«Психолого-педагогическое сопровождение детей с гипервозбудимостью в условиях общеобразовательной группы».
Педагог-психолог: О.В. Кмито
Воспитатель: О.Н. Ларионова
Краткое описание опыта: |
Название: | Психолого-педагогическое сопровождение детей с гипервозбудимостью в условиях общеобразовательной группы |
Автор: | Педагог-психолог: О.В. Кмито Воспитатель: О.Н. Ларионова |
Область знания, ключевые слова: | Педагогика, психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ, образовательная организация, дети с гипердинамическим синдромом. |
Назначение новшества: | Реализация системы психолого-педагогического сопровождения детей с гипервозбудимостью в общеобразовательной группе с целью создания условий для успешного освоения детьми группы образовательной программы и формирования педагогической грамотности родителей и педагогов ДОУ по данной проблеме |
Годы разработки и внедрения опыта | Разработана: 2016-2017 Реализация: 2018-2021 |
Основное описание опыта. |
Основное содержание новшества: | Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться современным педагогом – это рост числа детей с гипердинамическими расстройствами. Наличие таких детей сильно осложняет организацию образовательной деятельности, увеличивает количество конфликтных ситуаций среди всех субъектов образовательного процесса. Для эффективного решения данной проблемы, мы разработали систему психолого-педагогического сопровождения детей с гипервозбудимость в условиях общеобразовательной группы. |
Область возможного использования новшества: | Данный проект можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях и в начальной школе. Элементы можно использовать в работе с подростками |
Потенциальные категории пользователей: | педагоги ДОУ, родители, учителя начальной школы, педагог-психолог школы. |
III.Расширенное описание опыта. |
Актуальность и перспективность новшества: | В 2016 году при организации приема вновь пришедших детей в 1 младшую группу мы столкнулись с тем, что по медицинским заключениям в группе у 40% (9) детей стоял диагноз СНРГВ. Организованное диагностическое наблюдение позволило выявить, что у 3 детей симптомы гипервозбудимости не проявляются. У 6 детей выявлены все симптомы (невнимательность, импульсивность, двигательная расторможенность). В процессе НОД эти ребята, часто отвлекались, не дослушивали инструкции, вскакивали с места, не доделывали задания, отвлекали других детей. Все это отражалось на усвоении образовательной программы. В самостоятельной деятельности, часто возникали конфликты между детьми, что вызывало недовольство со стороны родителей. |
Научная новизна и практичная значимость | Система психолого-педагогического сопровождения детей с гипервозбудимостью позволяет организовать педагогическую работу с учетом особенностей таких детей. Позволяет повысить педагогическую грамотность педагогов и родителей в этом вопросе. Создает условия для полноценного физического и личностного роста детей. Позволяет снять эмоциональное напряжение всех участников педпроцесса. Создает условия для полноценной коррекции негативных поведенческих проявлений у детей. |
Методическая разработанность опыта и технология ее освоения | Проект новаторский, т.к. основан на работах Лютовой Е.К., Мониной Г.Б. А так же использованы элементы немецкой программы психомоторного развития – кинезиотерапия. |
Результативность и эффективность освоения опыта: | Данный проект необходим для повышения эффективности усвоения образовательной программы детьми с гипервозбудимостью в общеобразовательной группе. Создаст условия для полноценного проживания периода детства всеми детьми группы Снизит количество конфликтных ситуаций между всеми участниками педпроцесса. Понизит уровень эмоционального напряжения педагогов, родителей и детей группы. Создаст благоприятные условия для развития детей на следующем этапе. |
Основные характеристики процесса введения новшества: | Для реализации всех задач, психолого-педагогическое сопровождение детей с гипервозбудимостью в условиях общеобразовательной группы необходимо рассматривать как долгосрочный инновационный проект. Стадии проекта Первая стадия – запуск проекта «Психолого-педагогического сопровождения детей с гипервозбудимостью в условиях общеобразовательной группы». Задача: создание программы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с ФГОС ДО. Задачи: Изучить разработанность проблемы в психолого-педагогической литературе; Изучить и обобщить передовой педагогический опыт по проблеме; Подобрать адекватные возрасту методы и приемы работы с гипервозбудимыми детьми; Создать картотеки игр и упражнений используемых в работе с гипервозбудимыми детьми; Провести консультативную работу по проблеме со специалистами ДОУ и родителями. Разработать на основе изученного материала программу психолого-педагогического сопровождения; Утвердить программу на педсовете. Срок реализации: два - три месяца Вторая стадия: интеграция программы психолого-педагогического сопровождения в образовательную систему ДОУ. Задача: апробация программы психолого-педагогического сопровождения. Содержание: - включение участников образовательного процесса в инновационную деятельность, связанную с реализацией психолого-педагогического сопровождения гипервозбудимых детей в условиях общеобразовательной группы. Результат: организация режимных моментов в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения. Срок реализации: до окончания ДОУ. Работа должна проводится в систем и постоянно. Третья стадия: мониторинг результатов программы. Задача: обобщение опыта по работе с гипервозбудимыми детьми. Оценка результатов деятельности. Содержание: психолого-педагогический мониторинг развития детей; удовлетворенность родителей. Представление опыта на городской научно-практической конференции в рамках работы по преемственности ДОУ и СОШ. Итог: программа психолого-педагогического сопровождения детей с гипервозбудимостью в условиях общеобразовательной группы – средство для организации комфортных условий для реализации образовательного процесса, с учетом особенностей группы. |
Экспертная оценка: | Старший воспитатель МДОУ, заведующая МДОУ |
Основные характеристики введения новшества: | Средний уровень новизны, т.к.меняются формы работы, но не меняется содержание работы. Новизна для данной образовательной организации. Условия внедрения инновации: гуманизация содержания образования; изменение отношения всех субъектов образования к работе с гипервозбудимыми детьми. |
Ориентировочная продолжительность введения новшества в образовательный процесс: | 2-3 месяца – разработка; 2 года на реализацию; Работа должна проводится в систем и постоянно. |
Необходимые финансовые затраты | В рамках реализации образовательного процесса |
Материально-техническое обеспечение | Картотека нейропсихологических игр; Картотека дыхательных упражнений, психологических этюдов, упражнений взаимомассажа. |
Требовательный уровень подготовки сотрудников | Профессиональная компетентность Запас общих знаний по гипервозбудимости. |
Факторы влияния и риска: незаинтересованность педагогов, отсутствие обратной связи | Низкий уровень профессиональной компетенции педагога (не желание осваивать новые методы работы); Отсроченность во времени результатов работы по проблеме. Административные препоны. Низкий уровень осведомленности родителей и педагогов о проблеме. |