Психолого- педагогическое сопровождение детей с РАС
Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживание.
Важно отметить, что в воспитании и обучении таких детей необходимо психолого-педагогическое сопровождение, т.е. единая совместная деятельность всех специалистов.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра включает в себя несколько этапов:
- знакомство с ребенком и семьей, изучение документации;
- проведение всестороннего обследования;
- анализ полученных результатов;
- составление индивидуального маршрута образования.
На начальном этапе проводится психолого-педагогическое обследование с целью определения индивидуальных особенностей ребенка. Понятно, что обследование аутичных детей невозможно провести привычным образом (способом), т.к. ребенок не включается в разговор, не выполняет инструкций. Поэтому обследование детей с РАС следует начинать с изучения медицинской документации и беседы с родителями, а также необходимо произвести наблюдение за поведением ребёнка.
Во время наблюдения следует обратить внимание:
- на особенности его поведения во время беседы с мамой;
- на наличие или отсутствие моторных стереотипий;
- на пластику ребенка (на типичные позы, ритм, плавность и координацию движений, на мимику лица);
- на перемещение ребёнка в пространстве (передвигается по всей комнате или находится в каком-нибудь одном месте);
Многое мы можем узнать из беседы с мамой о раннем развитии ребёнка, его поведении, привычках, навыках самообслуживания, способе его взаимодействия с близкими людьми. Важно обратить внимание на то, как ведет себя ребенок в присутствии близких ему людей:
- раздражает ли ребёнка присутствие постороннего взрослого;
- пытается отвлечь маму, капризничает;
- стремиться быть рядом с мамой и вмешивается в разговор;
- спокойно сидит и терпеливо ждёт.
Следует определить особенности самостоятельных занятий ребёнка. Наблюдая мы должны выяснить, что привлекает внимание ребёнка – окно, карандаши, игрушки, телефон или палочки, нитки, т.е. то что он нашёл в помещении. Принёс ли с собой любимую игрушку или предмет? Как долго он занят своим делом? Отметить, напоминают его действия обычную игру или он манипулирует предметами (трясёт, постукивает, вертит, обнюхивает, облизывает). Выяснить из беседы с мамой и путем наблюдения навыков самообслуживания, как он ест (аккуратно или неряшливо, важно и неторопливо). Наблюдая за движениями ребёнка следует установить наличие или отсутствие моторных стереотипий (раскачивание, сосание пальца, потряхивание и взмахивание руками), определить насколько ими увлечён. Есть ли трудности глазного контакта и насколько они выражены. Заглядывает в глаза, случайно встречается взглядом и быстро отводит его в сторону. Обратить внимание на поведение ребёнка при другом человеке, как себя проявляет (прислушивается к разговору, как реагирует и меняется ли при этом его поведение).
Определить реакцию ребёнка на физический дискомфорт, голод, боль, усталость. Как проявляются переживания дискомфорта, не перерастают ли они в ожесточённую аутостимуляцию и самоагрессию, может ли мама утешить ребёнка, если да, то чем – едой, игрушкой, кружением на руках, лаской, уговорами.
При оценке речевых возможностей следует понять, мутичен он или способен пользоваться речью. А если способен, то в какой степени она направлена на коммуникацию или представляет собой слова и фразы в виде штампов, эхолалий. Эхолалии могут быть немедленные или задержанные. Определить, количественный запас слов и использует ли ребёнок в речи личные местоимения.
Итак, во время первичного обследования следует установить тип аутизма, характер стереотипности, способы взаимодействия ребёнка с окружающим миром. На основе этих данных следует определить, к какой из 4-х квалификационных групп относится данный ребенок
По результатам психолого-педагогического обследования составляется программа помощи, которая включает индивидуальный образовательный маршрут. Вся коррекционная помощь детям включает в себя три направления: - Работа с детьми;
- Работа с педагогами (методическая помощь)
- Работа с родителями.
Работа с детьми заключается:
- В установлении контакта с ребенком;
- Развитии речи;
- Формировании положительного настроя на социализацию и коммуникацию.
Для начала необходимо установить контакт с ребёнком, создать для него условия, при которых ему будет комфортно и безопасно. Это длительный период и следует определить средства, с помощью которых мы сможем привлечь внимание детей. Если удается, то обязательно поощряем ребёнка.
Что относится к поощрениям?
Это могут быть пищевые добавки: еда, питье, сладкое. Как правило, на них отводиться около 20%. Пищевые добавки эффективно использовать только в том случае, если родители дома не дают им это.
Кроме пищевых, выделяют и сенсорные поощрения, например массаж рук и пальцев, расчесывание волос, щекотка, прослушивание музыки, завёртывание в одеяло, прыжки на батуте, раскачивание на качелях.
Двигательные поощрения - это любая физическая активность: ходьба, игры с друзьями, занятия спортом.
Предметные поощрения.
Социальные поощрения, к ним относятся произнесение доброго слова, улыбка, выдача грамоты, рассказ про успехи знакомым.
Обобщенные поощрения - стимулы, соединенные с несколькими поощрениями, например, жетоны, баллы, коллекция предметов, которые можно будет обменять на что-то или на другие виды поощрения.
Работа психолога направлена на развитие социальной коммуникации и социального взаимодействия со взрослым и сверстником.
Работа с родителями также имеет несколько направлений:
- просветительский блок;
- психопрофилактический и психокоррекционный;
- консультативный блок.
Почему так важно сотрудничать с родителями (законными представителями) при сопровождении ребенка с РАС? Поскольку родитель для ребенка является психологически безопасным, близким, надежным взрослым и многие позитивные изменения могут быть инициированы именно ими, они должны выступать активными субъектами реализации программ помощи своим детям, при этом необходима преемственность в подходах к воспитанию и обучению, единая линия взаимодействия.
При коррекционной работе с аутичным ребенком следует соблюдать определенные рекомендации:
- разговаривать с ребёнком негромким голосом, а в некоторых случаях шёпотом, если ребёнок возбуждён;
- необходимо избегать резких движений и прямого взгляда на ребёнка;
- педагог должен одет в одежду спокойных, не ярких тонов и носить её постоянно, это поможет ребёнку привыкнуть к нему;
- если ребёнок отказывается от выполнения задания, не нужно настаивать на его выполнении;
-не следует обращаться к ребёнку с прямыми вопросами
Таким образом, эффективность реализации программ помощи ребенку с РАС будет зависеть от слаженной работы команды специалистов по комплексному психолого-педагогическому сопровождению и родителей (законных представителей). При правильной организации образовательного маршрута и включенности в его реализацию всех специалистов и родителей (законных представителей) развитие и преодолении проблем социализации и коммуникации детей с РАС разрешается.
Литература
1. Лебединская, К. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления / К. С. Лебединская, О. С. Никольская. – М. : Просвещение, 1991. – 96 с.
2. Либлинг, М. М. Подготовка к обучению детей с ранним аутизмом / М. М. Либлинг // Дефектология. – 1997. – № 4. – С. 8–86.
.3 Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод. пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение, 2008. – 239 с.
4. Мамайчук, И. И. Помощь психолога детям с аутизмом / И. И. Мамайчук. – СПб. : Речь, 2007. – 288 с.