домашние

животные»







«Дикие животные»







«Мебель»







«Транспорт»








3. Способность к мыслительной деятельности

Задание

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Исключение лишнего предмета:(исключает с объяснением;

исключает с ошибками; исключает без объяснений; не исключ.)




«Найди 5 отличий» (находит все – находит частично – не наход)




«Что перепутал художник (нелепицы)»

(находит все – находит частично – не находит)




Понимание картинок со скрытым смыслом

(понимает, объясняет – не понимает)

--



Понимание и отгадывание загадок (5 лет – с картинками, 6

лет – без картинки) (понимает, может объяснить –не понимает)

--



Установление причинно-следственных связей

(устанавливает – не устанавливает)

--




Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков общей и мелкой моторики

1. Состояние общей моторики

Состояние

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Сила движений




Темп движений




Точность движений




Координация движений




Переключение от одного движения к другому





2. Уровень развития мелкой моторики

Определение ведущей руки ___________________________

Умения

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Уровень развития предметного рисунка (каракули, чирканье, предпосылки к предметному рисованию, предметное рисование)




Умение объяснить свой рисунок (объясняет – не объясняет)




Использование цвета в рисунке




Умение держать карандаш (правильно - неправильно)




Большой и указательный палец в кольцо: на правой руке




на левой руке




одновременно




Вытянуть указательный и средний палец: на правой руке




на левой руке




одновременно




Вытянуть указательный палец и мизинец: на правой руке




на левой руке




одновременно




3. Слуховое внимание

Задание

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Дифференциация звучащих игрушек (металлофон,

погремушка, колокольчик)




Определение направления источника звука

(определяет и называет –определяет и показывает –

путает направление – не определяет)




4. Зрительное внимание

Задание

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Умение дорисовывать предмет (дорисовывает точно – дорисовывает частично – не дорисовывает)




Умение срисовывать предмет (домик) (воспроизводит без ошибок – неправильное изображение элементов – не

воспроизводит)




Прослеживание линий в лабиринте (выполняет зрительно – выполняет с помощью пальца – не выполняет)






Развитие элементарных математических представлений

  1. Количественные представления

Задание

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Пересчет предметов и называние итогового числа: 4

года – до5; 5 лет – до 7;6 лет –до 10 (пересчитывает до… -пересчитывает с пропусками –не пересчитывает; называет – не называет)

Соотнесение количества предметов с количеством пальцев (соотносит до … - не соотносит)




Соотнесение количества предметов с цифрой

(соотносит до 5 - не соотносит)

---

---


Выделение заданного количества из множества: по

слову, по образцу, по показу




Сравнение множеств (больше, меньше, поровну)

(сравнивает – не сравнивает)

---




Конструктивный праксис

Задание

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Складывание предметов из палочек (по образцу)

(складывает – складывает с помощью – не складывает)

Из 3 – 4 палочек




Из 5 – 6 палочек

--



Из 6 – 8 (и больше) палочек

--

--


Задание

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Складывание разрезной картинки

(складывает – складывает с помощью – не складывает)

Из 2 – 4 частей (по вертикали,

горизонтали)




Из 4 – 6 частей (по вертикали,

горизонтали, диагонали)

--



Из 6 – 8 частей (по вертикали,

горизонтали, диагонали)

--

--


Постройки из строительного материала

(строит самостоятельно – строит с помощью – не строит)

Умение строить по образцу




Умение строить по графическому рисунку




Строит самостоятельно




Умение зарисовывать и обыгрывать свою постройку






Особенности речи и речевой моторики

1. Наличие экспрессивной речи

(есть – лепетная речь – отраженная речь - эхолалии)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Понимание словесной инструкции


4 года

5 лет

6 – 7 лет

Простой:

- подними руки вверх;

- покажи ……;

- возьми ……




Сложной:

- закрой глаза и подними руки вверх;

- хлопни в ладоши когда услышишь …..

