В презентации рассматриваются закономерности развития детей с ОВЗ, детей - инвалидов, их особые образовательные потребности. Акцентировано внимание на напрвлениях коррекционной работы, приведены примеры личного вклада в учебную программу по улучшению качества обучения.
Просмотр содержимого документа
«Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей - инвалидов при обучении.»
Психолого педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей - инвалидов
Общие закономерности развития детей при нормальном и нарушенном развитием:
- Развитие психики детей с ОВЗ подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка.
- К наиболее общим закономерностям относятся такие, как цикличность и неравномерность психического развития, пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации, положение о соотношении влияющих на развитие человека биологических и социальных факторов.
Общие закономерности психического развития лиц с ОВЗ
Особые образовательные потребности у детей с ОВЗ обусловлены закономерностями нарушенного развития:
- трудностями взаимодействия с окружающей средой, прежде всего, с окружающими людьми;
- нарушениями развития личности;
- меньшей скоростью приема и переработки сенсорной информации;
- недостатками словесного опосредствования (например, затруднениями в формировании словесных обобщений и в номинации объектов);
- недостатками развития произвольных движений (отставание, замедленность, трудности координации);
- замедленным темпом психического развития в целом; повышенной утомляемостью, высокой истощаемостью.
С учетом особых образовательных потребностей для детей с ОВЗ создаются специальные образовательные условия .
Особые образовательные потребности лиц с ОВЗ
- это потребности, обусловленные особенностями развития обучающихся, которые существенно затрудняют (или делают невозможным) усвоение основной образовательной программы без создания специальных образовательных условий.
Программа коррекционной работы включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
1. Диагностическая работа предполагает осуществление:
- психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:
― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;
― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;
- 2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности;
- 3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.
2. Коррекционно-развивающая работа включает:
- составление индивидуальной программы психологического сопровождения обучающегося (совместно с педагогами);
- формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;
- разработка оптимальных для развития обучающихся групповых и индивидуальных коррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых занятий по психо коррекции, необходимых для преодоления нарушений развития обучающихся;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сферы обучающегося и коррекцию его поведения;
- социальное сопровождение обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах .
3. Консультативная работа включает:
- ― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных обучающихся;
- ― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребенку в освоении общеобразовательной программы.
4. Информационно-просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов;
- психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности;
- психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.