Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического спектра в образовательной организации
Аутизм является глобальной проблемой.
В 2007 года Генеральная Ассамблея ООН установила
Всемирный день распространения информации о
проблеме аутизма и отмечается ежегодно
2 апреля
Всемирный день распространения
информации о проблеме аутизма
Расстройство аутистического спектра ( РАС ) — это расстройство нервной системы, которое характеризуется дефицитом в социальных взаимодействиях и коммуникацией с наличием стереотипий (повторяющихся действий).
По данным Соединенных Штатов Америки за 2014 год, оно диагностируется у одного из 59 детей . В России распространенность составляет один случай на 100 детей , но официальный диагноз получают гораздо меньшее количество людей.
Число зарегистрированных случаев увеличивается ежегодно на 10-17 процентов.
В последние годы возникает все больше
случаев выявления нарушений развития
аутистического спектра у детей различных
возрастных групп.
В работе с такими детьми специалисты сталкиваются с целым
рядом практически непреодолимых трудностей.
«Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека»
Из Векипедии:
Три основных признака: дефицит способности начинать и поддерживать
социальное взаимодействие .
и общественные связи, ограниченные интересы ,
часто повторяющиеся поведенческие действия .
Основная характеристика: перманентный дефицит в социальной коммуникации и
социальном взаимодействии.
Не появляются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте,
нет согласованности с партнёром по общению.
Часто РАС сопровождает умственная отсталость.
Встречаются и высокофункциональные люди с данным расстройством.
- Как организовать психолого-педагогическое сопровождение для этих детей в условиях школы в соответствии с требованиями Стандарта?
- Каковы основные направления и задачи коррекционной работы с этими детьми?
- Какие методики и технологии позволяют осуществить эффективную коррекционную работу?
Поступая в школу многие из учащихся не могут себя правильно (по возрасту) обслужить, не видят причин соблюдать элементарные условия взаимодействия с о сверстниками и взрослыми, требуют заботы, постоянного контроля и оказания своевременной педагогической и психологической помощи и поддержки.
Цель обучения детей с РАС - формирования у обучающихся жизненных компетенций.
Этапы включения ребенка с РАС в процесс обучения.
- социальная интеграция (нахождение в классе, общешкольные мероприятия), параллельно должны проходить дополнительные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем и специалистами.
- посещение отдельных уроков(физкультура, музыка, изобразительное искусство).
Организация пространства при обучении ребенка с РАС
- наличие отдельной парты в классе;
- наличие "места уединения";
- наличие визуального расписания.
Система альтернативной коммуникации PECS
- Система альтернативной коммуникации PECS – это целая система обучения коммуникации, когда ребенка с социальными нарушениями учат выбирать и давать изображение желаемого объекта или занятия. Система состоит из нескольких фаз, во время которых ребенка учат как вступить в коммуникацию, как быть настойчивым в общении, как выбрать нужное изображение, как составить предложение, как ответить на вопрос и как комментировать – и все это с помощью изображений. Более того, сами родители могут освоить и использовать этот подход.
КАК УЧИТЬ РЕБЁНКА-АУТИСТА:
- доносить информацию через схемы, наглядные картинки,
- избегать переутомления,
- четко организовывать пространство,
- использовать подписанные системы хранения,
- подписывать предметы, которыми пользуется ребенок,
- обращаться к ребенку по имени,
- обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки,
- осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое,
- использовать подкрепление правильного
действия (вкусным поощрением,
объятием, стимулом).
- постоянно развивать крупную и
- мелкую моторику.
Прикладной анализ поведения (АВА – терапия)
Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и, когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.
Занятия в сенсорной комнате
- Одним их методов коррекции при аутизме являются занятия в сенсорной комнате. После таких занятий дети с аутизмом чувствуют себя намного лучше, поскольку сенсорные стимуляторы, которые находятся в комнате, воздействуют на обоняние, зрение, осязание, вестибулярный аппарат. На сегодняшний день многие специалисты в области аутизма рекомендуют детям занятия в сенсорной комнате, поскольку они дают положительные результаты.