--




3. Состояние артикуляционной моторики

(выполняет точно в полном объеме – выполняет не в полном объеме – не выполняет)

Движения

4 года

5 лет

6 – 7 лет

«Лопатка»




«Иголочка»




«Лопатка - иголочка» (чередование)




«Качели»




Особенности выполнения:Тремор, наличие синкинезий, гиперсаливация, отклонение

кончика языка




4. Состояние звукопроизношения

4 года

5 лет

6 – 7 лет









5. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слов


4 года

5 лет

6 – 7 лет

Хлеб




Мостик




Снег




Дружба




Пуговица




Помидоры

--



Сквозняк

--



Свисток

--



Аквариум

--



Скворечник

--



Сковорода

--



Простокваша

--



Температура

--

--


Милиционер

--

--


Регулировщик

--

--


Парикмахерская

--

--


Экскаватор

--

--



6. Воспроизведение звуко-слоговой структуры в предложениях


5 лет

6 – 7 лет

Мальчики слепили снеговика



Парашютист готовится к прыжку



В универсаме продают продукты



Милиционер ездит на мотоцикле



Регулировщик стоит на перекрестке



Водопроводчик чинит водопровод



Волосы подстригают в парикмахерской




7. Объем словаря

(соответствует возрастной норме – приближен к возрастной норме – снижен – не соответствует возрастной норме)


4 года

5 лет

6 – 7 лет

Пассивный словарь(«покажи»)




Активный словарь(«назови»)




8. Понимание и использование в речи грамматических форм

1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных

Задание

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Понимает «покажи»

Использует «назови»

Понимает «покажи»

Использует «назови»

Понимает «покажи»

Использует «назови»

Дом







Машина







Мяч







Кукла







Окно

--

--





Лист

--

--





Ухо

--

--





Пень

--

--







2. Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Задание

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Понимает «покажи»

Использует «назови»

Понимает «покажи»

Использует «назови»

Понимает «покажи»

Использует «назови»

Стул







Стол







Миска







Ложка







Шапка

--

--





Кольцо

--

--





Пуговица

--

--





9. Состояние связной речи

1. Составление рассказа по мало-сюжетной картинке «Кошка лакает молоко»


4 года

5 лет

6 – 7 лет

Характеристика рассказа: однословные предложения, двухсоставные предложения, простые предложения из нескольких слов, сложные предложения




2. Составление рассказа по серии картинок «Кошка и мышка»


4 года

5 лет

6 – 7 лет

Характеристика рассказа: однословные предложения, двухсоставные предложения, простые предложения из нескольких слов, сложные предложения




3. Пересказ «Запасливая белка»

Текст пересказа


Наводящие Вопросы

5 лет

6 – 7 лет

Текст пересказа

Белка жила в лесу. Она делала запасы на зиму. Собирала орешки и складывала их в дупло. Собирала грибы и сушила их на ветках деревьев. Так белка готовилась к зиме.

Где жила белка?



Что она собирала в лесу?

Куда белка складывала орешки?

Как белка сушила грибы?

К чему готовилась белка?

Характеристика пересказа: самостоятельно и близко к тексту; по наводящих вопросам однословными или простыми предложениями; составляет рассказ отвлеченно от текста; не пересказывает



10. Особенности эмоционально – волевой сферы

Реакция на обследование

4 года

5 лет

6 – 7 лет

Эмоциональная реакция ребенка на факт обследования (доброжелательная, негативизм, замкнутость)




Характер деятельности:

Проявление интереса к заданию,стойкость интереса (проявляет стойкий интерес – нестойкий интерес – интерес отсутствует)




Целенаправленность деятельности (имеется –кратковременная – отсутствует)




Наличие самоконтроля в деятельности (имеется –объяснение – нуждается в помощи – дополнительное повторение – отсутствует)




Способность переноса показанного способа (переносит – не переносит)




Критичность оценки своей деятельности (критичен –некритичен)




Эмоциональная устойчивость поведения (устойчив – лабилен)




Контактность в общении с взрослыми и детьми (контактен - неконтактен)