СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей - инвалидов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей - инвалидов»

Шишкова Л.А., старший воспитатель

БМАДОУ «Детский сад № 19»

Березовский городской округ


Психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей – инвалидов.

Основная задача педагога — это создание условий для освоения детьми программы. Для успешной реализации программы должны быть обеспечены психолого - педагогические условия, которые прописаны в ФГОС ДО (3.2.1.)

Организация воспитания и обучения дошкольников предполагает внесение изменений в формы коррекционно - развивающей работы. Для большинства воспитанников характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

В соответствии с возможностями воспитанников определяем методы обучения. При планировании работы используем наиболее доступные методы:

- наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения. Соединение в восприятии языкового материала слуховых, зрительных и моторных усилий со стороны воспитанников способствует более прочному усвоению вводимого материала.

Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя, повышению учебной мотивации, активизации познавательной активности и позволяет обеспечить полисенсорную основу восприятия информации.

- практические методы обучения используем в процессе обучения детей с ОВЗ для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций. Развитию познавательной активности детей, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические игры и игровые приемы.

Словесные методы обучения имеют специфику в процессе обучения детей с ОВЗ и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов, обусловлена индивидуальными особенностями детей с ОВЗ.

Для отдельных категорий воспитанников, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик. Так, например, в работе с детьми, имеющими сложные нарушения в развитии, используем невербальные средства коммуникации, такие как пиктограммы, система жестов, календарная система (картинки — символы).

Для эффективной организации детей используем визуальное расписание, структурирующее деятельность ребенка. Визуальное расписание позволяет справиться с трудностями вычленения этапов работы, последовательности выполнения заданий, определения начала и окончания деятельности. Так, например, дети с расстройством аутистического спектра легче включаются в работу, если могут наглядно видеть, сколько заданий им предстоит выполнить. Визуальное расписание представляет собой картинки-символы, обозначающие предметы или действия с ними.

Сформировать у каждого воспитанника навыки социализации и социально одобряемого поведения помогает «экран успеха».

Также применяем в работе метод «Социальных историй». Социальная история – это площадка для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.

Применяя этот метод на практике, стало понятно, что метод «Социальных историй» хорошо работает не только с детьми с такими диагнозами как аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ), но и с детьми с интеллектуальными нарушениями, с задержкой в психическом развитии и даже с нормотипичными детьми.

В педагогической практике применяем этот метод для развития социальных навыков, для развития академических способностей, для коррекции нежелательного поведения, для развития навыков по уходу за собой, для интеграции информации, если проблемная ситуация уже произошла.

Технология «Круг рассуждений» — по аналогии с предложенной технологией Н. П. Гришаевой «Рефлексивный круг». «Круг рассуждений» проводится каждый день перед завтраком. В «Кругу» решаются вопросы: «Чем сегодня мы будем заниматься?», «Что интересного произошло?» — обсуждаются вопросы дисциплины в группе. Дети выступают на одном уровне с педагогом, что очень важно: именно решением детей в группе утверждаются правила.

Здоровьесберегающие технологии - кинезиологические упражнения - при систематическом выполнении упражнений дети становятся более активными, сообразительными, энергичными, учатся контролировать свои психические процессы, улучшают речевые и двигательные навыки, лучше концентрируются.

Личностно-ориентированные технологии (воспитаннику подбирается материал по уровню сложности и развития сохранных анализаторов, учитывается повторяемость материала и умения восприятия).

Технология сотрудничества представлена, как равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок». Создаем условия для развития навыков социализации - совместно определяем разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Игровая технология — это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка. Игра является той деятельностью, с помощью которой может обеспечиваться синтез всех образовательных областей.

В процессе такой образовательной деятельности обогащается эмоциональный опыт детей, развивается эмоциональная сфера, стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с нарушениями опорно – двигательного аппарата начинают двигать руками, ногами или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевают свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными. Повышается уровень самооценки. У детей появляется уверенность в себе, своих силах и своих возможностях.

Для активизации деятельности обучающихся используем следующие активные приемы обучения:

- использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом;

- прием «рука в руке» очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы;

- использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок с ОВЗ воспринимать не может, ему нужен наглядный материал;

- речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации, где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы и т.п.

- активные приемы рефлексии - самоанализ деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делают педагоги и используют похвалу или поощрение (житончики);

- приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики, то есть смена деятельности;

- привлечение других детей – выбираем ответственного за ребенком с ОВЗ - привести его за руку из коридора, спальни, если долго находится в туалете, проверить и объяснить, что нужно выходить.

Можно сделать выводы, что в образовательной организации созданы психолого-педагогические условия для решения задач по охране жизни и укрепления здоровья детей; обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщения детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!